Немного квасного патриотизма
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль

Ну никогда такого не было, и вот опять на повестке поиск национального самосознания.
Тема открыта, чтобы собрать актуальные русские элементы костюма, а может быть и цельный образ, надеть всё на себя и выпендриваться – это обязательно, это именно национальная манера. Однако она может распространяться на любые вещи, а нужны характерные и узнаваемые.

Все картинки темы

Конечно, медведь очень устойчивый, может быть маркером. Он и живёт до сих пор в России, и страна большая, так что сначала просто северный зверь закрепился за нами. Потому русский медведь – в некотором роде тавтология.
анонимный урбанистический


органичный ироничный

Потом, Россия самая красная страна. Советской Республике спасибо за обогащение смысла, коммунизм и красные гвоздики.

Вообще, как это ни странно, красный цвет и Империя, в силу какого-то рокового стечения обстоятельств, постоянно пребывали в своеобразном симбиозе: Империя не может обойтись без красной символики, а красный цвет неизбежно порождает империалистические устремления.
Так ведь немудрено, "Роза мира" поясняет, что голубой - высокодуховный, а красный - великодержавный.

И справедливо будет признать, что красный перехватывает Китай.
Опасность при использовании красного в том, что национальный образ легко превращается в общефольклорную фантазию.

Дальше обрусевшие заимствования.


Случается, что вдруг чуждая натура проступает несмотря на привычку. Случается и наоборот: видится русский след благодаря исключительно антуражу.


Диор, берёзки, кружево. 😃

Итак, о кружевах.
Вологодское кружево. Разные есть мнения на его счёт. Одни говорят, мол, да испокон мы его плетём на месте. Другие свидетельствуют, что это Пётр выписал кружевниц из Брабанта, которые наших всему научили. В общем, кружево невыясненое, но закрепившееся как символ.

https://materialitydotinfo.files.wordpress.com/2017/10/img-1868-e1507900336930.jpg
https://materialitydotinfo.files.wordpress.com/2017/10/img-1869-e1507900518874.jpg

Похоже, 80-е, хозяйке на заметку.



Ульяна Сергеенко.

Следующее заимствование.
Ростовская финифть.

Выяснить, где эмаль появилась впервые, совершенно невозможно. Китай, Индия, Персия, Крит, Микены, Греция, Этрурия и Рим - все наплавляли стекло на металл, как умели, потому что оно красивенькое. Русь заимствовала эмальерные техники у Византии в 10 веке. Но до живописной эмали было далеко, да потом ещё пришла Орда. Однако всё проходит. В 15 веке русские земли возвращаются к объединению вокруг Москвы, а итальянцы научаются варить эмали разных составов с одинаковой температурой плавления и коэффициентом расширения. Технику живописной эмали перенимает и коммерчески развивает французский Лимож. К 17 веку новую технику - роспись эмали - применяет французский же ювелир Жан Тутен. Для росписи экспериментатор использовал надглазурную эмаль по фарфору, которую отличает тонкость слоёв. Краски полупрозрачные, поэтому белый фон подсвечивает верхние слои. Что дала роспись? Цветовые нюансы, тонкую моделировку формы, а вместе - реалистичность изображения.
Расписную эмаль русские мастера используют с 17 века. техника появилась сначала в Москве, Сольвычегодске, затем в Петербурге и Ростове. К 18 веку сложилась самобытная школа ростово-ярославской финифти. В 19 веке, когда целенаправленно и сознательно культивируют русский стиль, его эстетика связана с многоцветьем и узорочьем 17 века. Сложные техники эмали выражают собой преемственность. При царизме Ростов Великий становится центром эмалевой миниатюры. Два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись окончательно складываются уже в молодой Советской Республике, когда промыслу грозит исчезнуть совсем.

Как по мне, ассоциируется с Китаем, хотя фактически это ошибка. Но больше всего на фарфор похоже.

Китай очень древний, очень. В эпоху Тан (очень давно) он уже производил посуду с кобальтовой росписью в арабско-персидском вкусе - на экспорт. Первый император династии Мин сделал фарфор цинхуа китайским символом, усмотрев в нём красоту - спокойствие и приятную глазу тональную растяжку синего, а к тому же самобытность старинного местного промысла. Император стимулировал развитие нехитрым способом: выделил деньги. На ловлю счастья и чинов со всей страны приехали художники. В эпоху Мин цинхуа распространился внутри самого Китая.
Турки первыми скопировали экспортный китайский товар, сделали изразцы и облицевали сорок мечетей Стамбула.
Турецкую копию китайского оригинала отличала дешевизна, что понравилось многим. На Пиренеях керамическая плитка появилась вместе с мавританской архитектурой. На месте роспись изменилась, под влиянием Дельфта стала сине-белой, хотя в арабском варианте тоже преобладал синий цвет, отчего корень "азул" стал его обозначать в испанском и португальском языках. Азулежу - керамическая облицовка стен, сюжеты которой изменила Реконкиста. Вместо арабских орнаментов появились барочные завитушки, да к тому добавили людей, зверей - всё, что запрещено в исламе.
Голландия очень конъюнктурная, очень. Популярность стиля цинхуа обеспечивала выгодный сбыт имитаций, а переселившиеся итальянские керамисты - технологию производства. Дельфт сделал собственную копию.
Пётр открыл производство в голландском духе в Стрельне, а к середине 18 века предприятие захватило европейский рынок изразцов. Однако русского духа в стрельнинских изделиях не было. Обрусела кобальтовая роспись в подмосковной Гжели.
Нина Ручкина. "Русские в моде", платок "Гжель".

😈 Тут и популярность сочетания цветов делает узор анонимным, и сами мотивы неузнаваемо нафотошопили.

Ну и вообще, одно голландский заяц, а русский - сколько экспрессии!

Нина Ручкина. "Русские в моде", платок "Городецкая роспись".

И поехал <князь Георгий> по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.

Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его.

Малый Китеж - это как раз Городец. Источники, заслуживающие доверия, упоминают Городец с 12 века. В 1238 году сожжён Батыем. Восстановился. В 1408 году сожжён Едигеем. В 16 веке возник заново. Церковный раскол привёл в нижегородские леса бежавших старообрядцев. К 17 веку Городец стал центром старообрядчества. Здесь раскольники создали поэтический образ сокровенной Руси в легенде о граде Китеже. В скитах и монастырях прижились художественные ремёсла. Иконописец Огуречников пришёл в местную церковь поновлять роспись и научил крестьян живописи. Первоначально расписывали прялки, затем перешли на домашнюю утварь. Основные мотивы росписи - люди, кони, птицы, цветы. Роспись технологически проще, чем более ранние инкрустация и резьба с подкраской, отчего производительность выше и продажи больше. В 19 веке Городец населяет процветающее купечество. А сейчас он маленький.

И били в било на Пожаре,
Собраться ратникам веля,
И старцы с женами бежали
Сидеть за стенами Кремля.
А Кремль стоял, одетый в камень,
На невысоком берегу
И золотыми кулаками
Грозил старинному врагу.

С принятием христианства на Руси начали строить храмы по византийскому образцу. В 19 веке установили такую хронологию изменении формы купола храма: сначала сооружали византийский круглый, затем стали делать шлемовидный, последним - луковичный. В 1885 году Гнедич писал:
Русская размашистая натура, желание все сделать поскорей, на авось, сильно отразились на новгородских соборах. Это неряшливые постройки с полнейшим пренебрежением к отвесу и горизонту; и сама кладка, и прорези окон крайне небрежны, хотя и прочны.
...
Итак, новгородские соборы непосредственно принадлежали по своим основным принципам Византии. И только с XVII века, когда вольность Новгорода была сломлена, он подчиняется московскому веянию, и излюбленная форма московского купола — луковица начинает украшать и новгородские церкви.

Сейчас существует мнение, что всё было наоборот, что луковичный купол появился раньше шлемовидного. Поговаривают, что в 17 и 18 веке взяли моду менять луковичные купола на шлемовидные, в чём весьма преуспели. А по прошествии времени во многих случаях восстановили прежнюю форму. Луковица сооружается легко, на деревянном каркасе, стоит столько пригласить плотника.
Луковичный и шлемовидный вариант Успенского собора Московского Кремля:
Вид Успенского собора и Соборной площади. Гравюра 1886 года.

Нина Ручкина. "Русские в моде", платок "Москва - Кремль - Фаберже"

Проклятье вечное тебе, 1237 год.
В 1236 году этот Батый, собравши 300000 войска, вошёл в землю болгарскую, опустошил её, а в следующем году татары явились в рязанских пределах и потребовали от тамошних князей десятины от всего, от людей и от скота. "Когда никого из нас не останется, тогда всё будет ваше",- отвечали князья. Батый взял Рязань, опустошил всю страну, потом, двигаясь далее на север, разбил войско великого князя Юрия у Коломны, сжёг этот город, сжёг Москву и 3 февраля 1238 года осадил Владимир, откуда великий князь выехал на Волгу собирать войско. 7 февраля Владимир был взят и сожжён, причем погибло все семейство великокняжеское. От Владимира татары пошли дальше, разделившись на несколько отрядов, и пленили всю страну Поволжскую, в один февраль месяц взяли четырнадцать городов. 4 марта татары встретились с великим князем Юрием, который стоял на реке Сити; после злой битвы русские полки побежали, сам великий князь был убит. От Сити татары пошли к юго-западу, взяли Торжок и, не дошедши 100 верст до Новгорода, остановились, боясь приближения весеннего времени, разлива рек, таяния болот, и пошли к юго-востоку, на степь.
Или, как сказал поэт:
В этом болотистом низменном крае
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
По каноничной версии спасение Новгороду обеспечила тирания географии, климатические условия. А вообще вопрос дискуссионный. Но как бы ни было в тот раз, Новгород на протяжении 11 с лишком веков и достойно себя вёл.

Мальчик Онфим образно передал выражение "Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!"
_
Долго ли, коротко ли, а на смену мечам пришли танки. И к 1939 году конструкторское бюро Михаила Кошкина разработало средний танк Т-34-76, который в модификации Т-34-85 стал совершенным и прославился, как танк Победы.

Далее разъяснение названия темы. Оно тоже послужит разворачиванию ассоциативной цепочки. Выражение "квасной патриотизм" чаще всего понимают ошибочно, как ироничное определение упрямой приверженности к мелочам национального быта, к исконному квасу в частности. Устоялось, что так Пётр Вяземский в "Письмах из Парижа" ругательно обозначил безусловную хвалу всему, что своё (ну а как иначе может быть в таких-то письмах). Однако прилагательное "квасной", произошедшее от глагола "квасить", обозначает высокую толерантность к алкоголю, то есть природное, неотчуждаемое качество.

100 ЛЕТ СССР ✌️





Ursine_Grace, Дек 30, 2022

Ursine_Grace, Круто, возьму на заметку, пайта понравилась.

Ягоды, конечно, общефольклорные, но есть более русские. То берёзка, то рябина. То калинка, то малинка.




🍒
И развесистая клюква

Поплыли туманы над рекой.


Яблони и груши, по счастью, во время цветения не отличаются.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания