Учебная мастерская Марины Архангельской
    Все картинки темы
Список форумов -> Вязание -> Авторские темы по вязанию
Все картинки темы

ИЗ ИСТОРИИ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ ...

Крючком вяжут во многих странах мира: в странах Средиземноморья — тончайшие кружева, в ряде стран Африки — специальные головные уборы, которые обозначают социальный статус, а экспорт изящных вязаных скатертей приносит ощутимую прибыль Китаю.

Точно сказать, где зародился этот вид рукоделия, невозможно, но доподлинно известно, что «искусство вязального крючка» было широко распространено в Европе уже в XVII веке. В те времена основными центрами производства тончайших вязаных изделий были монастыри Италии. Кружево, вышивку и связанные крючком изделия называли Nun’s Work («сделанные монашками»), и стоили они очень дорого. Узоры основывались на рисунках, разработанных для вышивки по канве и плетения кружев на коклюшках, а в качестве ниток использовали тончайшую льняную пряжу. Сёстры-послушницы постепенно передавали свои навыки жителям близлежащих деревень. В Ирландию это ремесло попало по церковным каналам. Церковь активно использовала вязаные изделия для облачений священников и декорирования алтарей. Преуспевающие небольшие фабрики были разбросаны по графствам Корк и Каррикмакрос. Там вязали крючком в техниках «айриш пойнт» (Irish point), «рельефная роза» (Raised rose), и «онитон» (honiton crochet). Рисунки этих тончайших кружев отражали окружающую мастеров природу: розы, листочки и характерные трилистники клевера. В 1743 году Королевское общество Дублина учредило специальные призы для связанных крючком изделий, которые были бы сделаны совместно мужчиной и женщиной. В 1747 году неурожай картофеля привёл страну к экономическому кризису, и для очень многих продажа вязанных крючком изделий стала единственным средством к существованию. Некоторые мастера даже сумели скопить достаточно денег, чтобы оплатить переезд в Америку, где они мечтали начать новую жизнь. Тем же, кто остался, пришлось осваивать производство изысканных кружев, которые скупали владевшие мелкими поместьями дворяне. Они отвозили кружева в Лондон, где продавали в самые шикарные ателье. Ирландские кружевные изделия были очень популярны, и модники платили немалые деньги за экстравагантные воротники и манжеты.

Укреплялись торговые связи, в продаже стали появляться более прочные и яркие виды пряжи. Появились и новые рисунки. В те времена наибольшую известность приобрела книга «Справочник по рукоделию Биитона». Она неуёмно расточала похвалы: «Вязание крючком — это несложный вид рукоделия, а готовые изделия отличают прочность и высокая носкость. Это умение пригодится при самых различных ситуациях, учитывая, как много внимания уделяют ему женщины».

В начале XX века вязание крючком стало одним из наиболее популярных видов рукоделия. Белыми кружевами стали оторачивать женское нижнее бельё, брюки и кофты, верхнюю одежду, а кружевные перчатки, сумочки и зонтики стали неотъемлемыми атрибутами. Вязанные крючком изделия использовали не только для украшения одежды, но и в домашнем хозяйстве — для отделки штор, постельного и столового белья, салфеток и накидок на стулья. Вещи, связанные из хлопчатобумажной пряжи, отличались прочностью и не портились после частых стирок и глажения. На прилавках магазинов появились руководства по вязанию и альбомы с узорами. Крючком вязали представительницы всех социальных групп.

Характерные для Викторианской эпохи узоры с тщательно проработанными деталями уступили место рисункам в модернистском стиле, которые одинаково хорошо смотрелись и на одежде, и на предметах обихода. Редакторы модных журналов убеждали, что необработанные края скатертей гораздо лучше, чем края с фестонами, а влияние ар-нуво выразилось прежде всего в более натуралистическом изображении цветов. Стало модным украшать чехлы для пижам и салфетки на подносы небольшими ажурными вставками.

Интерес к вязанию крючком стал уменьшаться в 30-х годах XX века. Правда, утилитарные изделия, вроде предметов одежды, салфеток и прихваток, продолжали вязать, но этот вид рукоделия пребывал в относительном забвении до 60-х годов. Позднее интерес к нему приобрёл несколько иной характер. Из пряжи очень яркой расцветки стали вязать мини-юбки, женские накидки и безрукавки. Геометрическими узорами в стиле «оп-арт» стали украшать покрывала, наволочки и коврики. Конечно, сейчас вещи в этом стиле выглядят немодными. Но художники изучают их в поисках забытых идей, стремясь приспособить классические приёмы к новым видам пряжи и капризам современной моды.

"Энциклопедия рукоделий: техники и изделия"
Пер. с англ. А. Деркача. — М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.

А вот вам иллюстрация к теме об истории крючка.
Эту картину в 1889 году написал французский художник-реалист Уильям-Адольф Бугеро. Картина называется "Девушка, вяжущая крючком".
на фотохостинг →

Maria Hallsworth, sajka, Denilena!
Девочки, спасибо за такие интересные сведения. Особенно ценно, когда это документальные сведения от конкретных людей, которые жили в то время.
А я, читая где-то, что в конце прошлого века, в основном развивалась техника филейного вязания, т.к. схемы для вышивки крестом, очень популярной в то время, переводились в вязание. И почему-то, сама не знаю почему сделала вывод, что это было в основном в среде среднего и более низкого класса. Не знала, что этому учили дворянок.

Тая, а у меня нет такой книги. Надо будет поискать.

Леночка, я сначала подумала, что на фото ты. Потом уже когда прочитала и открыла большое фото, поняла, что ошиблась.
Жаль, что не видно что эта девушка вяжет. Какая-то тоненькая прошивка, но крючок для этого на мой взгляд немного толстоват и очень даже похож на современный крючок фирмы "PONY". 😂

Всю информацию собираю в копилочку.

Marhang

Леночка, я сначала подумала, что на фото ты.

😃 Марина, я как только увидела эту картину, сразу захотела ее на свою аватарку поставить. Остановило то, что, во-первых, не очень-то там понятно, что она делает, если не увеличивать, а во-вторых, люблю общаться с людьми, зная, как они выглядят, поэтому уважаю фото на аватаре, а не картинку, и сама этого придерживаюсь на всех форумах, где бываю.

Ой, смотрите, какие я нашла чудесные крючковые свитерочки! Описание для обоих есть, но на английском языке. Могу перевести, если очень надо, но чуть позже, через недельку.
на фотохостинг →

Marhang

Тая, а у меня нет такой книги. Надо будет поискать.

Марина, если ты об этом -Энциклопедия рукоделий: техники и изделия
Пер. с англ. А. Деркача - то купить её можно тут или [url=]тут[/url].
В свободном доступе не нашла.
http://www.withlove.com.ua/statii/kruchok.html

Denilena

люблю общаться с людьми, зная, как они выглядят, поэтому уважаю фото на аватаре, а не картинку, и сама этого придерживаюсь на всех форумах, где бываю.

🙉

Прошу прощения за въедливость, но я хочу немного уточнить: ирландское кружево в том виде, как мы его знаем, появилось не в 18-м веке, а в 19-м. После неурожаев в конце 1840-х годов в Ирландии начался голод и, как следствие, массовая эмиграция. Чтобы хоть в какой-то степени выправить ситуацию, при монастырях организовали школы вязания; опытные мастерицы придумывали узоры, основываясь на рисунках очень дорогого шитого кружева. Вязаные кружева получались намного дешевле, а потому довольно быстро стали очень популярны. Много народу спасалось от голода надомной работой, иногда вязали целые деревни - другой работы всё равно не было. У кого руки были приспособлены для тонкой работы - вязали мотивы из тонкой пряжи для изделий подороже, у кого это не получалось - делали более толстые мотивы, для кружев попроще, специальные сборщики объезжали деревни и фермы, собирали связанное, а потом опытные мастера собирали из этих элементов готовые кружева, которыми сейчас восхищается весь мир. Несколько лет назад проходила выставка, посвящённая 150-летию ирландского кружева, под названием "Кружево, которое спасло нацию". Очень трогательная история, на мой взгляд.

Очень интересно было читать про историю вязания. Мне понравилось, спасибо 💋 💋

Марина, спасибо за статью.

Действительно в те года про крючок мало ,что было написано.(70-80 -е года 20 века)
Если бы не моя приятельница, то я бы вообще с крючком наверно была бы не знакома 😃 Она постоянно что то вязала(в транспорте очень удобно вязать крючком было-не мешал) Да и на курсы она ходила(рядом с домом ДК был)., но тогда только технику вязания салфеток и скатертей преподавали. 🙁

😃 тишкин кот, ну так для нас-то это не вопрос жизни и смерти 🙃 . Хотя, как сказать... Иной раз смотришь-смотришь на это "нечто" и думаешь: "Сдохну, но осилю". А потом оказывается, что вроде бы и жива, и осилила. 😃

kea-knit
Леночка, спасибо за столь ценную информацию.😘 Очень интересно.
А теперь прости меня за въедливость. А случайно ты не помнишь источник этих сведений?
Да, к сожалению, очень мало об истории вязания известно. А ведь интересно очень.

тишкин кот
Полтора листочка - это когда осваиваешь вязание мотива. А когда он уже отработан, то наверное и больше получится связать.

Хотела сегодня выложить отсканированные приложения к журналу "Нива" 1914 года, но Радикал сегодня не работает, так что придется подождать. Очень интересно, что предлагали связать тогда.

БАКТУС (ШАРФ-КОСЫНКА) КРЮЧКОМ

Девочки, вот в этой теме Бактус - треугольный шарф-косынка http://club.osinka.ru/topic-67118 вяжут спицами интересный шарфик.

Попалась и я на этот шарфик. Но связала его крючком. Тем более, что в теме несколько раз спрашивали а как его связать крючком
Оставалось 100 г пряжи KORVET Special wool (100% шерсть, 162м/50 г). Крючок № 3. Шарфик получился небольшим 130 см х 23 см. Но мне понравился.

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

На первой схеме - узор, которым был связан этот шарфик - горизонтальная резинка из СБН. Это один из вариантов. Можно попробовать использовать и другие узоры, которые я привожу на второй и третьей схеме. На 3-й схеме - это горизонтальная резинка из выпуклых СН.

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Красным цветом выделены прибавки. В 1-м случае делаем их в каждом 4-м ряду, а в двух других случаях делаем прибавки в каждом 2-м ряду. Я предлагаю их делать, отступив от края 3 столбика, на 4-м столбике. Получается красивая каемочка по внешнему краю шарфика.
Кстати в спицах тоже можно прибавки делать аналогичным образом, отступив от края несколько петель.

Marhang

kea-knit Очень интересно. А случайно ты не помнишь источник этих сведений?

У меня, по-моему, где-то в архивах сохранились источники, пороюсь - обязательно поделюсь. Сейчас, с разбегу, точно не скажу. 😳

Девочки, вчера спешила поделиться шарфиком и залила фотографии через KEEP. Радикал вчера не работал. А сегодня смотрю, схемы уже удалены. Что-то это мне не нравится. Поэтому повторяю сообщение перезалив фото уже через Радикал.

БАКТУС (ШАРФ-КОСЫНКА) КРЮЧКОМ

Девочки, вот в этой теме Бактус - треугольный шарф-косынка http://club.osinka.ru/topic-67118 вяжут спицами интересный шарфик.

Попалась и я на этот шарфик. Но связала его крючком. Тем более, что в теме несколько раз спрашивали а как его связать крючком
Оставалось 100 г пряжи KORVET Special wool (100% шерсть, 162м/50 г). Крючок № 3. Шарфик получился небольшим 130 см х 23 см. Но мне понравился.

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

На первой схеме - узор, которым был связан этот шарфик - горизонтальная резинка из СБН. Это один из вариантов. Можно попробовать использовать и другие узоры, которые я привожу на второй и третьей схеме. На 3-й схеме - это горизонтальная резинка из выпуклых СН.

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Красным цветом выделены прибавки. В 1-м случае делаем их в каждом 4-м ряду, а в двух других случаях делаем прибавки в каждом 2-м ряду. Я предлагаю их делать, отступив от края 3 столбика, на 4-м столбике. Получается красивая каемочка по внешнему краю шарфика.
Кстати в спицах тоже можно прибавки делать аналогичным образом, отступив от края несколько петель.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания