История рукоделий: брюггское кружево - привет из Бельгии
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История рукоделий: брюггское кружево - привет из Бельгии

История рукоделий: брюггское кружево - привет из Бельгии

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Caspar Netscher (1639-1684): The Lace-Maker,1662
Фото. Caspar Netscher (1639-1684): The Lace-Maker,1662

"Кружевная" тема не теряет своей актуальности никогда, ни столетия назад, ни в наши дни. Про это мы уже писали несколько лет назад - История рукоделий: такие разные кружева - и вот снова захотелось прикоснуться к этому волшебному явлению, имя которому - кружево.

Так забавно случилось в истории, что не хлеб и не оружие, а именно кружево спасало от голода и лишений целые нации, как это было с ирландским кружевом, к примеру, или становилось визитной карточкой государств и городов. Вы только задумайтесь, невинное женское рукоделие, канитель, казалось бы, а какое влияние оно оказывает на мировую историю!

Так получилось и с кружевным промыслом в Бельгии (или Фландрии, как ее называли ранее). Официальным началом производства кружева в этой стране принято считать 1717 год. Времена были нелегкие, люди беднели и голодали, и тогда епископ города Брюгге - монсеньер Хендрик-Йозеф ван Сустерен (Hendrik-Jozef van Susteren) решил, что всевозможное рукоделие. в т.ч. и кружевоплетение, может приносить какой-никакой доход нуждающимся семьям. На Собрание Апостольских Сестер была возложена необычная миссия - обучить бедняков этому искусству и помогать со сбытом готовой продукции. Так и началась история брюггского кружева, а в Бельгии слова "Брюгге" и "кружева" даже в наши дни остаются практически синонимами.

Фото. "Натюрморт со старинными часами", Леа Рейнхарт.
Фото. "Натюрморт со старинными часами", Леа Рейнхарт.

А вообще в Бельгии искусство плетения кружев стало популярным в XVI веке. Правда в то время Бельгия Бельгией еще не была, а входила в состав так называемого Бургундского округа и находилась под властью испанского короля Карла V. Именно он и издал указ о том что в школах и приютах при монастырях девушки должны не только молиться, но и учиться плести кружева.

Надо сказать, что кружева, производимые во фламандских провинциях Бельгии, славились необычайной тонкостью и ажурностью, а все благодаря особому сорту льна, выращиваемому тут, из которого производили необычайно тонкие и прочные нити. Не удивительно, что в каждом городе непременно начинало развиваться свое, уникальное кружевное производство, свои техники кружевоплетения. И потому кружева часто называются по названиям городов - брюссельское, брюггское, малинское или малин (по названию города Мехельна, который на французском звучит, как Малин), бенш, валансьен (сейчас это тоже территория Франции).

Фото. Пауль ван Сомер (1577-1621). Портрет леди Кавендиш с дочерью Энн.
Фото. Пауль ван Сомер (1577-1621). Портрет леди Кавендиш с дочерью Энн.
Фото. Пауль ван Сомер (1577-1621). Портрет знатной дамы.
Фото. Пауль ван Сомер (1577-1621). Портрет знатной дамы.

Например, брюссельское кружево до сих пор производится в Аалсте. А "брюссельским" его называют потому, что продается оно в основном в Брюсселе (коммерческое партнерство, оказывается, может быть многовековым!). Это шитое иголкой (тюлевое) кружево, для него орнаменты выполнялись отдельно друг от друга, а затем соединялись с помощью тюлевого фона (напоминает ирландское кружево, не так ли?) Этот вид кружева считался самым дорогим и пользовался большим спросом за границей, особенно в Англии. И когда правительство этой страны, дабы прекратить отток финансов за границу, запретила импорт кружева, брюссельские кружева навали ввозить нелегально, выдавая за английские. Отсюда и и х второе название - англетер. Особой разновидностью брюссельского является "дюшесс" кружево, не имеющее фона - в нем орнаменты соединялись непосредственно друг с другом.

