История обычных вещей: я подарю букет белых роз...
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: я подарю букет белых роз...

История обычных вещей: я подарю букет белых роз...

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Клод Моне "Рождественские розы", 1883 г.
Фото. Клод Моне "Рождественские розы", 1883 г.

Букет цветов прочно ассоциируется у нас с праздником, памятной датой, торжественным визитом. И очередное 8 Марта напомнило нам об этом - всех нас окружало в этот день множество прекрасных цветов. Не знаю как вы, а вдруг задумалась, а откуда взялась эта традиция. И не ошиблась - у цветочного букета также оказалась необычная история.

Слово "букет" пришло к нам из французского языка (от фр. bouquet) вместе со своим значение - "срезанные или сорванные цветущие растения, красиво подобранные вместе". Но по данным археологов, история цветочного букета уходит корнями в эпоху позднего неолита. Именно этим периодом датированы наскальные изображения танцующих людей с цветами в руках поселениях бушменов на юге Африки. Древние пещерные художники запечатлели и другие обрядовые практики с цветами, причем - во всех подробностях, наверное чтобы их потомкам было проще достучаться до духов, если понадобится помощь высших сил.

А вот когда люди начали использовать цветы не для мистических обрядов, а для украшения жилища и в качестве подарков, ученые спорят до исх пор. По мнению некоторых, это могло произойти примерно 6 тысяч лет назад на территории древней Месопотамии, то есть, в междуречье Тигра и Евфрата. Храмы, дворцы, статуи богов в те времена украшались цветочными композициями, но не букетами, а гирляндами и венками. Судя по сохранившимся изображениям, такие украшения состояли не только из цветов, но и из пальмовых веток, лоз винограда, стеблей травы и т.п. Такая вот "европейская икебана"!

Фото. Маттиас Грюневальд "Штуппахская Мадонна", 1517 г.
Фото. Маттиас Грюневальд "Штуппахская Мадонна", 1517 г.

В древнем Египте также широко использовали украшения из цветов, причем, они применялись как для украшения культовых сооружений и статуй, но и в жилищах. Легко понять, что в первую очередь украшались дворцы фараона, его приближенных и других знатных людей, а самым популярным декором были цветы и листья лотоса.

Прообраз современного букета впервые появился в Древней Греции. Именно там начали создавать "мужские" и "женские" цветочные композиции. Для них использовались дикорастущие цветы, благо, на теплой и солнечной греческой земле они произрастали в изобилии. В качестве дополнительных элементов декора применяли веточки оливы.

Фото. Лукас Кранах (1472 - 1553) "Святая Доротея"
Фото. Лукас Кранах (1472 - 1553) "Святая Доротея"

Считается, что первыми цветами, которые специально выращивали для букетов, были гвоздики. Причем они предназначались вовсе не для милых дам, а для римских легионеров. В день триумфа воины проходили по городу с гвоздиками в руках. И ведь эта традиция сохраняется и по наши - гвоздика стала символом воинской доблести и славы.

Вообще в Древнем Риме флористика, как искусство составления цветочных композиций, получила настоящий скачок. Собственно, название науки о цветах происходит от имени римской богини Флоры – покровительницы растений, в чью честь устраивались пышные празднества ("флоралии"). Именно в Римской Империи начали массово выращивать садовые цветы. Римляне не только подносили богине Флоре пышные гирлянды и венки из цветов, но также украшали себя венками, браслетами, нагрудными украшениями, сплетенными из цветов и тонких гибких веток. Венки из цветов были непременным атрибутом многих праздников.

После падения Римской Империи флористика в европейских странах пришла в упадок. Ведь церковь порицала всевозможные "излишества", к которым были отнесены и украшения, и даже цветы. В эти времена обычно дарили только один цветок, да и то лишь по очень значительному поводу – например, перед долгой разлукой, а дамам на турнирах не возбранялось украсить цветами доспехи приглянувшегося рыцаря.

Фото. Жан Жорж Вибер (Jehan Georges Vibert) (1840 - 1902) "Трудный выбор"
Фото. Жан Жорж Вибер (Jehan Georges Vibert) (1840 - 1902) "Трудный выбор"

А что представлено в единственном экземпляре обычно имеет куда большую ценность - так религия сыграла важную роль в становлении европейской цветочной символики. К примеру, белые розы и белые лилии символизировали чистоту Девы Марии, красные розы ассоциировались с крестными муками Спасителя, а синие ирисы – с вечной скорбью Богоматери по сыну. Сочетание красных и белых роз означало единство верующих в лоне церкви.

У простонародья была своя цветочная символика. Отправляясь на гуляния, молодежь украшала одежду, волосы и головные уборы цветами. Красные гвоздики означали помолвку, чертополох – скорую свадьбу, а ландыши и маргаритки – девичью непорочность.

Фото. Ян ван Хёйсум (1682 - 1749) "Натюрморт"
Фото. Ян ван Хёйсум (1682 - 1749) "Натюрморт"

Лишь в эпоху Ренессанса цветочный дизайн получил "второе дыхание", причем, цветы стали популярными не только у богатых и знатных людей, но и у простолюдинов. Вместо пышных и тяжелых гирлянд, венков, все чаще стали применяться небольшие связки цветов. Так и возникли букеты, дошедшие до наших дней.

Но постепенно знатные люди стали требовательнее к комфорту: короли и вельможи старались утопить свои парадные залы в цветах, чтобы аромат растений распространялся по всем помещениям, чтобы цветы дольше хранились, благоухающие композиции начали ставить в вазы и уже таким образом украшать интерьер.

Фото. Амброзиус Босхарт старший (1682 - 1749) "Цветочный букет", ок. 1620 г.
Фото. Амброзиус Босхарт старший (1682 - 1749) "Цветочный букет", ок. 1620 г.

Но причина для такой любви к цветам была более чем прозаическая: это было нужно для того, чтобы избавиться от неприятных запахов. В то время люди редко мылись, не исключением были и королевские особы. Канализация в Париже представляла собой сточные канавы, выкопанные прямо вдоль улиц. Становится понятным стремление французов этого времени облагородить свое жилище цветочным запахом! Но тем не менее с XIV века искусство разведения и компоновки цветов становится уважаемым ремеслом, тон в котором задавала прекрасная Франция.

Но настоящий цветочный бум поднялся лишь в начале XVIII столетия, когда были опубликованы "Письма из турецкого посольства" супруги английского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю и "Путешествия по Европе, Азии и Африке" Обри де Ла Моттре. Из этих книг европейцы открыли для себя селам – тайный язык цветов, к которому прибегали одалиски, договариваясь о запретных свиданиях. Оказалось, что цветы - это не просто способ освежить помещение.

Фото. Винсент Ван Гог "Ваза с красными гладиолусами", 1886 г.
Фото. Винсент Ван Гог "Ваза с красными гладиолусами", 1886 г.

Понятно, что в условиях Европы это язык немного видоизменился - ключом к цветочному шифру служили традиционные образы и метафоры средневековой восточной поэзии. И до середины XIX века составление букетов по правилам языка цветов долгое время оставалось одним из любимых увлечений дворянства. Таким способом юноши рассказывали о своих сокровенных чувствах, не боясь скомпрометировать себя или даму сердца, думы обменивались цветочными посланиями, украшая кабинеты и будуары говорящими композициями, а мужчины прикрепляли к петлице миниатюрные букеты-бутоньерки (позже эту моду переняли и женщины). Маленькими букетиками душистых цветов, декорировали платья, прически и головные уборы. Наиболее популярными цветами для этих целей были небольшие розы, ландыши и фиалки.

Фото. Max Albert Carlier (1872-1938) (Бельгия) "Белые розы".
Фото. Max Albert Carlier (1872-1938) (Бельгия)  "Белые розы".

Лишь в первой половине XVIII века в моду входят большие букеты. Причем, строились они по тем же принципам, что используют современные флористы: в круглую основу из мха втыкалась проволока, на которую крепились цветки. Такие букеты напоминали круглую подушечку, всю вышитую гладью.

Но грянула эпоха революций, и преподнесенный замужней леди букет ко дню рождения перестал быть поводом для скандала - так только во второй половине XIX столетия появился обычай преподносить букеты в подарок, а увлечение "языком цветов" приобрело новый виток. Массово издаются руководства и книги, посвященные их символике. Даже возникает "ботаническая грамматика", в которой каждому цветку присваивают свое толкование. Например, так: резеда – "добрые качества души лучше красоты", гелиотроп – "люблю тебя более всего на свете", бутон розы – "молодая девушка".

Фото. Эдуард Мане "Гвоздика и клематис в хрустальной вазе", около 1882 г.
Фото. Эдуард Мане "Гвоздика и клематис в хрустальной вазе", около 1882 г.

Популярность этого языка цветов достигает наивысшего расцвета в период правления английской королевы Виктории с 1837 по 1901 год, и становится для людей столь же важным, как умение “хорошо одеваться”. Уже не только цвет и название цветка или растения, а даже его запах и аромат носового платка передавали определённое сообщение.

В Викторианскую эпоху было популярно и модно составлять букеты из цветов и растений. Но особой любовью пользовались букеты тусси-мусси (Tussie-Mussies). Это небольшой букет из цветов, обязательно завернутый в кружевную салфетку и перевязанный атласной лентой. Он составлялся как зашифрованное сообщение. Разгадка таких букетов-сообщений превратилась во всеобщую страсть. Разумеется, все это адресовалось весьма обеспеченной публике и предназначалось для светских салонов.

Фото. Герберт Беттгер (Германия). Натюрморт.
Фото. Герберт Беттгер (Германия). Натюрморт.

Считается, что на популярность "языка цветов". Сильное влияние оказали традиции Японии и Китая. Достаточно вспомнить японскую икебану — искусство составления цветочных композиций и одно из наиболее известных восточных течений. В икебане растения и цветы всегда отбирались со смыслом и каждый элемент нес свою собственную смысловую нагрузку.

Интересно, что поначалу составлением цветочных композиций в Японии занимались только мужчины, такие букеты делались для буддийских храмов и использовались в религиозных обрядах.

Фото. Ци Байши (1864 - 1957) Хризантемы и стрекоза"
Фото. Ци Байши (1864 - 1957)  Хризантемы и стрекоза"

В Китае все пронизано символикой, особенно цветы. Например древовидные пионы многими считаются национальными цветами страны, они символизируют счастливый брак, честь и богатство. Хризантемы цветут в конце осени, поэтому ещё в древние времена, многие творческие личности вдохновлялись от способности хризантем противостоять холоду. Не удивительно, что они символизируют благородство и элегантность.

Орхидея - символ благородства и дружбы, а великий китайский философ Конфуций сравнивал орхидею с добродетельным человеком. Азалия олицетворяет счастье и благополучие, традиционно считается, что эти цветы способны привить страсть людей к жизни. А лотос, поскольку зарождается в болоте, а распускается чистым, считается символом долгой жизни, чести и чистоты, его изображения часто можно увидеть в буддистской культуре. Интересно, не правда ли?

Фото. Юнь Шоупин (1633 — 1690) (Китай) "Пионы"
Фото. Юнь Шоупин (1633 — 1690) (Китай)  "Пионы"

А что у нас? На Руси срезанные цветы считались мертвыми, именно поэтому их старались не вносить в дом - считалось, что они могут навлечь беду на его обитателей. Даже лекарственные травы сушили исключительного в нежилых помещениях или на улице, и только потом развешивали в избах.

Однако венки из цветов были любимым украшением у девушек - они надевали их на праздники, на гулянки. Цветы часто встречались и в религиозных ритуалах: девушки плели венки на Ивана Купала, вставляли в них зажженные свечи и пускали на воду. Считалось, что та, чей венок проплывет дольше, будет самой счастливой.

Фото. Игорь Грабарь "Хризантемы", 1905 г. Третьяковская галерея
Фото. Игорь Грабарь "Хризантемы",  1905 г. Третьяковская галерея

Украшать интерьер цветами в России начали только в XVII веке, когда Петр I ввел во дворцах европейские обычаи. Императоры и императрицы высоко ценили искусство флористов и выписывали из Европы лучших мастеров. Изысканные композиции с розами, гвоздиками, хризантемами, лилиями и орхидеями радовали придворных и сопровождали дворцовые церемонии, но дам осчастливить цветами никто не торопился.

Так и мялись бы несчастные поклонники у дверей грим-уборных, не зная, как выразить свое восхищение актрисам, если бы не модная французская танцовщица Мария Тальони. Нарядные цветочные корзины и букеты от зрителей балерине передавал капельмейстер через оркестровую яму, а в бенефис поклонники бросали ей букеты на сцену прямо из лож. Вскоре русские кавалеры вошли во вкус, и заказать букет на свидание стало так же просто, как и сейчас.

Как видите, в каждой стране - свои флористические нюансы. Если в России принято дарить на торжественные мероприятия нечетное количество цветов, то в США, Японии и Германии вручить два или четыре цветка – вариант нормы.

Фото. Пабло Пикассо "Хризантемы", 1901 г.
Фото. Пабло Пикассо "Хризантемы",  1901 г.

Ну а что же означает наш букет белых роз? Белый цвет символизирует искренность и чистоту отношений, поэтому букет из белых роз всегда будет прекрасным подарком к любому празднику для близких и любимых людей. Поэтому белые цветы подчеркивают романтическое отношение мужчины к женщине, исполненное восхищения, уважения и трепетной привязанности. их часто дарят в знак возвышенной искренней любви, преклонения и готовности взять на себя ответственность за дальнейшие отношения. В христианской традиции белая роза символизирует духовную чистоту Девы Марии.

Кстати!
На Осинке наверное нет ни одной темы и не одного форума, где так или иначе не присутствовали бы цветы - в вышивке, в принтах, в узорах, в названиях моделей. И это наверное тоже символично - цветы символизируют красоту, а мы все делаем мир немного прикраснее!

Фото. Винсент Ван Гог "Натюрморт: ваза с ирисами", 1890 г.
Фото. Винсент Ван Гог "Натюрморт: ваза с ирисами", 1890  г.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания