Пропустить

Письмо в раннем возрасте

Семья... и этим все сказано! Мамы, детки, бабушки, папы и свекрови - как нам жить и ладить со всеми, с кем мы связаны семейными узами. Поделимся проблемами и счастливыми моментами!
  • Аватара пользователя
  • AinaM Не в сети
  • Сообщения: 2912
  • Зарегистрирован: дек 9, 2004 08:02
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Благодарил (а): 1778 раз
    Поблагодарили: 1832 раза
[quote="Salix"][quote="Aina_M"] Неоднократно встречала упоминания о том, что в США (не знаю про другие страны) немало мам учат своих детей сами, дома, а не водят их в школу. Интересно, это зачем делается и есть ли от этого реальная польза? И разумно ли такое проделывать у нас (я имею ввиду Россию)?
[/quote]

Чтобы заниматься со своим ребенком дома наверно нужно быть профессиональным учителем и при этом не работать, чтобы было достаточно времени, ИМХО.
[/quote]

Что не работать, это понятно :). Но речь точно шла не о профессиональных учителях, а о просто мамах, вот что интересно! Конечно, не о полной школьной программе речь, а о начальной школе или о половине программы, но это суть моего вопроса не меняет.
  • Аватара пользователя
  • tovoice Не в сети
  • Сообщения: 1129
  • Зарегистрирован: окт 21, 2008 22:05
  • Откуда: Московская область
  • Благодарил (а): 93 раза
    Поблагодарили: 395 раз
[quote="Дхарма"]Девочки, рада, что встретила единомышленниц!
Tovoice, методик много, а методы основные: звуковой, слоговой. Традиционный школьный – это звуковой метод. Зайцев – слоговой. В основном, школы учат чтению звуковым методом, в нем много своих плюсов, просто Зайцев оптимален для маленьких и детей с ЗПР. Но я советую: смотрите не на методику, ищите учителя! Если педагог талантливый и адекватный, от любой методики толк будет. Я 3 года проработала учителем, мама - учитель, поэтому изнанку школьной жизни знаю хорошо, иллюзий по этому поводу нет. Сама я уже подыскиваю педагога, благо, есть доступные источники информации. Удачи![/quote]
подскажите а по каким критериям надо опознать хорошего педагога? ведь не все кто нравится при первой встрече оказывается адекватным в дальнейшем.
  • Дхарма Не в сети
  • Сообщения: 53
  • Зарегистрирован: июл 31, 2008 17:15
  • Откуда: Новосибирск
  • Благодарил (а): 727 раз
    Поблагодарили: 34 раза
[quote]Подскажите а по каким критериям надо опознать хорошего педагога? ведь не все кто нравится при первой встрече оказывается адекватным в дальнейшем.[/quote]

Как опознать, есть ли у человека совесть, здравый смысл, любовь к детям? Я не знаю. Сама навожу справки через подругу-педагога той школы, куда хочу отдать сына. Мне проще и в том плане, что я работаю в образовательной системе, общаюсь с мамами ровесников моего сына. А про адекватность: у 80% педагогов признаки невротизации и дистресса (стресса, связанного с выраженными негативными эмоциями и оказывающего вредное влияние на здоровье). А это значит, что учитель испытывает тревогу, эмоциональную неуравновешенность, плохое настроение, вспыльчивость, агрессивность, нарушения сна, головные боли и т.п. По итогам диспансеризации 2007 года: у 40% педагогов нашего города выявили сердечнососудистые заболевания. Была год назад на конференции, посвященной этой проблеме.
Я год отработала в школе, где директор была настоящей психопаткой. Дотерпела до конца учебного года (только из-за чувства долга перед детьми и родителями) и уволилась в компании ещё 12 педагогов. Обстановка там была словно в оккупированном фашистами городе: один донос и тебя «расстреляют». Учителя работали хорошие, но затравленные. Грустная это тема, девочки!

[quote]А правда ли, что девочки раньше мальчиков начинают читать или это заблуждение?[/quote]

Salix, конечно, правда!
«В возрасте 1-3 года происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии».
У меня чтению второй год обучаются около 40 детей. Я настраивала родителей не спешить: первый год (в 4 года) мы развивали так называемый функциональный базис чтения (моторика, фонематический слух), а на второй год (в 5 лет) почти все начали сливать и читать без проблем уже в первый месяц занятий. Были девочки, которые начали читать в 4 года. Одна из них стала грызть ногти (сильно), а это уже признак психоэмоционального напряжения из-за интеллектуальных перегрузок. Я посоветовала бабушке сбавить обороты :twisted:
Как ни билась, все равно у 15% из-за неправильной технологии обучения (родителями!)оказалось сформированным "побуквенное" чтение. Куда спешите? Зачем? И приходилось успокаивать мам мальчиков, которые смотрели на ровесниц девочек и очень расстраивались.
  • Аватара пользователя
  • Salix Не в сети
  • Сообщения: 132
  • Зарегистрирован: апр 17, 2008 04:57
  • Откуда: Омск
  • Благодарил (а): 2 раза
    Поблагодарили: 49 раз
[quote="Дхарма"]Как ни билась, все равно у 15% из-за неправильной технологии обучения (родителями!)оказалось сформированным "побуквенное" чтение. Куда спешите? Зачем? И приходилось успокаивать мам мальчиков, которые смотрели на ровесниц девочек и очень расстраивались.[/quote]
Очень интересно бы услышать от вас, как от специалиста, хотя бы вкратце, о правильной технологии обучения чтению. Думаю, многим мамам, занимающимся с детьми дома, будет интересно.
Моему сейчас 4,5 года. Занимаемся уже давно, но еще не читает сам. :(
Занимаемся отдельно буквами (пластмассовые-магнитные, говорящая азбука, пишем на бумаге).
И отдельно слогами.Сделала блокнотик со слогами, на каждую странице слоги с одной согласной (вместо кубиков Зайцева, младший сын бы их быстро изничтожил :twisted: ), за мной повторяет, сам правильно "угадывает" 50/50. Но истинного понимания чтения пока нет :twisted: .
И вот сейчас, именно такой момент, что не могу ребенку объяснить, что "с" и "о" это "со". Как это сделать правильно????
Еще пробовала метод целого слова, и ребенок действительно легко пишет и читает основные слова : мама, папа, Алеша... Но это результат механического запоминания :lol:
Вчера был смешной случай, уже поздним вечером,сидит и перебирает кучку маленьких книжек, читает заголовки: "Лиса и медведь", "Золушка", "Дюймовочка", "Кот и туфель" :mrgreen: (Кот в сапогах), "Как молодая мать повела детей на птичий двор" :mrgreen: (Гадкий утенок) . Вот он налицо результат методики - картинка и слово. :mrgreen:
  • Дхарма Не в сети
  • Сообщения: 53
  • Зарегистрирован: июл 31, 2008 17:15
  • Откуда: Новосибирск
  • Благодарил (а): 727 раз
    Поблагодарили: 34 раза
[quote]Очень интересно бы услышать от вас, как от специалиста, хотя бы вкратце, о правильной технологии обучения чтению[/quote]
Salix, я с удовольствием и подробно расскажу, могу даже для скачивания предложить те методические материалы, которые еженедельно раздаю родителям: как учить сливать слоги, как и сколько заниматься, первые слова для чтения. Так как я психолог, то учитывала и психологические моменты: мотивацию ребенка,100% успех в чтении на самом первом этапе. Не прочитать слово просто невозможно:"Читать - это просто!". Очень важен настрой мамы. Я своих родителей специально "заражала" позитивом, энтузиазмом, хвалила без конца. Это же первые шаги ребенка к грамоте, очень-очень важно дать правильную установку !
Пока не занимайтесь вообще чтением, переключитесь на что-нибудь другое.
Мне очень хочется поделиться знаниями, тем более, в будущем я заниматься этим не буду.Можно сказать, что ради сына старалась, буду увольняться.А так хоть наработки кому-то пригодятся.
Но хочу подчеркнуть: если есть физиологическая незрелость структур мозга у ребенка, различная патология ( у меня есть такие дети в группах), тогда надо на первый уровень возвращаться (я писала про функциональный базис чтения) и ждать, когда там разовьётся и компенсируется.Толку нет, а комплексы и негативизм вырабатываются. У меня самой ребенок с неврологическими проблемами в прошлом, лучше подождать и не трепать нервы.
Постараюсь в ближайшее время выложить.
  • Аватара пользователя
  • masania Не в сети
  • Сообщения: 249
  • Зарегистрирован: апр 8, 2008 06:43
  • Откуда: Москва
  • Благодарил (а): 3497 раз
    Поблагодарили: 90 раз
:P :P Очень нравится ваше обсуждение. Нашему крохе сейчас 1 и 3 месяца. Не так давно снова заразилась ранним развитием. Правда, на этот раз, решила, что максимум игр сделаем мы сами. :oops: Со чтением пока не определилась. Думаю, что пока важно развивать маторику. А там примем на воружение ваши советы, Дхарма.
  • Рррыжик Не в сети
  • Сообщения: 83
  • Зарегистрирован: янв 11, 2008 20:45
  • Откуда: Москва
  • Поблагодарили: 8 раз
[quote="Дхарма"] я с удовольствием и подробно расскажу, могу даже для скачивания предложить те методические материалы, которые еженедельно раздаю родителям: как учить сливать слоги, как и сколько заниматься, первые слова для чтения. Постараюсь в ближайшее время выложить.[/quote]
Вот за это огромное спасибо! Просто мелкой у меня почти пять, так что это нам в самый раз будет!
И если можно, остановитесь поподробнее на первом базовом уровне - что это? с чем его едят? Спасибо!
Старший занимался с великолепным педагогом, она в игре давала информацию так, что дети усваивали, но сейчас у нее нет начальной группы, и видимо не будет...
  • Дхарма Не в сети
  • Сообщения: 53
  • Зарегистрирован: июл 31, 2008 17:15
  • Откуда: Новосибирск
  • Благодарил (а): 727 раз
    Поблагодарили: 34 раза
Ну, тогда начнем с базового уровня. Многие знают только один путь обучения грамоте: буква – слог – слово. Целая индустрия на это работает! Букварики – магнитики – говорящие азбуки – детские компьютеры. Честно сказать, у меня самой весь набор в наличии имеется. Родителям трудно устоять, покупают, занимаются. Самая большая ошибка: дети заучивают названия букв. Часто такой ребенок даже к 5 годам элементарного слова прочитать не может, так как сформировано «побуквенное» чтение. Он может просто назвать заученные буквы, а смысла не понимает. Падает интерес, мотивация к учебе. Родители терпеливо или нетерпеливо объясняют: «Сэ» и «А» будет «СА». Но если бы каждый 4летка мог это понять, то обучение в средней школе не начиналось бы в 7 лет и Зайцев не был так популярен. В моих группах таких детей около 20%. Приходится переучивать.
Подготовительный этап проходит в такой логике: слово – буква. Попутно мы много работаем над мелкой моторикой, над развитием фонематического слуха. Фонематический слух – это способность к различению фонем родного языка, когда ребенок различает слова «крыса – крыша, ел - ель». Я использую пособия Зайцева: поем по таблице, играем кубиками. А в конце занятия «читаем» по такой схеме: даю «подарок» (карточку с картинкой), на обратной стороне – написано слово. Беру ребенка за руку, веду его пальчиком и медленно читаю слово. («Какой у тебя подарок? Давай прочитаем! Т–РА–К–ТО–Р Если контакт с ребенком хороший, он с удовольствием повторяет за мной. Какое слово получилось? Жду ответ ребенка, если ему трудно, снова читаю, только быстрее. Давай посмотрим. Правильно! Молодец! Держи свой подарок!» Использую опять же пособия Зайцева.
Какой смысл в таком чтении?
1.Мотивация к чтению, ребенку интересно «прочитать» и узнать.
2. Показать пример, как читают. Убрать психологические барьеры (страх, тревогу, неверие в свои силы), если они уже сформированы, конечно.
3.Ориентировать ребенка на понимание смысла слова. (Есть буквы, а есть смысл-картинка, которую он получил).
4. Профилактика интеллектуальных перегрузок.
5.Закрепить позитивную реакцию на процесс чтения.
6. Сформировать навык синтеза слогов в слово.
Слова я беру любые. Главное – чтобы ребенок получал удовольствие от такого совместного чтения. Обычно это всего 3-5 минут в конце занятия. Если ребенку нравится, можно параллельно и буквы учить. Я купила карточки с буквами в киоске (15 рублей), мы с сыном играли ими словно в карты. Тасуем, раздаем, ходим: ребенок назвал букву, забрал себе карточки. Это способ для тех мальчиков-непосед, которые любят побеждать. Главное, называть звук, который кодирует буква, а не её алфавитное название!
Если ребенок знает гласные и хотя бы пару согласных, можно начинать читать! Я не жду, когда ребенок выучит все буквы. Повторюсь: надо ориентироваться не на формальное чтение слогов, а на чтение слов! Это обусловлено возрастом ребенка, его игровой ориентацией. Все делать легко, быстро, весело, без усилий, без зацикливания, сплошное развлечение! Этот подготовительный этап, если все делать так, значительно облегчает всю последующую работу.
Уф! Продолжение следует…
  • Аватара пользователя
  • Salix Не в сети
  • Сообщения: 132
  • Зарегистрирован: апр 17, 2008 04:57
  • Откуда: Омск
  • Благодарил (а): 2 раза
    Поблагодарили: 49 раз
Дхарма спасибо за подробный ответ! :Sun:
Главное, называть звук, который кодирует буква, а не её алфавитное название! А мы так и делаем :D (правда была мысль, что это неправильно) Ура, теперь бум знать!!!
  • Гость Не в сети

Сообщение Гость » /

Хочу рассказать еще об одном приеме в обучании чтению, если не ошибаюсь, называется это имитационное чтение. Берете книжку с крупно написанным текстом, лучше стихи, еще лучше хорошо знакомый текст, то, что знает ребенок наизусть. Садитесь вместе на диван, удобненько устраиваетесь :) , ребеночка обнимаете, и начинаете медленно читать, водя пальцем по строчкам (своим или ребенка, если он не против). Для чего это надо? Для учителя, принимающего ребенка в 1 класс, будет очень важно, как ребенок научился читать (а не когда!). Если сам - это очень хорошо. Если путем долгой дрессировки - плохо. А имитационное чтние как раз и помогает ребенку самому учиться читать: видя перед собой текст и слыша его, он усваивает для себя (не в виде правила, конечно, а интуитивно) связь интонации и пунктуации (границы предложения), вычленяет отдельные слова (слитное и отдельное написание в орфографии, н-р, письмо предлогов и приставок), потом увидит и слоги... Конечно, это все не с первого раза. Это длительная работа, которая начинается с того момента, когда ребенок заинтересовался чтением. Но зато и объяснять, что такое слог, не придется :D Этот прием я использую и с дочкой, и со своими учениками на английском языке. Работает в обоих случаях. Вообще, многие приемы, используемые при обучении иностранному языку, можно с успехом использовать при обучении родному. Есть, например, такой - игра в разведчиков: у каждого из детей перед собой текст песенки, которую они хорошо знают (можно спеть, чтобы вспомнили). Я называю слово, а они его находят в тексте и подчеркивают (одной чертой, двумя, обводят в кружок, в прямоугольник). Т.к. это песенка, слова повторяются, я прошу посчитать, сколько раз они его подчеркнули (у кого окажется меньше, прошу поискать еще). Первые 2-3 слова, которые надо найти, записываю на доске, дальше этого уже не нужно. Дети с таким интересом включаются в поиски, что подсказки уже не нужны. При этом, чтобы найти 5-6 разных слов в тексте, им приходится прочитать его 7-8 раз. Что нам и было нужно. :mrgreen:
Еще есть один нюанс в чтении - ребенок должен чувствовать поддержку в этом непростом деле - поэтому приобнимите его или хотя бы поддержите за локоток, когда он читает. :Op: Я, все-таки, за чтение на диване, а не за столом... :D
Писала уже о букваре Жуковой - там чтение слогов очень хорошо обыграно - нарисована дорожка от согласной к гласной. Дочка пальчиками "идет" по дорожке - ведет согласную в гости к гласной, тянет ее, пока не дойдет "СсссссссссссссссА". Очень доходчиво и без лишних объяснений! :D
  • Аватара пользователя
  • mama_Marka_543 Не в сети
  • Сообщения: 353
  • Зарегистрирован: апр 21, 2007 17:41
  • Откуда: Северодонецк, Украина
  • Благодарил (а): 114 раз
    Поблагодарили: 233 раза
[quote="Salix"]Дхарма спасибо за подробный ответ! :Sun:
Главное, называть звук, который кодирует буква, а не её алфавитное название! А мы так и делаем :D (правда была мысль, что это неправильно) Ура, теперь бум знать!!![/quote]

1.нужно чтоб ребенок четко говорил все буквы звуками (быстро и без заминки (вдоль и поперек алфавита, и еще надо чтоб хорошо выговаривал )
2."пойте" слоги : "Сссссссссссс-ооооооооооооооо"
3. пока не научится склеивать согл.+гласная (слоги из двух букв) не давать слоги гласная + согл. (это путает детей)
4. только простые слоги до полного понимания принципа склеивания и то если ребенку интересно ,при малейшем отвлечении - занятия прекратить :D до след. раза .

Мне очень помогла ЭТА ССЫЛКА в свое время, ОЧЕНЬ!
  • Аватара пользователя
  • Zoika Не в сети
  • Сообщения: 1231
  • Зарегистрирован: апр 23, 2007 20:06
  • Откуда: Israel
  • Благодарил (а): 1713 раз
    Поблагодарили: 2229 раз
Все тут такие умненькие. А моему малышу уже 5.3 и мы еще только умеем писать свое имя, мама и папа (на иврите) :oops:
Я совсем запуталась на каком языке обучать малыша. В садике учат на иврите. Проблема этого языка в том, что нет гласных букв. Мне самой непросто обьяснять ему почему "има" и "аба" (мама и папа) звучат по разному но начинаются на одну и ту же букву, т.к. язык мне не родной. Кроме того у нас еще одна проблема: по израильской системе дети идут в школу с 6-ти лет. Все друзья малышонка идут в первый класс в сентябре. Конечно все они только об это и говорят. Мы с мужем думаем оставить малыша еще на один год в садике. Во-первых, ему 6 только в октябре (поэтому у нас есть шанс его оставить, в противном случае нас бы и слушать не стали), а во-вторых чувствуем мы, что не готов еще наш малыш к школе. Гложет одно, как бы не был такой разворот событий травмой для него, когда он останется в садике. Хотели поговорить с ним, но воспитательница говорит что не надо. Не поняла совсем почему. Хотим поговорить с детским психологом, послушать совета.
Девочки, что вы думаете на эту тему. Хочу как лучше для ребенка, но боюсь навредить. Те из вас, кто преподаватель, лучше все-таки с 7-ми?
  • Дхарма Не в сети
  • Сообщения: 53
  • Зарегистрирован: июл 31, 2008 17:15
  • Откуда: Новосибирск
  • Благодарил (а): 727 раз
    Поблагодарили: 34 раза
Эх, девочки! Если бы вы знали, в какое уродство превращают все умные методики и мудрые советы некоторые родители. Особенно бабушки, у которых много свободного времени. Одна 4хлетняя девочка мне сказала прямо: «Как мне надоели эти буквы, я только проснусь, а бабушка мне их уже показывает». И таких детей, поверьте, очень много! Прошел год, она до сих пор плохо читает. Бабушка удивляется, столько сил вложила! Реакция негативизма на насилие, какая тут любовь к чтению? Одна мама так мне говорила о своем сыне: «Вы бейте его, я разрешаю, он только так понимает. Я ему поддам, он букву назовет!». Это чуткий и вдумчивый родитель-педагог будет собирать информацию, советоваться, сам изобретет способ, как научить своего ребенка читать, писать. А многие учат своих малышей так, что те от одного слова «буква» тосковать начинают. Эта тема актуальная, важно делиться опытом, чтобы помочь избежать подобных ошибок.

Собрала для вас свои материалы:
1. Таблица складов (цветная) (пособие Зайцева).
http://narod.ru/disk/5158897000/Таблица.rar.html
2. Методические разработки домашних занятий для родителей (Со сканами из «Букваря» Жуковой. Действительно, очень доходчиво.)
http://narod.ru/disk/5158860000/Задания ... й.rar.html
3. Опросник (для родителей) выраженности психоэмоционального напряжения и невротических тенденций у детей (по Захарову) Очень хороший опросник! Ключ смотри в правом верхнем углу.
http://narod.ru/disk/5158870000/Признак ... к.rar.html
Одним файлом
http://narod.ru/disk/5158912000/Сборник ... ).rar.html
Делала для родителей, чтобы направить их педагогическую энергию в мирное русло!

Zoika, чтобы ответить, надо знать специфику обучения в Израиле. Про нашу школу скажу, однозначно, в 7 отдавать. Это не мое мнение, результаты исследований физиологов и психологов, которые изучали этот опыт в отечественной школе. Помните, появились экспериментальные классы детей шести лет? И почему-то быстро исчезли.
  • Аватара пользователя
  • Натуленция Не в сети
  • Сообщения: 26
  • Зарегистрирован: янв 5, 2009 22:46
  • Откуда: Москва
Моему сыночку уже 4 года. В детский сад мы не ходим. Недавно я узнала, что он у меня читает. Я в шоке. Так как думала учить его читать ближе к 5-6 годам. Ну называла я ему буквы, если он спрашивал, но ни слоги, ни слова я не называла. (Я сама пошла в школу в 6 лет, через месяц меня перевели в 3 класс, но и там мне было не интересно, так как я уже знала программу 4 класса. Своему ребенку я не желаю такой участи.)Математика у него уже на уровне 2 класса.
Но...... Сынок мало интересуется ролевыми играми, не любит рисовать, лепить, заниматься физкультурой, не могу научить кататься его на велике (он говорит, что бы я на машине его учила кататься) Стараюсь сделать все возможное, чтобы заинтересовать его. Водила его к психологу, она говорит, что у него свои этапы развития.
  • Аватара пользователя
  • Valentinka Не в сети
  • Сообщения: 5452
  • Зарегистрирован: июл 5, 2006 13:11
  • Откуда: Москва
  • Благодарил (а): 6693 раза
    Поблагодарили: 8169 раз
Дхарма, то есть, если моя дочка в полтора года называла буквы - примерно половину алфавита, просто запомнила как картинки - это плохо для последующего обучения чтению? Сейчас ей 2,2, буквы вроде подзабыла, может и не стоит пока к этому возвращаться, подождать пару лет?
И еще такой вопрос: есть такие книжки, где часть слов (существительных)) заменена картинками. То есть я читаю сказку, а ребенок называет подходящее по картинке слово. Эти книжки скорее вредны или полезны для перехода к настоящему чтению?
Ответить
Вернуться в «Моя семья»