Студентка2014, я могу написать, но, вероятно, будет очень много слов.
Вы можете отличить палех от мстерской росписи? Вас резанут цветы в технике гжели в центре жостовского подноса?
Я выросла на детских книжках, раскрасках, плакатах, альбомах с предметами различных видов народно-прикладного творчества. И в то время картинки соответствовали действительности.
Ну и музеи.
В подсознании у меня сложились стереотипы. Благодаря им я могу распознать шетланскую шаль, отличу узбекский пуховый палантин от прибалтийского, вологодское кружево от киришского и ноттингемского, и брюгге от ипры.
В детстве, приезжая на лето к бабушке в Чапаевск Самарской губернии Куйбышевской области, видела как вяжут простые пуховые платки с глухой серединой и как продают на рынке настоящие оренбургские паутинки.
Оренбургский платок я воспринимаю как уникальное историческое наследие. Поэтому многие современные его варианты для меня - это изделия "в стиле оренбургского платка", но не оренбург.
Я до сих пор не уверена, что полностью и правильно понимаю смысл графической композиции оренбурга. Но что-то заложено внутри меня. Это как читать Гарри Поттера, родившись в Англии или ничего не зная о ней. Принадлежность Драко и Невилла к старинным известным семействам понятна по тексту. А тоже самое о Роне по тексту вначале не скажешь, но англичане мгновенно считают эту информацию по одной его фамилии, а неангличане - нет.
Когда-то я сохранила себе две короткие статьи, которые наиболее соответствуют моему видению композиции оренбурга, к сожалению, без упоминания источника -
на фотохостинг →
на фотохостинг →
на фотохостинг →
на фотохостинг →
Если рассматривать платок из Knitting Traditions - Fall 2013.
на фотохостинг →
Претензии к его композиции.
Начнем с середины. Круг вокруг центрального элемента снежинки. Снежинка огромна, несимметрична - в смысле не заполняет собой квадрат. Вокруг нее попытка изобразить круг. Это нехарактерно для оренбургских платков. Четыре мелких элемента по углам и прерывистые линии возле них. Много пустоты. Это не однокруговой платок, не пятикруговой и не сплошной.
Решетка. Очень разряжена и примитивна. Не выполняет своей задачи - отделить середину от каймы.
Кайма. Без претензий, повторяет один из мотивов центра. Была бы пошире, было бы эффектнее.
Претензии к орнаментальной графике.
Ломанный круг и оборванные линии в середине и решетка из отдельных элементов. Центр размазан, орнамент незамкнут. Для оренбурга свойственна непрерывность и замкнутость орнаментальных линий.
Мое личное мнение. Использование отдельных мотивов по схемам Хмелевой не делает вещь автоматически оренбургским платком.
Дописано: это как варежки из книги Шарлин Шурх "Вяжем варежки.Спицы. Мотивы народов русского севера". Мотивы-то народов, а вот разомкнутость орнамента, вертикально двухцветная резинка и несвойственный русскому северу способ вывязывания пальца не позволяют отнести их к русским северным варежкам. Это, простите - "мне понравился узорчик, я сделал по мотивам свою вариацию и назвал русскими варежками".
на фотохостинг →
на фотохостинг →