Я по своему сынке Матвею (1 год и 9 месяцев) поняла, что учить его чему-то бесполезно: в смысле, пока сам не захочет - хоть разбейся, а потом глядишь, а он уже все умеет и знает!
Сколько раз я при нем раскладывала фигурки машинок и зверушек в ячейки на деревянной подставке - не очень то ему это было интересно, а вчера сам взял эти досточки и стал выкладывать фигуры, да все правильно! хотя там подсказок нет, просто, запомнил, видимо.
Про "говорить" - это отдельная тема, до 1 года и 7 месяцев я от него вообще не слышала ни одного слова!
Вот ВООБЩЕ! ни мама, ни дай, НИЧЕГО! Но не переживала, т.к. у самой младший брат до 2 лет не говорил, а потом аж предложениями. Врачи все спрашивали: сколько слов говорит, я отвечала, что ни сколько - квадратные глаза и качание головой (особенно невропатолог). Потом я стала умнее, стала говорить, что 5-7 слов... отстали. А потом как прорвало: сейчас уже действительно говорит порядка 10 слов, все знает, все понимает, очень эмоциональный, в книжках, запоминает из какой книжки какие стихи и мне ее приносит, если я прочитаю вслух (Пушкин у нас идет просто на ура, особенно, про князя Гвидона
)
Так что все очень индивидуально, главное не очень переживать.
Если вы сами чувствуете, что ребенок у вас умный, все понимает, то врачам про его "некоторые особенности развития" знать и не к чему, лучше будут спать
Ого сколько написала, извините, просто наконец-то в НАШУ темку попала