Очень популярным во Фландрии в XVIII - XIX вв. было кружево малин. Для него был характерен орнамент типа рокайль, образованный из плотного переплетения нитей и густые узорные сетки фона. Рокайль (от фр. rocaille, произносится "рокай": мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Каждый элемент в орнаменте обметывался по краю блестящей льняной нитью, так, что получался красивый рельефный контур. Знакомый узор, не правда ли? Позже такое кружево начали производить и в других городах Бельгии — Антверпене и Лувене, а также в Лилле.

Теперь, рассматривая чудесные портреты фламандцев вы сможете почти точно угадать, кружево из какого региона на них изображено.

Фото. Ян Минсе Моленар (1610-1668). Автопортрет с семьёй.
Фото. Ян Минсе Моленар (1610-1668).  Автопортрет с семьёй.

Вы не задумывались, почему кружево было так популярно, особенно в эпохи кризиса? Ведь бывали времена, когда плетение кружев было гораздо более популярным рукоделием, чем вышивка, более простая в изготовлении и поэтому более доступная. Объяснялся этот феномен просто - в отличие от вышивки кружевные воротнички и манжеты могут быть использованы для украшения различной одежды. Вот и получается что заказать или купить кружево намного практичнее и дешевле, чем заказывать вышивку.

Фото. Якоб Фердинанд Вут (1639-1689). Анна Мария Карпенья Наро
Фото. Якоб Фердинанд Вут (1639-1689). Анна Мария Карпенья Наро
Фото. Якоб Фердинанд Вут (1639-1689) Портрет дамы с нотным листом
Фото. Якоб Фердинанд Вут (1639-1689)  Портрет дамы с нотным листом

Ну а что же брюггское кружево? Оно очень узнаваемо, его основу составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок. Причем, такое кружево как плели на коклюшках, так и вязали особым тонким крючком. Поэтому такое кружево еще называют "бобинное" кружево. Для плетения брюггского кружева обычно использовалась как тонкая, так и толстая нить, которые наматывали на коклюшки, обычно в работе их было от 300 до 700.
У рисунков брюггских кружев есть три основные компонента - тесьма, мотивы и фоновая сетка. Дополняя друг друга в том или ином сочетании, они образуют сложные и причудливые узоры, в основном - цветочные. Причем, один и тот же рисунок, выложенный разной тесьмой, будет выглядеть по-разному. Самая простая тесьма для брюггского кружева - образуется рядами из 4 столбиков с накидами и из 5-7 воздушных петель для поворота (дужки) и перехода на следующий ряд. Так получается плотная ровная тесьма. Но ее можно сделать и ажурной, выполненной в виде филейной сетки или включающей другие вязаные элементы.

А дальше вязаная тесьма выкладывается по узору и соединяется за дужки, причем, если две тесьмы в процессе вязания соединяются одинаковыми столбиками, мы получаем параллельное их расположение, если разными - полосы тесьмы будут расходиться или сходиться, как этого требует узор.

Фото. Роджер Вангелуве, епископ Брюгге , одетый в белое кружевное облачение.
Фото. Роджер Вангелуве, епископ Брюгге , одетый в белое кружевное  облачение.

До XX века кружево считалось привилегией дворян и духовенства. Кстати о духовенстве - именно кружево зачастую украшало богослужебное одеяние священников и эта традиция сохранилась по сей день.

Хотя традиции кружевоплетения сохранились во многих городах Фландрии, именно Брюгге сегодня носит гордое звание главного кружевного города региона Здесь секреты создания тончайшего кружева не только тщательно оберегает и передаются из поколения в поколение, но и доступны всем желающим. Посетители Музей кружева в Брюгге смогут не только ознакомиться с историей кружева и понаблюдать за работы мастериц, но и при желании научиться плести настоящие брюггское кружево.

Кстати!
На Осинке есть целая тема, которая так и называется: Брюгге и брюггские кружева. Но о том, как изменилась эта древняя техника в наши дни - в следующий раз.

Фото. Корнелис Де Вос (1584–1651). Портрет Антонии Канис.
Фото. Корнелис Де Вос (1584–1651). Портрет Антонии Канис.
Фото. Корнелис Де Вос (1584–1651). Женский портрет.
Фото. Корнелис Де Вос (1584–1651). Женский портрет.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания