История обычных вещей: я подарю букет белых роз...
Автор: Наталия Горюшкина
Букет цветов прочно ассоциируется у нас с праздником, памятной датой, торжественным визитом. И очередное 8 Марта напомнило нам об этом - всех нас окружало в этот день множество прекрасных цветов. Не знаю как вы, а вдруг задумалась, а откуда взялась эта традиция. И не ошиблась - у цветочного букета также оказалась необычная история.
Слово "букет" пришло к нам из французского языка (от фр. bouquet) вместе со своим значение - "срезанные или сорванные цветущие растения, красиво подобранные вместе". Но по данным археологов, история цветочного букета уходит корнями в эпоху позднего неолита. Именно этим периодом датированы наскальные изображения танцующих людей с цветами в руках поселениях бушменов на юге Африки. Древние пещерные художники запечатлели и другие обрядовые практики с цветами, причем - во всех подробностях, наверное чтобы их потомкам было проще достучаться до духов, если понадобится помощь высших сил.
А вот когда люди начали использовать цветы не для мистических обрядов, а для украшения жилища и в качестве подарков, ученые спорят до исх пор. По мнению некоторых, это могло произойти примерно 6 тысяч лет назад на территории древней Месопотамии, то есть, в междуречье Тигра и Евфрата. Храмы, дворцы, статуи богов в те времена украшались цветочными композициями, но не букетами, а гирляндами и венками. Судя по сохранившимся изображениям, такие украшения состояли не только из цветов, но и из пальмовых веток, лоз винограда, стеблей травы и т.п. Такая вот "европейская икебана"!
В древнем Египте также широко использовали украшения из цветов, причем, они применялись как для украшения культовых сооружений и статуй, но и в жилищах. Легко понять, что в первую очередь украшались дворцы фараона, его приближенных и других знатных людей, а самым популярным декором были цветы и листья лотоса.
Прообраз современного букета впервые появился в Древней Греции. Именно там начали создавать "мужские" и "женские" цветочные композиции. Для них использовались дикорастущие цветы, благо, на теплой и солнечной греческой земле они произрастали в изобилии. В качестве дополнительных элементов декора применяли веточки оливы.
Считается, что первыми цветами, которые специально выращивали для букетов, были гвоздики. Причем они предназначались вовсе не для милых дам, а для римских легионеров. В день триумфа воины проходили по городу с гвоздиками в руках. И ведь эта традиция сохраняется и по наши - гвоздика стала символом воинской доблести и славы.
Вообще в Древнем Риме флористика, как искусство составления цветочных композиций, получила настоящий скачок. Собственно, название науки о цветах происходит от имени римской богини Флоры – покровительницы растений, в чью честь устраивались пышные празднества ("флоралии"). Именно в Римской Империи начали массово выращивать садовые цветы. Римляне не только подносили богине Флоре пышные гирлянды и венки из цветов, но также украшали себя венками, браслетами, нагрудными украшениями, сплетенными из цветов и тонких гибких веток. Венки из цветов были непременным атрибутом многих праздников.
После падения Римской Империи флористика в европейских странах пришла в упадок. Ведь церковь порицала всевозможные "излишества", к которым были отнесены и украшения, и даже цветы. В эти времена обычно дарили только один цветок, да и то лишь по очень значительному поводу – например, перед долгой разлукой, а дамам на турнирах не возбранялось украсить цветами доспехи приглянувшегося рыцаря.
А что представлено в единственном экземпляре обычно имеет куда большую ценность - так религия сыграла важную роль в становлении европейской цветочной символики. К примеру, белые розы и белые лилии символизировали чистоту Девы Марии, красные розы ассоциировались с крестными муками Спасителя, а синие ирисы – с вечной скорбью Богоматери по сыну. Сочетание красных и белых роз означало единство верующих в лоне церкви.
У простонародья была своя цветочная символика. Отправляясь на гуляния, молодежь украшала одежду, волосы и головные уборы цветами. Красные гвоздики означали помолвку, чертополох – скорую свадьбу, а ландыши и маргаритки – девичью непорочность.
Лишь в эпоху Ренессанса цветочный дизайн получил "второе дыхание", причем, цветы стали популярными не только у богатых и знатных людей, но и у простолюдинов. Вместо пышных и тяжелых гирлянд, венков, все чаще стали применяться небольшие связки цветов. Так и возникли букеты, дошедшие до наших дней.
Но постепенно знатные люди стали требовательнее к комфорту: короли и вельможи старались утопить свои парадные залы в цветах, чтобы аромат растений распространялся по всем помещениям, чтобы цветы дольше хранились, благоухающие композиции начали ставить в вазы и уже таким образом украшать интерьер.
Но причина для такой любви к цветам была более чем прозаическая: это было нужно для того, чтобы избавиться от неприятных запахов. В то время люди редко мылись, не исключением были и королевские особы. Канализация в Париже представляла собой сточные канавы, выкопанные прямо вдоль улиц. Становится понятным стремление французов этого времени облагородить свое жилище цветочным запахом! Но тем не менее с XIV века искусство разведения и компоновки цветов становится уважаемым ремеслом, тон в котором задавала прекрасная Франция.
Но настоящий цветочный бум поднялся лишь в начале XVIII столетия, когда были опубликованы "Письма из турецкого посольства" супруги английского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю и "Путешествия по Европе, Азии и Африке" Обри де Ла Моттре. Из этих книг европейцы открыли для себя селам – тайный язык цветов, к которому прибегали одалиски, договариваясь о запретных свиданиях. Оказалось, что цветы - это не просто способ освежить помещение.
Понятно, что в условиях Европы это язык немного видоизменился - ключом к цветочному шифру служили традиционные образы и метафоры средневековой восточной поэзии. И до середины XIX века составление букетов по правилам языка цветов долгое время оставалось одним из любимых увлечений дворянства. Таким способом юноши рассказывали о своих сокровенных чувствах, не боясь скомпрометировать себя или даму сердца, думы обменивались цветочными посланиями, украшая кабинеты и будуары говорящими композициями, а мужчины прикрепляли к петлице миниатюрные букеты-бутоньерки (позже эту моду переняли и женщины). Маленькими букетиками душистых цветов, декорировали платья, прически и головные уборы. Наиболее популярными цветами для этих целей были небольшие розы, ландыши и фиалки.
Лишь в первой половине XVIII века в моду входят большие букеты. Причем, строились они по тем же принципам, что используют современные флористы: в круглую основу из мха втыкалась проволока, на которую крепились цветки. Такие букеты напоминали круглую подушечку, всю вышитую гладью.
Но грянула эпоха революций, и преподнесенный замужней леди букет ко дню рождения перестал быть поводом для скандала - так только во второй половине XIX столетия появился обычай преподносить букеты в подарок, а увлечение "языком цветов" приобрело новый виток. Массово издаются руководства и книги, посвященные их символике. Даже возникает "ботаническая грамматика", в которой каждому цветку присваивают свое толкование. Например, так: резеда – "добрые качества души лучше красоты", гелиотроп – "люблю тебя более всего на свете", бутон розы – "молодая девушка".
Популярность этого языка цветов достигает наивысшего расцвета в период правления английской королевы Виктории с 1837 по 1901 год, и становится для людей столь же важным, как умение “хорошо одеваться”. Уже не только цвет и название цветка или растения, а даже его запах и аромат носового платка передавали определённое сообщение.
В Викторианскую эпоху было популярно и модно составлять букеты из цветов и растений. Но особой любовью пользовались букеты тусси-мусси (Tussie-Mussies). Это небольшой букет из цветов, обязательно завернутый в кружевную салфетку и перевязанный атласной лентой. Он составлялся как зашифрованное сообщение. Разгадка таких букетов-сообщений превратилась во всеобщую страсть. Разумеется, все это адресовалось весьма обеспеченной публике и предназначалось для светских салонов.
Считается, что на популярность "языка цветов". Сильное влияние оказали традиции Японии и Китая. Достаточно вспомнить японскую икебану — искусство составления цветочных композиций и одно из наиболее известных восточных течений. В икебане растения и цветы всегда отбирались со смыслом и каждый элемент нес свою собственную смысловую нагрузку.
Интересно, что поначалу составлением цветочных композиций в Японии занимались только мужчины, такие букеты делались для буддийских храмов и использовались в религиозных обрядах.
В Китае все пронизано символикой, особенно цветы. Например древовидные пионы многими считаются национальными цветами страны, они символизируют счастливый брак, честь и богатство. Хризантемы цветут в конце осени, поэтому ещё в древние времена, многие творческие личности вдохновлялись от способности хризантем противостоять холоду. Не удивительно, что они символизируют благородство и элегантность.
Орхидея - символ благородства и дружбы, а великий китайский философ Конфуций сравнивал орхидею с добродетельным человеком. Азалия олицетворяет счастье и благополучие, традиционно считается, что эти цветы способны привить страсть людей к жизни. А лотос, поскольку зарождается в болоте, а распускается чистым, считается символом долгой жизни, чести и чистоты, его изображения часто можно увидеть в буддистской культуре. Интересно, не правда ли?
А что у нас? На Руси срезанные цветы считались мертвыми, именно поэтому их старались не вносить в дом - считалось, что они могут навлечь беду на его обитателей. Даже лекарственные травы сушили исключительного в нежилых помещениях или на улице, и только потом развешивали в избах.
Однако венки из цветов были любимым украшением у девушек - они надевали их на праздники, на гулянки. Цветы часто встречались и в религиозных ритуалах: девушки плели венки на Ивана Купала, вставляли в них зажженные свечи и пускали на воду. Считалось, что та, чей венок проплывет дольше, будет самой счастливой.
Украшать интерьер цветами в России начали только в XVII веке, когда Петр I ввел во дворцах европейские обычаи. Императоры и императрицы высоко ценили искусство флористов и выписывали из Европы лучших мастеров. Изысканные композиции с розами, гвоздиками, хризантемами, лилиями и орхидеями радовали придворных и сопровождали дворцовые церемонии, но дам осчастливить цветами никто не торопился.
Так и мялись бы несчастные поклонники у дверей грим-уборных, не зная, как выразить свое восхищение актрисам, если бы не модная французская танцовщица Мария Тальони. Нарядные цветочные корзины и букеты от зрителей балерине передавал капельмейстер через оркестровую яму, а в бенефис поклонники бросали ей букеты на сцену прямо из лож. Вскоре русские кавалеры вошли во вкус, и заказать букет на свидание стало так же просто, как и сейчас.
Как видите, в каждой стране - свои флористические нюансы. Если в России принято дарить на торжественные мероприятия нечетное количество цветов, то в США, Японии и Германии вручить два или четыре цветка – вариант нормы.
Ну а что же означает наш букет белых роз? Белый цвет символизирует искренность и чистоту отношений, поэтому букет из белых роз всегда будет прекрасным подарком к любому празднику для близких и любимых людей. Поэтому белые цветы подчеркивают романтическое отношение мужчины к женщине, исполненное восхищения, уважения и трепетной привязанности. их часто дарят в знак возвышенной искренней любви, преклонения и готовности взять на себя ответственность за дальнейшие отношения. В христианской традиции белая роза символизирует духовную чистоту Девы Марии.
Кстати!
На Осинке наверное нет ни одной темы и не одного форума, где так или иначе не присутствовали бы цветы - в вышивке, в принтах, в узорах, в названиях моделей. И это наверное тоже символично - цветы символизируют красоту, а мы все делаем мир немного прикраснее!