Судьба вязальщицы-3 меняет место жительства В нашем доме рады всем: и постоянным и приходящим. Просто соблюдаем правила общежития и радуем друг друга общением и творчеством
Дорогие жители темы и гости- подкустовики. Эта тема- наш дом и кусок нашей души, а не гараж со старым хламом. Поэтому мы поддерживаем здесь порядок и неукоснительно соблюдаем правила клуба. http://club.osinka.ru/topic-132656 Но если вы вдруг что-то нарушили, то быстро осознали и бегом к модератору, чтобы ни вы сами, ни другие жители темы не пострадали. Если вы заметили нарушения у другого, то бегом в личку к нему, чтобы человек смог осознать и исправиться. Если вас заблокировали, то вы не создаете новый ник, а спокойно ждете разблокировки, не ставя под угрозу существование нашего общего дома. Мы всегда уменьшаем фото до размера превью Мы не обсуждаем коммерцию и магазины на любых ресурсах.
Поэтому дарить чтоб кто то не носил а потом возможно собаке потом постелил - меня душит жаба
Кстати, был у меня случай, который меня очень отрезвил. Подруга показывает мне на сайте детскую кофточку за 1 300 руб. фабричного производства, но из очень тонкого трикотажа и всю в жаккардовых микроскопических собачках (т.е. стоимость вполне адекватная для детской вещицы и люди могут себе такое позволить) и говорит буквально следующее: "решила купить внучке, а потом со снохой посоветовались и я сказала, не будем, Ольга (то бишь я) свяжет". Вот тут у меня планка и упала, т.е. мой труд даже в 1 300 руб не оценили... с тех пор я с подарками в виде ангоровых кофточек из французской пряжи для некоторых своих "друзей" завязала...
VladimIra,
Вы так поняли, что на вас хотят сэкономить? А может быть, это был комплимент - типа вот подруга-то вяжет, так лучше ее попросить, ей и заплатить. Нет, не так выходило?
Я когда вяжу дешевле, чем считаю, что это должно стоить (адекватно сегодняшней ситуации), то делаю это по какой-то причине, которая меня вдохновляет. Например, как социальная поддержка учительницы, которой вяжу. Ей и это дорого, но я знаю, что она оценит вещь, она будет ее демонстрировать в подобающих условиях и беречь, что немаловажно. А мне это приятно. Вязать я люблю, почему бы и нет.
Это мне напоминает не новую статью из журнала по вязанию.
Статья из зимней Верены 2012 "Достоинство вязальщицы" - немецкий дизайнер и постоянный веренский автор Тина Хеес пишет, что
а) народ хочет получить вещи ручной работы за гроши,
б) всегда находятся люди, которые за эти гроши продают и
в) уважайте себя, в конце концов.
Речь идет о Германии, а немка почти слово в слово говорит о таком же отношении к ручному труду, на который жалуются наши люди, объясняя это "тяжелым наследием совка" или "это только у нас".
Не знаю, как вы, а я горжусь своим умением вязать. Я думаю, что вяжу более - менее хорошо и мои готовые изделия считаю - за редким исключением - действительно удавшимися. Я радуюсь также комментариям тех, кто не вяжет, что мои вещи не смотрятся как самодельные. "Это выглядит, как куплено!" -Вы это наверняка уже тоже не раз слышали. Некоторые вязальщицы рассматривают такие замечания, как недооценку своей работы. Я - нет, для меня это - комплимент, что мои вещи так аккуратно проработаны. Обычный - невяжущий -человек представляет себе под "связано своими руками" что - то бесформенное, грубо и неравномерно связанное, - вероятно, это все еще эффекты эко - волны 80 - ых годов, когда сандалии Иисуса и палестинский платок носили с толстым пуловером из овечьей шерсти.
Как правило, мы посвящаем много времени и усилий на изучение искусства вязания. В каждой из наших вязаных вещей, наряду с затратами на материалы, спрятаны многие часы работы, и каждая готовая вещь всегда содержит в себе некоторую часть нашей жизни и отражает кусочек самих себя. От первых петель до готового пуловера мы много часов держим нашу работу в руках и определенным образом разрабатываем личное отношение к ней. Для меня каждая из моих готовых вещей является одним из моих "младенцев" и я люблю их.
И я действительно сержусь, когда кто - нибудь подходит ко мне и говорит, в большинстве случаев еще и несколько покровительственном тоне:"Ну, ты можешь связать мне как - нибудь пуловер - я оплачу тебе шерсть", имея ввиду:"По крайней мере, с твоим вязанием ты можешь, наконец - то, сделать что - нибудь разумное". Я всегда спрашиваю его затем, какую цену он считает приемлемой за час работы. "6 евро? Хорошо, несколько мало, но для тебя, пожалуй, соглашусь. Мне потребуется для этого пуловера примерно 60 часов. Итого 360 евро плюс материал". Многие после этого успокаиваются.
Тем печальнее я нахожу, что многие вязальщицы принижают стоимость их собственной работы и продают свои вещи по заниженной цене. "Это все же хобби, я не хочу зарабатывать этим деньги", или: "Я вяжу все равно перед телевизором, это не работа", - эти два высказывания чаще всего можно услышать при обсуждении цен на связанное своими руками. Но если я вяжу для других людей, которые не принадлежат к моей семье или к моему кругу друзей, то это работа. И за нее я хотела бы адекватное вознаграждение.
То, что эта работа доставляет мне удовольствие и я исполняю ее в мое свободное время мало что меняет. Так же мало, как и тот факт, что я не должна жить от этого. Я могу что - то такое, что кто - то другой не умеет, и мне потребовалось много лет, чтобы изучить это и довести до совершенства. Если кто - то хочет извлечь из этого пользу для себя, то он должен соответственно это оплачивать. Точка. Кто к этому не готов, пусть покупает в магазине и одевает свои ноги в промышленные носки. А как бы Вы реагировали, если бы кто - то предложил Вам погладить гору его белья за 50 центов в час, - Вы же все равно делаете это перед телевизором...
И все же каждый год на рождественских ярмарках мы видим горы вязаных носков по ценам, которые едва покрывают расходы на материал.На вопрос о ценовой калькуляции многие отвечают, что цена не является основной целью. Но зачем же тогда вообще все эти хлопоты и еще стояние часами на холоде? На пару носков уходит примерно 10 рабочих часов - если очень быстро вязать. Цена за них 12 - 14 евро. Почасовая оплата? В лучшем случае, если пряжа покупалась очень дешево, около одного евро. Без учета стандартных пошлин и платы за проезд.
То же самое в интернете: там предлагается вязаный пуловер, абсолютно новый, во взрослом размере, за 30 евро. Предположительно, это не покрывает даже издержки на пряжу.
Вы уже заметили, что эта тема меня действительно волнует. В сущности, мне должно быть все равно, что кто - то продает свои связанные вручную вещи и вместе с тем свои способности и работу далеко ниже реальной стоимости. Но я люблю вязание от всего сердца и это причиняет мне душевную боль, если кто - то, от которого я предполагаю, что он разделяет эту любовь со мной, отдает наши прекрасные вязаные вещи за бесценок.
То, что мне особенно жаль, что у "невяжущей" части населения формируется представление, что связанное своими руками не имеет большой стоимости. Что вязанием просто убивают время и оно,мол, является только "занятием для бабушек". И что для самой бабушки еще и в радость, когда ее освобождают от избытка ее продукции, не так ли? Так как же быть тому, для кого вязание является настоящей профессией и он хотел бы зарабатывать этим деньги, - как ему разъяснить потенциальному покупателю, что его работа имеет соответствующую ценность, когда на другой стороне все,связанное на спицах, доступно по демпинговым ценам? Для сшитого по индивидуальной мерке платья или изготовленных вручную ботинок определенный класс покупателя готов платить большие деньги. Почему же не за связанное вручную на спицах? Только потому, что вязание все еще имеет славу хобби для домашних хозяев? Но мы никогда не избавимся от него, если не начнем предлагать наше профессиональное искусство по той цене, которую оно стоит.
Мне хотелось бы, чтобы все вязальщицы( и вязальщики) проявляли большую гордость за их работу, когда они предлагают их вещи на продажу. И если клиент не готов оплачивать эту цену, то это просто не его вещь. Тогда я лучше свяжу что - нибудь замечательное для себя. Или для человека, который мне нравится. Его радость и признание будут для меня лучшей оплатой.
Тина Хеес. ("Верена" 4/12)
VladimIra,
Вы так поняли, что на вас хотят сэкономить? А может быть, это был комплимент - типа вот подруга-то вяжет, так лучше ее попросить, ей и заплатить. Нет, не так выходило?
В данном случае я сразу поняла, что мой труд обесценивается..во-первых, если меня просят подруги что-то связать, я никогда не беру деньги за работу и они это знают, с них только предоставление пряжи, во-вторых, в данной реплике, я просто ощутила,что ее не волнует ни мое зрение (вязание микроскопического жаккарда), ни затраченные усилия и время. Все это просто оценили меньше, чем 1 300 руб.
Я много вязала в подарок, есть, кто действительно неподдельно рад, были и такие, кто смотрел на "самоделку" как "ну ладно, пусть будет", хотя, как написано выше, отличить от покупной вещи было трудно плюс пряжа выше среднего сегмента и по цене и по составу. Вообще, заметила, что народ, не все, но еще многие, зациклен на лейблах... СтОит сказать, да это 100% реплика Макс Мара или Брунелло, как сразу вижу такое "уважение" в глазах и интерес к вещи... Многие приходят с фото подиумной модели и просят "точно такое же", когда советуешь внести коррективы, ну элементарно из-за кроя, например... "нет" - отвечают, "мне точно как на фото".
Связала себе недавно свитер, набор для него купила в дизайн-студии Трискеле, стоимость набора почти 18 000. Набор включает пряжу и инструкцию... а если бы его вязать на заказ, то сколько бы он стОил? так что делайте выводы, как говорится...
Связала себе недавно свитер, набор для него купила в дизайн-студии Трискеле, стоимость набора почти 18 000. Набор включает пряжу и инструкцию... а если бы его вязать на заказ, то сколько бы он стОил? так что делайте выводы, как говорится...
Не удержалась, пошла в Интернете узнать про эту студию. Удивили наборы с пряжей и инструкцией. Вроде дешевле выбирать пряжу и искать описание вязания в интернете? Но если наборы пользуются спросом, может, это нужно им и некогда творить -- выбирать модель с описанием и пряжу для неё.
Связала себе недавно свитер, набор для него купила в дизайн-студии Трискеле, стоимость набора почти 18 000. Набор включает пряжу и инструкцию... а если бы его вязать на заказ, то сколько бы он стОил? так что делайте выводы, как говорится...
Не удержалась, пошла в Интернете узнать про эту студию. Удивили наборы с пряжей и инструкцией. Вроде дешевле выбирать пряжу и искать описание вязания в интернете? Но если наборы пользуются спросом, может, это нужно им и некогда творить -- выбирать модель с описанием и пряжу для неё.
мне инструкция не нужна была, мне нужна была только пряжа (они сматывают ее вручную, набор Dreams, смотать ее так, как делает студия, не очень получится, ну или надо очень постараться , у меня на такое фантазии не хватит, там и пряжа и цветовая гамма получаются на выходе как штучный эксклюзив). Но Вы правильно отметили, что спрос рождает предложение...
Обычно для ткачества и вязания разрезают колготки и гольфы на кольца, соединяют их в шнур с узелками. Говорят, у половика с узлами эффект массажа для ног. Но иногда нужно разрезать ровную полосу, которую можно использовать для ткачества орнамента.
В раннем детстве я любила листать эту книгу. В восемь лет меня бабушка учила вязать и показала, как разрезать чулок по прямой от резинки до пятка, я возьми да режь по спирали — получилась длинная ровная полоса для вязания, чем привела бабушку в восторг: надо же, придумала такое.
Но разрезать по спирали колготки долго.
Вот иллюстрация, как разрезать по спирали чулок, а вот сама книга "Полезные советы" 1958 года.
Когда я собирала в Интернете приложения к женским советским журналам -- мне пришло в голову, что те, когда выписывали Работницу и другие журналы не столько для чтения статьей, сколько ради этих страниц с описанием вязания-шитья одежды, были счастливее, чем мы, у кого есть возможность покупать журналы по вязанию и доступ к вязальным ресурсам в Интернете.
Почему? Ведь теперь в магазинах столько пряжи с спицами и прочим, о чем чаяли наши бабушки и мамы всю жизнь! Да! Но тогда не было такого избытка информации.
Вот описание вязания и выкройки женского жакета в приложении — выкройку увеличивать-уменьшить, пряжу покупную не только одного цвета, но и из разной пряжи от распущенной вещи, добавить что-то своё, как фантазия и умение позволяют, то есть творить.
А теперь...
"ВЯЗАЛЬЩИЦАМ! МУКИ ВЫБОРА (статья из журнала Verena № 3, 2012)
Автор TINA HEES.
Что, собственно, происходит с вами, когда Вы хотите связать что-то новое? У меня это всегда сопровождается ужасным хаосом.
Раньше всё было как-то гораздо проще. Увидели модель в журнале или книге, купили пряжу и связали. Затем выбрали себе следующую модель, купили шерсть и т.д.
Сегодня в мире вязания господствует тотальная неразбериха, по меньшей мере у меня. Не только потому, что имеются бесчисленные книги и журналы на немецком рынке, нет, иногда я «должна» использовать также ещё и англоязычные руководства. И моей самой новой страстью являются японские модели. Ах да, я ещё также собираю брошюры по вязанию из прошлых лет (1930 - 50ые годы). Моя библиотека по вязанию, возможно, даже больше, чем фонд книгохранилища какого-нибудь небольшого городка. К тому же некоторые руководства представлены в электронной форме, которые я храню в моём ноутбуке.
То открытие в 2001 году, что всё по теме вязания можно найти в интернете, было началом конца. Теперь мой актуальный todo-список содержит 723 модели и имеет длину большого рулона обоев. Чтобы связать всё, что я хотела бы ещё связать, я должна была бы жить примерно 350 лет. Предположительно, что с этой минуты не добавится ничего нового...
Я уже давно покупаю пряжу для нового проекта только лишь в исключительных случаях. Наряду с многочисленными соблазнами местных магазинов пряжи, мимо которых я никогда не могу пройти, конечно же, без того, чтобы просто посмотреть (и, само собой разумеется, это редко ограничивается только этим) - я изнемогаю снова и снова также ещё и от искушений интернета. Сообщения и фотографии в блогах и форумах будят дальнейшие страсти.
Сегодня самые прекрасные пряжи находятся на расстоянии короткого клика мышью или пределов кредитной карточки: овечья шерсть высокогорий Шотландии, ручной окраски Альпака Baby из Перу или японская бумажная пряжа - всё кричит прямо-таки: „Купи меня, узнай меня, свяжи из меня!". Даже если я буду провязывать каждый месяц по 1 кг пряжи, моего шерстяного запаса хватит до 2022 года.
Всё это волнующее изобилие ведёт и к тому, что я больше не вяжу одну вещь после другой. Multitasking (в переводе с "Многозадачность") - это заглавное слово. Прежде чем вязание вещи вообще дойдёт до рукавов, у меня уже чешутся руки начать что-то новое.
Я вообще начинала бы почти каждый день что-то новое. Только с трудом сохранённый остаток самодисциплины удерживает меня от того, чтобы я так разбрасывалась. Достаточно того, что я сейчас имею на спицах 16 или 18 начатых вещей. Разумеется, некоторые из них уже давно и мирно дремлют как НЛО («незаконченный лежащий объект»).
Но ведь это не так важно, – одним больше, одним меньше, или? Особенно сейчас, когда я нахожусь в мудрёной части горлового выреза и мне из-за этого вовсе не хочется думать. И эту новую, растительной окраски шотландскую пряжу, которую я увидела на ярмарке и должна была, конечно же, сразу купить в двух цветах (я конечно же имела бы все 24 цвета, но, к сожалению, в данной игре не участвует мой лишённый понимания, невяжущий банкир, который всё время смеётся надо мной...). Овечья шерсть, ангорка, верблюжья шерсть и кашмир - какой сказочный набор. И эти цвета та-а-ак прекрасны!
Чем бы ты хотел бы стать, мой маленький? Наверно, прекрасным пуловером с узором коса? Или лучше чем-то очень простым, что позволило бы твоей красоте проявиться самой по себе? Или удивительно красивым жакетом с узором от датского дизайнера, с окантовками, которые выглядят как вплетённые жемчужины, который я уже давно хотела связать. Ах, нет, там такое странное начало, что сейчас не хотелось бы думать об этом.
Просмотрю-ка я просто несколько книг и брошюр и определенно найду там превосходную модель для моей рыжей шотландской красотки. А вам это знакомо? Я просто уверена, что особенная пряжа всегда нуждается в своём особенном дизайне, который должен абсолютно превосходно для этого подходить. Ну, началось.
Очень скоро моя комната выглядит, как после бомбёжки. Повсюду лежат книги и журналы, в центре два кота, которые всё происходящее считают весёлой игрой и прыгают на всё, загибают страницы и пытаются постоянно выдёргивать мои закладки из книг. Между тем ещё три другие пряжи пришли мне на ум, которые я с удовольствием обработала бы прямо сейчас же. А так как я человек визуальный, я должна, конечно, иметь это сразу же перед глазами. Это значит, в моей спальне вскоре господствует такой же хаос, так как я должна большую часть моих коробок с шерстью достать из платяных шкафов, пока не найду выбранную пряжу (и не захвачу ещё две других, которые по пути попались мне на глаза). Ну, кто ищет, тот всегда найдёт...
После четырёх с половиной часов наконец-то сделан предварительный выбор. Либо это будет простой, но сверхэлегантный жакет из предпоследней Верены, либо японский пуловер с шалевым воротником и окантовкой из путанки, или, возможно, всё же собственный проект - мне представляется комбинация из ажурного узора и жаккардовых полос... Между делом я, естественно, разложила все мои книги и брошюры с образцами вязок вокруг себя - теперь движение по полу возможно только лишь на цыпочках и проход к туалету равняется эквилибрическому номеру.
Уже 2:30 утра. У меня бурчит в животе, так как я забыла поужинать (просто даже места для этого не было). Мои прочувствованные 2 384 идеи жужжат в голове и от ползания по полу болят колени. Я связала только что три ряда. Но теперь я иду спать и видеть сны о вязании. Возможно, я тотчас же снова встану, так как внезапно увижу новый образ перед глазами..."
В Контакте читательница с юмором ответила на статью " Вязальщицам! Муки выбора":
-- Муж до сих пор поминает мне 3 ГБ вышивальных схем, скачанных по диалапу ( кто в теме, тот оценит титанический труд). Но, вышив одну Терезу Венцлер ( куча смешанных ниток разных оттенков) и две Мартины Вебер ( шелк ручной окраски, египетский хлопок и стразы Сваровски) как-то подуспокоилась.
(Диалап -- Интернет по телефону. Прим.Рязанки).
Я ответила:
-- Хорошо, что это виртуальные схемы, а если бы это бумажные журналы по вышивке, от которых как избавиться и денег на них жалко...
-- Целая полка ))
-- И в то же время у вас хорошие книги с уроками по вышивке, да? Которые сами по себе прекрасны, как Азбука вязания, например.
-- Эти вещи вечно актуальны.
"Лучше меньше, да лучше" -- о бумажных книгах по рукоделию для своей личной библиотеки. 😃
Раньше не было денег на журналы типа Верена по вязанию, теперь радуюсь: нет старых и ненужных журналов -- нет проблемы и есть Интернет со страницами из журналов. А советские журналы мод берегу до сих пор -- спасла их, когда кузина, много лет не отдающая их, вдруг хотела их выбросить. А собрание приложений к журналу "Работница" 80-х годов оставила у бабушки в деревне много лет назад, о чем теперь сожалею. Время такое было, когда выбрасывали советскую прессу, которую копили и берегли много лет для чтения. В те же годы с удовольствием листала старые журналы "Здоровье" 60-х годов на чердаке.
Я че-то тоже не мучаюсь. Болезни хомяка у меня нет, вяжу из простых ниток, бобинные куда уж проще. А вот что из них может получиться - тут уж жизненный опыт, помноженный на фантазии. Меньше готовых решений, больше свободы.
«Она [ Алиса ] взглянула на Королеву – и не поверила своим глазам: в один миг Королева оделась овечьей шерстью. Алиса протерла глаза и снова взглянула на Королеву. Она никак не могла понять, что произошло. Где она? В лавочке? И кто это сидит по ту сторону прилавка? Неужели овца? Но как она ни терла глаза, все оставалось без изменений: она стояла в темной комнате, облокотившись о прилавок, а напротив, в кресле сидела старенькая Овца и что-то вязала на спицах, поглядывая через огромные очки на Алису.»
«– Скажи на милость: ты девочка или юла? – спросила Овца и взяла еще одну пару спиц. – Ты так вертишься, что у меня уже голова кружится.
В руках она сейчас держала четырнадцать пар спиц – и вязала на всех одновременно. Алиса смотрела на нее с величайшим удивлением.
– Как это у нее получается? – недоумевала Алиса. – С каждой минутой она все больше становится похожа на дикобраза!
– Грести умеешь? – спросила Овца и подала Алисе пару спиц.
– Немножко… Но только не на земле и… не спицами, конечно… – начала Алиса.» Глава «Вода и вязание» («Wool and Water») — пятая глава «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла.
Овца и Алиса в лавке. Гравюра Джона Тенниела.
Ролик старый, сделан в 2014 году, знаком многим вязальщицам.
Молодой человек в конце ролика - шахматный чемпион Магнус Карлсен, 23 года, остальные мужчины - Ханс Олаф Лахлум (историк, шахматист, телекомментатор итп) и Мадс Андерсен (журналист).
Когда Магнус Карлсен защищал титул чемпиона мира по шахматам в ноябре 2014 года, норвежская газета VG хотела дать своим поклонникам возможность подбодрить его, разработав уникальный вязаный свитер чемпиона мира.
В сотрудничестве с дизайн – группой Moods of Norway VG запустила программу digital knit, где любой желающий мог поиграть с пешками, конями, ладьями и ферзями-и разработать рисунок, достойный короля шахмат.
Более десяти миллионов стежков, более четырех тысяч свитеров. Жюри выбрало четверых, а зрители проголосовали за пятого, выходящего в финальный раунд.
Я искала в интернете, чем закончился проект.
Председатель жюри, сам Магнус Карлсен, сделал окончательный выбор и выбрал классический дизайн 15-летней Ингрид Эгрейд. В одном из интервью Эгрейд рассказала VG, что культовый свитер Marius вдохновил ее, когда она делала этот дизайн. Теперь этот свитер имеет собственное имя -- Carlsen genser, свитер Карлсена.
Когда-то любила вязать на уроках по труду образцы на спицах. Это было занимательное занятие. Освоила чтение описания и схем вязания. Но когда после расчетов начала вязать первый свитер, то вязание кос для меня оказалось утомительным. Надоело считать петли. Угнетала мысль, что надо много раз повторить раппорт узора в свитере, уже надоел, а в книге "Азбука вязания" еще сотня интересных узоров. И сколько надо связать свитеров, чтобы все узоры опробовать??
В юности предпочла вязать простейшие узоры типа цветной английской резинки, платочной и чулочной вязки. И читать книгу одновременно. В передаче "Сам себе режиссер" молодая женщина показала, как она вязала и одновременно читала вслух сказки детям, затем показала десяток детских свитерок и кучу детских книжек, которые прочла детям.
А недавно нашла вязаные модели, которые сделаны из образцов, связанных из разной пряжи и с различными узорами.
Журнал Amu Winter 1993 год.
K.Nicholas Color by Kristin
Нашла модель, собранный как из образцов, связанных крючком. Фото: Marcelo Soubhia / Ag. Fotosite
В романе "Средневековая история" Галины Гончаровой главная героиня из нашего мира попала в другой, фантастический, напоминающий средние века. С магией, но там не умели вязать крючком. Аля (в фантастическом мире ее назвали Лилей) решила вязать кружева и открыть местную артель по вязанию и другим видам рукоделия, неизвестным в том мире. (Возможно, некоторым такой бизнес не нравится из-за неправдоподобности, но это фэнтези, сказка, в которой все возможно)
Отрывки из романа.
– Ингрид, скажи, а кружево вы делать умеете?
Судя по вскинутым бровям вирманки (местной жительницы), крючком тут вязать еще не умели. А вот Аля умела. И крючком. И коклюшками. И шитое кружево. И даже кружево с бисером.
Надо только вспомнить получше, что и как. И попробовать поработать. Сковать крючок может любой кузнец. Даже деревенский. Коклюшки вообще вырезаются из дерева. Набивается соломой подушка, и все сводится к двум элементам – сплести и перевить. И рождается вологодское (брянское, смоленское и прочее) кружевное чудо.
А еще – вязание. Вышивание. Можно бисером. И главное – кружевоплетение. Последний промысел тут был вообще не развит. А ведь ничего особо и не нужно. Коклюшки вырезаются за час. Подушка-валик набивается соломой. Рисуется рисунок. А в качестве опорных игл можно использовать щепки или косточки. Сплести, перевить, сплести, два раза перевить, опять сплести.
И рождается воздушное чудо. Здесь Лиля кружев почти не видела. А еще можно вязать крючком. Организовать целый цех из деревенских девушек, поставить своих старшими – и вперед!
Хельке (местный купец) не откажется поторговать таким чудом. А еще можно к кружеву добавлять бисер… Да с руками оторвут!
Лиля и это умела. Собственно, попробуйте выжить в девяностые. Да в глуши, в военном гарнизоне (где жили ее родители) . Еще и не такому научишься! Все, что можно делать дома руками, Лиле удавалось на отлично.
-
Лиля ругалась про себя и думала, что надо бы найти модистку. Портниху. Или швею. Как тут это называется.
Самой-то явно некогда. Да и…
Ладно еще на швейной машинке по тщательно вымеренным лекалам. Это она могла. И даже сейчас. Но шить вручную?!
Ни за что!
Вышивать – еще полбеды. И то при местном освещении лучше вязать или кружево плести. Оно для глаз полезнее.
-
Заодно Лиля вызвала к себе кузнеца, нарисовала обычный вязальный крючок и приказала выковать.
Потом надо будет показать девушкам-швеям, как кружева вязать. Нашлась бы нитка… но Лейф привез с собой вирманских коз. Вот коров пока не было, а козы блеяли на скотном дворе. Лиля распорядилась приставить к ним пару вирманских детей. Подоить, расчесать – несложно. А потом из их пуха получится тонкая нитка.
-
Кузнец как раз недавно принес Лиле крючки. Шелковые нитки для вышивки у нее тоже были. То есть у прежней Лилиан (в теле которой поселилась наша Аля). И плевать, что розовые.
Перетерпим.
У прежней Лилиан вообще была кучка ниток для вышивки. Могучая кучка, иначе и не скажешь. Целая комната, заваленная этим барахлом.
Девушки (ученицы) смотрели в полном шоке, на простенький узор «гусиных лапок». Вроде бы и несложно. Но ведь… кружево!!!
Первой схватилась за крючок Марсия. За ней и другие швеи.
– Ваше сиятельство, так это ж…
– Да. Вот, смотри, как надо правильно. Сначала набираем по ширине, сколько нам надо…
Какой придурок сказал, что раньше люди были глупее?
Да, пока девушки сами бы узоры не придумали. Но то, что показала Лиля, освоили за полчаса. Ну ладно, примерно за час.
-
Вирманкам она собиралась преподать другие навыки. Вязания, можно художественного. А кружево оставим для себя. Есть такое слово — монополия. Поэтому крючок и коклюшки мы никому не отдадим. А если куда соберемся переезжать — девушки поедут вместе с Лилей.
-
Лиля честно выплатила девушкам процент от прибыли (от продажи вязаных и плетеных кружев) , после чего поняла, что Марсия с подругами за нее и в огонь и в воду пойдут. Таких денег ни одна из них в руках не держала.
Девушки были тихо счастливы. А работа… работа просто горела у них в руках.
Сама Лиля могла связать крючком кружевную салфетку длиной в метр и шириной сантиметров тридцать за неделю. Марсия, например, управлялась за три-четыре дня. Видимо, разница была еще и в другом. Для Лили, еще в бытность ее Алей Скороленок, это никогда не было источником заработка. Скорее приятным развлечением. А вот когда от ловкости твоих рук зависит, не ляжешь ли ты спать сегодня голодной или тебя могут вообще выгнать на улицу…
-
Юные принцессы бросили взгляд на отца (местного короля), и тот милостиво кивнул. Еще бы! Смотрели они, как два щенка, только что хвостами не виляли.
Малявки сорвались с мест и атаковали вирман, которые распахнули перед ними ящички. Митенки. Кружевные, отделанные янтарем. Красивые штучки. Сделать несложно, выглядит шикарно. И с размером не промахнешься. Возьми ребенка примерно в том же возрасте, обмерь руку и вяжи. У Лили такие были. Давно, она тогда на восточные танцы ходила. Сама себе крючком связала дня за четыре.
-
Какой дурак сказал, что полным нельзя надевать светлое? Надо просто правильно выбирать сочетание цвета и фасона.
И в результате – белое шелковое платье в стиле ампир аппетитно облегает высокую грудь. А вот сверху на него накинут зеленый кружевной чехол, связанный крючком. Выглядит он как халат, который застегивается под грудью на большую пряжку с изумрудом. Но вид придает…. Особенно здесь, где кружево в цене… Алисия сомневалась, разумно ли это, но Лиля махнула рукой.
-
Алисия (свекровь Лили) пожала плечами. И принялась разворачивать подарки.
А спустя пятнадцать минут признала, что ее невестка неглупа.
Сундучок выпустил из своих недр шаль. Кружевную, невероятно тонкую, но явно — шаль. Алисия удовлетворенно кивнула. Действительно, тяжелые украшения на голову ей ни к чему, не тот возраст, а холода иногда мучают. Это же чудо, словно сплетенное из морской пены, было достаточно теплым.
Алисия не могла знать, что Лиля долго копалась в своих запасах, пока не отобрала самую тонкую шерстяную нить. Переплела ее с шелковой голубой из своих запасов — и связала самую простенькую сетку. Но достаточно плотную и с красивым геометрическим узором. Вставки из янтаря в этот раз не делались. Ни к чему. Не те цвета.
Зато кружево было украшено вырезами и бахромой по краю.
-
Бывшим швеям, а нынче кружевницам всегда нужны подмастерья. Тем более Лиля собиралась попробовать конвейерный метод. Почти как с ирландским вязанием. Каждая девушка плетет свою часть узора, несложную и не слишком большую, а потом все собирается вместе уже мастером. Сначала — ею. Потом и кто-нибудь еще научится. У той же Марсии работа вообще в руках горела. Училась девушка не за страх, а за совесть.
-
Лиля была довольна собой и жизнью.
Два десятка кружевниц под руководством Марсии плели и вязали по восемь часов в сутки. И получались просто волшебные вещи.
Как много потеряли школьницы, когда им перестали преподавать домоводство. Теперь бедняжкам ни чулки заштопать, ни шаль связать… а Алевтине всегда было интересно. Да и…
Вот представьте себе. Вы уехали жить в чужой город. Родители вас поддерживать практически не могут. Ну разве что варенья с соленьями из дома перешлют. Стипухи хватает на оплату общаги ну и чтобы с голоду не умереть.
А ведь хочется и выглядеть не хуже других. Даже не так. Хочется — другое слово. Коллектив студентов — это достаточно жестокая компания. И если будешь выглядеть оборванкой, тебя просто задразнят. Загонят, как лань.
А есть ли у тебя до двадцати тысяч на разные модные шмотки?
Нету…
Подрабатывать можно. Но учеба съедает восемьдесят процентов времени.
И в дело вступает кружок «очумелые ручки».
Дешевые маечки расшиваются стразами.
Купить специальные краски — и вперед! Да, батик не получится за отсутствием всякого таланта художника, но авангард будет такой, что все вокруг только ахнут. И ведь их хватит надолго.
Покупается простая пряжа и вяжутся совершенно невообразимые вещи. Кружевное платье на чехле из дешевенького ситца будет смотреться королевским нарядом. Если у вас руки растут из плеч. И правильно подобрать цвета.
Да и простое вязаное платье можно сделать так… а ведь если умеешь — труда это не составит. Сидишь, читаешь терапию — и параллельно крутишь петли крючком. Почти автоматические движения. Даже считать не надо.
Это как у музыкантов.
Сначала, пока произведение новое, руки еще не привыкли, а потом движения доходят до такой степени автоматизма, что, если музыкант начинает думать, куда поставить пальцы, он собьется.
Одна подруга показывала Але такой номер. Завязывала себе глаза — и играла на пианино. И ни разу не ошиблась. Это уже впечатано в подкорке. На сколько сантиметров перенести руку, как, что, куда…
Нечто подобное Аля применила и здесь.
Каждая кружевница знала свой узор и свой кусок работы. Одна вязала цветы, вторая — ажурное кружево, третья, допустим, рукава… А соединяли все Марсия, Лидия и Ирэна. Ну и сама Лиля. И получалось нечто невероятное.
Длинные, в пол, кружевные платья, накидки, шали, перчатки, воротники, манжеты, болеро, вуали — всего не перечислишь. И всех цветов радуги. У Лилиан Иртон первой была куча ниток, иголок, всякой вышивальной мишуры, и Лиля все пустила в дело.
Что там! Розовую с золотом обивку и ту всю распустили на нитки! Шелк тут был плотный, не чета дерюжке, которую за него выдавали когда-то Алевтине Скороленок (настоящие имя и фамилия героини).
P.S. Жаль, что автор не знает о ручном ткачестве, а то и про него бы писала в романе! Типа, про браные и закладные узоры не знали, так героиня бы наладила производство килимов с закладным орнаментом и рубах с браными узорами 😊