Виринея, всегда рада тебе. Заходи обязательно.
Девчонки, тема у меня получается разносторонняя.
Хочу рассказать Вам ещё об одном известном историческом персонаже.
Сразу хочу поблагодарить Виктора Калашникова - профессионально литератора, который собрал этот дайджест, наиболее удачный на мой взгляд. Я лишь добавила здесь немного своих слов и скрыла наиболее жестокие фотографии.
Итак,
Дракула или
Влад Цепеш - знаменитый трансильванский злой гений.
[img]http://i053.radikal.ru/1007/94/7c14da02d3bct.jpg[/img] [img]http://s06.radikal.ru/i179/1007/80/0b03244f68f7t.jpg[/img] [img]http://s39.radikal.ru/i083/1007/11/53f1971dee55t.jpg[/img] [img]http://i058.radikal.ru/1007/53/170e63e68985t.jpg[/img] [img]http://s48.radikal.ru/i121/1007/0d/c874b71b7770t.jpg[/img]
"Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему - Дьявол".
Король вампиров, трансильванский граф Дракула ныне кочует из одного фильма в другой, поражая зрителей умением носить фрак, эффектной бледностью породистого лица, а также своими элегантными манерами. На вечерних балах он очаровывает юных дам, но поутру обязательно укладывается спать в роскошный гроб. Где и проводит весь день до следующего вечера.
Случается, что он в порыве страсти прокусывает изящные шейки своих поклонниц, тем самым утоляя свою противоестественную потребность и приобщая невинные души к легионам кровососов. Этот, едва ли не гротескный образ сложился постепенно: начал формировать его английский прозаик Брем Стокер, продолжили кинорежиссеры Ф.Мурнау (фильм "Носферату",1922 г), Т.Браунинг ("Дракула",1931 г.), Р.Поланский ("Бал вампиров",1967 г.) и Ф.Коппола ("Дракула",1992 г.), а завершили воротилы шоу-бизнеса. На днях прочитала, что Бред Пит собрался заново рассказать историю о Дракуле и с этой целью укатил в Трансильванию.
Между тем первым литературное произведение о Дракуле написал Федор Васильевич Курицын - известный русский дипломат и талантливый прозаик. По поручению царя Ивана III он возглавил русское посольство в 1482-1484 гг., которое имело целью заключить с Молдавией и Венгрией союз против Речи Посполитой. В это время были еще живы легенды о румынском воеводе Владе (правил в 1456-1462 и 1477 гг.), прозванном за свою жестокость Цепешем ("Протыкателем"). Было у него и другое прозвище - Дракула ("Дракон") и даже - Дьявол. Курицын писал: «Был в Мунтьянской (то есть, горной) земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски (по-румынски) Дракула, а по-нашему - Дьявол". Дело тут в том, что отец Влада, его тезка и также воевода (1436 - 1446 гг.), принадлежал к германскому рыцарскому ордену Дракона. Позднее закрепившееся за ним прозвище было заменено на более понятное румынское "drac" - дьявол, унаследованное также и сыном.
Вот здесь отчетливо понимаешь какой осторожностью надо обладать при произношении слов, а тем более, когда называешь ребенка или что означает фамилия.
Кстати, носил он его вполне заслуженно. Когда к нему прибыли посланцы турецкого султана Магомета II и не сняли, войдя в тронную залу, головных уборов потому, что таков их обычай, Цепеш, желая "укрепить" этот чужеземный обычай, прибил фески к головам турков железными гвоздями, после чего отпустил их восвояси, велев передать султану, что, мол, со своим уставом не следует соваться в чужой монастырь. Понятное дело, что тут же султан объявил войну и послал свое несметное войско на маленькую Валахию.
Воевода упредил удар турков и, напав на них ночью, перебил их во множестве. Затем проверил раны у своих солдат: раненных в грудь щедро наградил; тех же, кто получил удар в спину, приказал посадить на кол, сказав, что они не мужчины и достойны женской участи. Суровый и весьма наглядный урок не прошел даром: после этого румыны дрались как черти. Все же их было слишком мало для победы. Поэтому Влад, для вида, согласился принять приглашение султана перейти к нему на службу. Вместе со своими воинами он переправился в Турцию, а там прошел смертоносным смерчем по тылам, убивая всех без разбора. После этой карательной акции он вернулся в Румынию и велел передать повелителю турков, что готов еще не раз ему послужить таким же образом. Тот в бессильной ярости скрежетал зубами, но ничего поделать не мог так, как в это время начал войну на другом фронте.
Если в бою жестокость Цепеша была оправдана, то в мирное время она объяснялась лишь его патологическим садизмом. Не зная полумер, он или осыпал человека золотом или казнил его изуверским способом, не делая различия по социальному положению, полу или возрасту. С неверными женами и девицами легкого поведения он поступал особо зверски. Дадим слово Федору Курицыну. «Если какая-нибудь женщина, - повествует он, - изменит своему мужу, то приказывал ей Дракула вырезать срамное место, и кожу содрать, и привязать ее нагую, а кожу ту повесить на столбе, на базарной площади по¬среди города. Так же поступали и с девицами, не сохранившими девственности, и с вдовами, а иным груди отрезали, а другим сдирали кожу со срамных мест, и, раскалив железный прут, вонзали его в срамное место, так что он выходил через рот. И в таком виде, нагая, стояла, привязанная к столбу, пока не истлеет плоть и не распадутся кости или не расклюют ее птицы".
Словом, настоящий Дракула не отличался галантностью своего кинематографического двойника.
Однажды он велел прибыть к нему во дворец всем нищим и убогим. Накормив их, спросил, чего бы они еще хотели. И те, по простоте душевной, пожелали не испытывать никогда более нищеты и болезней. Цепеш исполнил их просьбу - велел всех запереть в сарае и сжечь. При этом он объяснил палачам, что они совершили благое дело, избавив страну от заразы, а самих нищих - от мучений, как они сами о том и просили.
Рассказы о вампиризме и людоедстве Влада возникли из-за того, что он имел обычай обедать среди своих жертв, посаженных на кол. Получая удовольствие от их предсмертных хрипов. Когда же его слуга попытался заткнуть нос, чтобы не стошнить от трупного смрада, Дракула и его посадил на кол - чтобы его овевал свежий воздух и не донимал дурной запах.
Кстати, в Молдове около года назад крутили рекламный ролик именно на эту тему. Не помню, что там рекламировали, но цепляло с первых кадров.
Однако всему приходит конец. Румынский изувер был взят в плен венгерским королем Матвеем Корвином, иначе - Матьяшем Хуньяди (1458 - 1490 гг.), и брошен на четырнадцать лет в подземную тюрьму. Однако, и там Цепеш умудрился развлекаться в свойственной ему манере: ловил крыс и пожирал их; велел надсмотрщикам покупать на базаре птиц, которых ощипав, отпускал на волю.
Все же он был высвобожден из темницы на условии, что примет католическую веру. Цепеш принял это условие и еще год правил Валахией, пока в одном бою не был поднят на копья своими же воинами.
Повесть Федора Курицына был переписана в Кирилло-Белозерским монастыре известным "издателем" Ефросином-книжником и уже в 1486 году обрела широкую известность на Руси. Сам же автор, скорее всего, в 1500 году стал жертвой "русского Торквемады" - архиепископа Новгородского Геннадия, люто ненавидевшего любую образованность и усматривавшего в ней опасную ересь.
Могу высказать сейчас крамольную мысль с церковной точки зрения, но я ведь всё-таки размышляю:
насколько в Византии приветствовалось учение и продвижение прогресса вперед, насколько тогда наука двинулась вперед нисколько не порицаемая церковью, настолько христианская вера у католиков и православных была построена (возможно и сейчас) на страхе и держании людей в невежестве. Вспомнить хотя бы Коперника, Яна Гуса, Галилея и т.д и т.д.
Поэтому, я обычно и говорю - обращайтесь к первоисточнику, а не делайте суждений по чужим словам, думайте, девочки.
P.S. совсем забыла, В Кишинёве есть улица, которая носит имя Влада Цепеша. Когда въезжаешь с южной стороны города на Телецентр, то как раз проезжаешь по ней.