Бэтти Эдвардс. Правополушарное рисование
    Все картинки темы
Список форумов -> Рукоделие и декор -> Батик и живопись
| Бэтти Эдвардс. Правополушарное рисование

"Правополушарное рисование" книга первое издание которой вышло в 1979 году собрала в себе опыт Бетти Эдвардс, преподавателя рисования с огромным стажем. Название книги берёт своё начало в теории о различных функциях правого и левого полушарий мозга. Современная система образования развивает прямое, причинно-следственное, левополушарное мышление, в то время как для рисования необходимо параллельное, "творческое", правополушарное. Его-то способности и предлагает разскрыть эта книга.
Миссис Эдвардс считает (и я в принципе с ней согласна), что умение рисовать ни чем не отличается от умения писать, читать, водить машину... Как только человек понимает как складывать буквы в слова и продолжает тренироваться дальше то в опрделённый момент он просто забывает что когда-то не умел читать. Для того что бы рисование вошло в привычку, так же как и чтение, необходимо пройти через несколько уровней:
- видение края
- видение пространства
- видение отношений
- видение тени и света
- видение целого
По мнению Мс. Эдвардс умение рисовать и умение видеть связаны неразрывно. Именно в видении и заключается ключ к умению рисовать, а не в навыках вождения карандаша по бумаге. Если человек способен написать текст и у него абсолютно среднее зрение то он будет способен и рисовать. В подтверждение важности видения цитата: "Гертруда Стайн спросила Генри Матисса, видит ли он помидор по особенному когда он его ест? На что Матисс ответил: Нет, когда я ем помидор я вижу его как любой нормальный человек, но когда я рисую помидор я вижу его уже по другому."
Для развития навыков видения она проводит пятидневные курсы, которые на протяжение нескольких десятков лет пользуются популярностью. В связи с тем, что у читаюших форум нет возможности посетить эти курсы я переведу наиболее интересные из её заданий. Все задания будут в этой теме с подробным описанием процесса. Настоятельно рекомендуется прочитать всё задание перед его выполнением. Удачи в пути!

| Задание №1 Подготовительное. Портреты

Это первое задание, которое может показаться страшноватым для "неумеющих" рисовать и чересчур сложным для начинающих для рисовать умеющих. Но, как говорит сама Бетти "в связи с тем, что правая сторона мозга отвечает за узнавание лиц, то их рисование способствует открытию этой стороны в процессе творчества. В добавак ко всему рисование лиц по примению умений и навыков не сложнее рисования ландшавтов, потому что используется всё то же умение видеть. Вы просто рисуете то, что видете"
Итак, для тех кому скучно рисовать круги и линии первое задание, состоящее из 3 частей.
Автопортрет
1. Подготовьте бумагу и поверхность на которой будете рисовать
2. Сядьте на расстоянии руки от зеркала. Расположите свою доску для рисования так что бы верхний конец упирался в стену, а нижний оставался у вас на коленях.
3. Посмотрете внимательно на ваше отражение в зеркале и нарисуйте свой автопортрет.
4. По окончании, подпишите, поставте дату и дайте название. Не выкидывайте свой рисунок!
Рисование по памяти
1. Вспомните какого-нибудь человека или его фотографию
2. Попробуйте нарисовать этого человека используя все свои способности. Это может быть лицо или бюст или фигура целиком, решать вам.
3. См пункт 4 предыдущего задания
Ваша рука
1. Сядте за стол
2. Если вы правша то рисуйте левую руку, а если левша то правую в любой выбраной вами позиции
3. См. пункт 4 первого задания

Что бы вы не пугались сложности задания я предлагаю вам заглянуть в галерею в которой собраны автопортреты учеников Мс Эдвардс до начала занятий и после.
Дадим слово Мс Эдвардс "Разложите все 3 рисунка перед собой и посмотрите на них внимательно. Если бы я была с вами я начала бы искать небольшие детали которые вы смогли передать точно, например, линию воротника или красивый изгиб брови. Как только я обнаружу совпадения я тут же пойму, что этот человек сможет хорошо рисовать".
"Я уверенна, что рисование человека по памяти было для вас самым сложным. Даже для профессиональных художников это довольно сложно. "Тогда зачем же делать это?", можете спросить вы. Причина очень проста: В процессе рисования портрета по памяти мы вспоминаем набор символов который мы использовали не раз для рисования в детстве. В процессе рисования вы понимаете, что вы рисуете совсем другой рисунок, не тот который собирались, но рука сама рисует эти упрощённые формы носа, губ или ещё чего-нибудь. Эта "тирания" системы символов объясняет, в какой-то мере, почему люди продолжают рисовать "детские" рисунки и во взрослом возрасте."
Ну что ж, значит будем пробовать забыть детские символы и переходить на следующий уровень, но об этом чуть позже. 🙃

я читала эту книгу, хорошая вещь! 😃

Всё нижеследующее даёт представление о работе мозга, если теория вопроса вам не интересна, то советую пропустить этот пост и сразу переходить к следующему. Там вас ждёт небольшое задание.

Итак, для того что бы понять смысл всего метода нам нужно знать немного теории о том как же устроен наш мозг.

Если вы всё ещё помните курс школьной анатомии, то вы знаете, что человеческий мозг, если смотреть на него сверху, напоминает грецкий орех: так же испещрён канавками и бороздками, и так же состоит из двух половин. Эта половинчатость нас и интересует. Поднимаемся на ступень выше и открываем "Общую теорию психологии". Там мы видим поразительную информацию: наше тело и наш мозг связаны по диагонали. То есть, правое полушарие мозга отвечает за левую часть тела, а правая часть тела подконтрольна левому полушарию (запомним эту информацию, она нам понадобится в дальнейшем). Наше рациональное левое полушарие отвечает за языковую деятельность у 98 % правшей и 1/3 левшей. В связи с тем, что язык и способность выразить себя очень важна для человеческого развития - левое полушарие принято считать "доминантным", "ведушим", "основным"; в то время как правое - "ведомое", "подчинённое", "неосновное". Долгое время считалось, что правое полушарие работает с меньшим КПД чем левое, некоторые учёные вообще отбирали у него право какой-либо основной и ценной деятельности.

Однако, вернёмся к анатомии. Наши полушария соединены между собой мозолистым телом - сплетением из 200 - 250 миллионов нервных волокон. Мозолистое тело является соеденительным кабелем по которому передаётся память и знания. Исходя из теории о доминантности левого полушария, при исчезновении этого канала полноценная деятельность правого полушария невозможна. Однако в результате экспериментов на животных и людях было доказано обратное. При удалении мозолистого тела у пациентов страдающих сильными эпилептическими припадками не наблюдалось никаких изменений в ежедневном поведении, в то время как контроль над припадками был восстановлен. В результате последующих экспериментов было выявлено, что мозолистое тело помогает нам ощущать себя цельной личностью, в то время как у людей после его ампутации возможно развитие Синдрома чужой руки, так как правое полушарие получает возможность работать без давления со стороны левого. Эксперименты показали, что полушария часто приходят в конфликт друг с другом при решении задачи, чем, возможно, и объясняется эволюционное развитие разделённости в человеческом мозге.

В одном из экспериментов пациенту, взгляд которого фиксировался на серединной точке экрана, на доли секунды показывались две картинки: ложка слева и нож справа. Каждый глаз, а соответсвенно каждое полушарие, получал свою картинку: левый - ложку, правый - нож. Когда пациента просили назвать предмет который он видел, то ответственное за речь левое полушарие давало сигнал: нож. Когда же пациента просили левой рукой найти показываемый предмет под занавеской которая лежала на предметах, он выбирал ложку. Когда его спрашивали, что у него в руке, которая так и оставалась под занавеской, он некоторое время не мог ответить, а потом говорил, что держит нож. Правое полушарие, зная правильный ответ, но не имея возможности выразить его словами и исправить левое полушарие, пыталось продолжить подспудный диалог, неизменно проигрывая речевому доминанту. Возможно выражение "его левая рука не знает, что делает правая" произошло именно из этой дуалистичности нашего мозга.

После всей этой научной информации может возникнуть вполне законный вопрос: А при чём тут знание деятельности мозга и умение рисовать? Исходя из экспериментов и фактов о дуальной природе нашего мозга получается, что правое полушарие более приспособлено к творчеству чем левое. Напомню, что левое полушарие, овечает за правую руку (а 90% населения мира - предпочитают правую руку в выполнении большинства заданий), а правое - за левую. Практически в любом языке можно найти фразы о левой или правой стороне и в 99% случаев левая сторона (читай правое полушарие) нивелируется и является полной противоположностью правой стороны (читай левое полушарие). В русском: правое дело и левый заработок. Латынь: слово обозначающее "лево" означало так же "плохо", "вне доверия", в то время как "право" было синонимом "умение", "способность". Английский: "лево" - "слабый", "бесполезный"; "право" - "прямой". Кстати, жених на свадебной церимонии стоит справа, в то время как невеста слева. А двойственность ин и ян? Где ин - женское начало отвечающее за правое полушарие, а ян - мужское - соответственно левое. Не такие уж и дураки были наши предки как любит их представлять современная наука...

Итак в чём же разница между полушариями и почему нам так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования.
Левое
Вербальное (использует слова что бы называть вещи своими именами)
Аналитическое (Пошаговый процесс осознания действительности, буква-слог-слово)
Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся символы)
Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)
ВременнОе (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке очерёдности)
Рациональное (делает выводы основанные на причинах и фактах)
Цифровое (позволяет использовать цифры)
Логическое (способность строить логические цевочки где одно вытекает из другого)
Линейное (одна идея следует за другой и они непременно связаны между собой)

Правое
Невербальное(восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне)
Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)
Актуальное, реальное (видит вещи такими какие они есть в настоящий момент)
Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)
ВневременнОе (отсутствует чувство времени)
Нерациональное (не требует основу из фактов иданных для вывода, склонность к откладыванию суждений)
Пространственное (видит отношение вещей друг с другом и как части составляют целое)
Интуитивное(склонно к внутренним откровениям)
Целостое (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали)

Следует ли из всего этого, что нам нужно срочно начать рисовать левой рукой? Нет, нет и ещё раз нет. Если вы правша - левая рука просто напросто не присвособлена для рисования. Но если вы взяли карандаш в левую руку и поняли, что ваши рисунки получаются лучше тогда продолжайте рисовать левой рукуой.

Изложеная выше информация помогает понять необходимость правого, забытого полушария, для умения рисовать и даёт представление о его роли в развитии творческих способностей личности. Все задания рассчитаны именно на то, что левое полушарие откажется их выполнять и тогда правое вступит в свои права в этом вопросе.

| Линии

А вот и обещанное задание, только вначале ещё немного рассуждений (:
Считается, что рисование, как собственно говоря, любое творчество - это выражение своего собственного "Я". Однако давайте представим, что письмо это это тоже своего рода рисование и проявление собственного "Я" при помощи основного элемента рисования - линии. Возьмите лист бумаги и напишите свое имя как-будто вы расписываетесь. Поздравляю! Теперь вы смотрите на рисунок который отображает исключительно вашу персональность. Более того, вы использовали линию в уникальном для вас стиле. Теперь попробуйте написать ваше имя как-будьто вы только что научились писать, напишите его ооочень медленно и так быстро как только сможете, попробуйте изменить написание буквы в своём имени и посмотрите как меняются ваши линии. Никогда не стесняйтесь своих линий. Они являются вашим уникальным потчерком по которому, вполне возможно, вас будут идентифицировать культуроведы будущего. 🙃
А теперь переложим ручку в левую руку и потренируем наше правое полушарие. Попробуем написать наше имя левой рукой. Если не получается целове имя - потренируйтесь на буквах, а потом соедините буквы в слова. А теперь вернём ручку привычную руку, возьмём пример с Леонардо Да Винчи и попробуем нависать буквы зеркально. Начнём с печатных, а потом перейдём к прописных. (Кстати, зеркальное письмо даётся левшам проще чем правшам.)

Желающие могут попробовать писать буквы вверх ногами, а потом вверх ногами и зеркально одновременно. 😃
Потренировавшись в линиях и помучав правое полушарие письмом мы перейдём к следующему заданию которое уже напрямую связано с рисованием.

| Задание №2 Лица/ваза

Ура, ура, ура, наконец-то приступаем к рисованию!
Задание создано специально для того что бы помочь вам почувствовать переключение с доминантного левого полушария на подчинённое правое. А рисовать мы будем знаменитую оптическую иллюзию... Кстати, что вы на ней видете?

Для начала нам нужно распечатать рабочий материал для правшей или для левшей.
Итак, у нас есть один профиль, теперь нам надо нарисовать второй, что бы получилась ваза. Читаем внимательно всю инструкцию и выполняем.
1. Проведите карандашом по уже существующему профилю называя части лица через которые ведёте линию: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Если хотите можете повторить своё действие представляя при этом, что же стоит за этими терминами в реальности.
2. Перейдите к недостающей части и начните дорисовывать недостающий профиль.
3. Возможно когда вы дойдёте до лба или носа вы будете смущены или чувствовать конфликт внутри. Понаблюдайте как это происходит.
4. Цель этого задания в самонаблюдении и поиске ответа на вопрос: Как я смогу решить эту проблему?
У меня получилась вот такая ваза. Неправильность линии подбородка была замечена только после сканирования и исправлена. (:
на фотохостинг →

| Задание №2 Расшифровка

Если вы не выполнили предыдущее задание то этот пост лучше пропустить. потому что в нём есть подсказки к его выполнению. А вся суть как раз и заключается в том, что бы прийти к своему решению проблемы. (:
Итак, слово Мс Эдвардс:
"Почти все студенты испытывали смущение и внутренний конфликт разной степени в процессе выполнения этого задания. Это происходит когда вы подходите к точке смены направления, но никак не можете понять куда повернуть. Конфликт может быть настолько сильным, что вы не сможете заставить руку повернуть направо или налево. В ощущении этого конфликта и заключается задание. Я считаю, что этот конфликт объясняется следующим: сначала мы задействовали левое полушарие произнося и представляя части лица, а потом были вынуждениы перейти к визуальному правому, которое отвечает за отношения между формой, размером, углами. Именно трудность этого перехода и вызывает ментальный конфликт. Вероятнее всего вы нашли для себя наиболее лёгкий способ выполнения этого задания. Что это было?
1. Вы не думали о названиях черт лица?
2. Переключили внимание с лица на вазу?
3. Использовали вертикальные и горизонтальные линии для определения расстояний и правильных точек? (прим June_Hope. Это как раз мой вариант, хотя и не совсем удачно его удалось выполнить)
4. Рисовали снизу вверх?
5. Решили, что вам всё равно симметрична ваза или нет и нарисовали первый вспомнившийся профиль? (в этом случае ваше левое полушарие "победило")
6. Разработали другой способ выполнения задания?
Запишите своё решение сзади на рисунке, что бы запомнить наиболее простой для вас метод перехода от левого полушария к правому.
Вероятнее всего, вы обнаружили для себя, что лучше не думать о линиях как о частях лица. Говоря другим языком: было проще не думать вообще, т.е. не переносить рисунок в словесную плоскость. В правополушарном настрое, когда не используются слова, задавайте себе только следующие вопросы:
1. Где начинается эта кривая?
2. Насколько она глубока?
3. Как относится этот угол к краю бумаги?
4. Насколько эта линия по длине совпадает с той которую я только что нарисовал?
5. Насколько эта точка совпадает с противоположной точкой по отношению к верхнему/нижнему краям листа?"
С этими вопросами в памяти мы перейдём к следующему заданию, которое призвано уменьшить конфликт между полушариями.

| Задание № 3 Рисование вверх ногами.

Попросите кого-то распечатать этот рисунок. Почему не сами смотрите ниже (:
на фотохостинг →
На картинке изображена репродукция линейного рисунка Пикассо "Игорь Стравинский" Нет, у меня с глазами всё нормально, именно перевёрнутый рисунок нам и нужен. Итак, всё что нам надо - это карандаш, бумага и от 40 минут до 2 часов неперерываемого времени и инструкция к выполнению которую мы читаем полностью.
1. Ни в коем случае не переворачивайте рисунок в "человеческое" положение! Если хотите можете включить музыку, но самое главное - это не отрываться от рисования пока не закончите.
2. Вы можете начать рисовать с любой точки рисунка, при этом конценрируйтесь не на том что вы рисуете, а на линии которую вы рисуете, не задумывайтесь что она обозначает, просто копируйте её, но не переворачивайте рисунок в нормальное положение!
3. Лучше не пытаться нарисовать сначала контуры рисунка, а потом заполнять внутреннюю часть потому что если вы сделаете хотя бы небольшую ошибку в контурах внутренняя часть просто может не поместится.
4. Если вы говорите сами с собой (даже мысленно) используйте язык зрения: Эта линия поворачивается сюда, Эта изгибается так, Эта линия имеет такой-то угол по отношению к краю. Когда вы доберётесь до частей имя которых так и будет просится на язык - руки, лицо - постарайтесь концентрироваться на этих частях как на формах. Если хотите можете даже закрыть все другие линии кроме той которую вы рисуете или временно переключитесь на другую часть рисунка.
5. В какой-то момент может прийти понимание рисунка как своеобразного пазла в котором линии является частями целого. Когда это произойдёт это будет означать, что переход от левого полушария к правому произошёл. Однако его очень легко нарушить вмешательством из вне.
6. Если вам удобно можете закрыть бумагой те части которые вы ещё не нарисовали. постепенно отодвигая её в процессе продвижения работы.
7. Помните, всё что вам нужно сделать для рисунка это постараться упростить процесс до максимума и тогда точно всё получится!

Вот что у меня получилось:
на фотохостинг →
Вот тут тот же рисунок, но в правильном положении. Для тех кто будет рисовать по этому методу смотреть не рекомендуется (:
Тут и тут другие рисунки из этой же серии. Если есть желание посмотреть другие наберите в гугле-картинки Picasso Igor Stravinsky upside-down drawing. Но делать это надо только после того как нарисовали сами. (:

| Задание №3 Объяснение

По непонятным причинам левое полушарие отказывается решать перевёрнутую задачку. Ну это как раз то что нам нужно потому что визуальное правое полушарие абсолютно не волнуется какой стороной расположен рисунок. Основной причиной необходимости выполнения этого задания - это возможность испытать и продлить переход от одного полушария к другому без того внутреннего конфликта который присутствовал в предыдущем задании. Обычно такой переход не замечается. Только что вы полностью осознавали реальность и вдруг оказались во сне наяву. Хотя переход и незаметен, но ощушения нереальность здесь и сейчас присутствуют, всё внимание концентрируется только на рисунке и время течёт незаметно.
В книге сказано, что рисунок займёт от 40 минут до 1. У меня он занял 2 часа и я действительно не замечала как идёт время. Единственное что меня подвело это то что я не могу долго сидеть на одном месте. Тело начало подавать сигналы об усталости и рисунок был завершён непропорционально, а голова вообще не получила никакого внимания. Могу ещё добавить, что такое же состояние (незаметное течение времени, нежелание отвлекатся, невозможность услышать слова в звуках) я испытываю при увлечённости любым делом. Так что, переход не представил для меня никакой сложности.
Понятно, что мы не можем всё переворачивать вверх ногами что бы нарисовать предмет или просить человека пару часиков постоять на голове, поэтому основной задачей является переключение из вербального осознания мира в визуальный. Последующие упражнения помогут вам в этом. Для закрепления осознанности перехода рекомендуется нарисовать ещё несколько рисунков вверх ногами.
Но прежде чем двигаться дальше мы узнаем почему большинство взрослых рисунков ничем не отличаются от детских.

| Детская символика в рисунках

Навыки рисования большинсва людей в западном мире достигают отметки 9-10 лет и дальше не развиваются.Вероятнее всего это происходит потому что, в отличии от письма или разговорной речи, умении рисовать не является жизненно необходимым, поэтому большинсво детей перестают интересоваться рисованием в 10-ти летнем возрасте. Эта дата отмечена кризисом восприятия, когда ребёнок испытывает сложность соотношения усложнивщегося уровня восприятия окружающего мира и артистических способностей. Большинсво детей между 9 и 11 обожают реалистичные рисунки. Они становятся самыми строгими критиками своих рисунков и начинают рисовать один и тот же предмет снова и снова в попытках улучшить рисунок. Смотря на свои рисунки ребёнок убеждает себя: Раз это не выглядит так как я хочу, значит я не умею рисовать. Однако, ребёнок прислушивается и к мнению окружающих и одно неосторожное замечание может отбить у него охоту рисовать. Дети в этом случае склонны обвинять в испытываемой боли свой рисунок, а не критика. В связи с тем, что развитие умения рисовать застопоривается практически на начальной стадии, дальнейшие попытки, в уже взрослом возрасте, нарисовать что-нибудь приводят к плачевному результату и человек начинает искренне верить в то, что он не умеет рисовать.
Что бы понять как же развивалась эта система детских символов во взрослом рисунке (см второй пост темы) совершим небольшой экскурс в прошлое.
В возрасте полутора лет, получив доступ к карандашам, ребёнок получает доступ к волшебству линии которая появляется по мановению его руки. Ребёнок рисует круги и линии на любой доступной поверхности. В конце концов ребёнок открывает для себя основное открытие в человеческом искусстве: нарисованый символ может обозначать что-то в его окружении. Так палка-палка, огуречик может быть как мамой так и папой, а если ещё добавить ножек то получается замечательный осьминожек или собачка или мишка. Такие формы универсальны для любого ребёнка на определённой стадии развития. Для ребёнка картинка с одинаковыми формами обозначает то, что он сказал. Примерно к 3,5 годам возрастает сложность этих форм и туловище уже соединятся с головой, а руки и ноги присоединятнся к телу. К 4 дети уже понимают важность одежды, начинают появлятся детали (пуговицы, пальцы и т.д.) Не смотря на то что детские рисунки похожи между собой каждый ребёнок методом проб и ошибок вырабатывает свой собственный стиль, который переходит из рисунка в рисунок и с течением времени всё больше откладывается в голове. В возрасте 4-5 лет дети начинают использовать рисунок для того что бы рассказать историю или выразить чувства. (Чаще всего это выражается в семейных портретах.) Где-то в этом же возрасте дети переходят к ландшафтным рисункам, где тем же самым методом проб и ошибок вырабатывают для себя некий символический ландшафт, который потом бесконечно повторяют.
Что же чаще всего входит в этот ландшафт? Земля (нижний край рисунка), небо (соответсвено верхний), трава, дом, солнце, дерево, дорога уходящая вдаль, птицы, забор, цветы. Попробуйте вспомнить и восстановить на рисунке свой детский ландшафтный рисунок. А теперь посмотрите внимательно на свой рисунок. Вероятнее всего, композиционное решение этого рисунка идеально и всё стоит именно на том месте на котором оно должно быть.
Ну вот мы и подобрались к кризисному возрасту. К 9 годам рисунки детей начинают различаться по половой принадлежности и дети стараются рисовать как можно больше деталей для большей реалистичности рисунка, хотя они и рисуют выдуманых, нереальных персонажей. В возрасте 10-11 лет любовь ребёнка к реалистичности в самом разгаре и если рисунок не похож на оригинал в точности это значит, что он неудачный.
Бетти Эдвардс считает, что дети этого возраста так привержены к реализму потому что они учатся видеть. Они готовы приложить большие усилия если результат будет удачный. Только несколько детей открывают для себя другое (правополушарное) видение.
Итак откуда же эта детская символика во взрослых рисунках? Левое полушарие говорит нам: Это стул, у меня уже есть готовый символ для него, добавь несколько деталей если хочешь и это тоже будет стул. А откуда взялся этот символ? Правильно, из детства, повтореный и выученый нами. И так происходит с любым символом. Мы не видим то что рисуем, а востанавливаем это из памяти, именно поэтому взрослые рисунки так часто похожи на детские.

| Задание №4 Контурное рисование

Следующее задание, которое Мс. Эдвардс назвала "Pure Contour Drawing" или если перевести на русский как Контурное рисование. Это задание было впервые опубликовано в книге Кимона Николайдиса The Natural Way to Draw ,Естественный способ рисования, (прим. ссылки на английском) которая была издана в 1941 году и переиздаётся до сих пор. Николайдис рекомендовал студентам представлять как они касаются формы в процессе рисунка для лучшего выполнения задания.
Итак, инструкция к выполнению:
1. Посмотрите на свою нерабочую ладонь и соедините пальцы как для крещения, но все пять. На ващей ладони появилось очень много морщинок и глубоких линий, собственно их мы и будем рисовать (:
2. Определите для себя комфортное положение листа и закрепите его в этой позиции, например, скотчем.
3. Установите таймер (будильник или телефон) на пять минут.
4. А теперь сядте к листу боком, продолжая держать рабочую руку на листе и смотря на нерабочую ладонь с собранными вместе пальцами. Положите нерабочую руку на спинку стула или себе на колени, потому что в таком положении вы будете находится следующие 5 минут. Запомните, как только вы начнёте рисовать повернуться и посмотреть на результат вы уже не сможете.
5. Посмотрите на одну из морщин на вашей руке и начните рисовать её. Ваши глаза должны следить за её направлением очень медленно, один мм за одно движение глаз, а карандаш должен отображать это движение на бумаге. Если край линии пересекается с краем другой линии меняйте направление движения и переходите на эту новую линию. Важно помнить, что карандаш отображает только то что вы видете в данный момент и рука действует как сейсмограф, отображая увиденное.
Будет очень сильно хотется посмотреть на рисунок, но делать этого ни в коем случае нельзя, фокусируйтесь на руке. Соотносите движения карандаша с движением глаз. Возможно кто-то из них начнёт убегать вперёд, координируйте их движения. Не останавливайтесь в движении, а продолжайте медленно и равномерно.
6. Продолжайте рисовать пока таймер не прозвенит положенные 5 минут
7. Не волнуйтесь о том что у вас получится, мы учимся восприятию
8. По звонку таймера можете вернуться в обычное положение.

Если нужно то повторите задание ещё раз. Я делала его несколько раз и с каждым разом количество линий которые я видела на руке увеличивалось. Казалось бы, та же рука, то же положение пальцев, а линий становится всё больше и больше. Парадокс переключения с левого полушария (которое всё знает) на правое (которое всё видит). По непонятной причине контурное рисование одно из лучших заданий для того что бы научится рисовать. Необязательно рисовать линии руки, можно рисовать локон волос, смятую бумагу, перо, другие сложные предметы; главное так же соотносить движение глаз и карандаша при переходе с края на край. Некоторые художники даже настраивают себя на нужный лад этим упражнением. Я думаю, что если вы не поленитесь и выпонтине это упражнение с несколькими предметами ваше восприятие вещей увеличится в несколько раз.

любопытно, полезно и замечательно, надо попробовать. спасибо

Попробовала первое задание как левша и как правша. Результат примерно одинаковый 😳
Спасибо.

Edelweiss Всегда пожалуйста (: Мне эта книга и понравилась необычностью заданий. Я её когда в библиотеке листала открыла на перевёрнутом стравинском, пробежалась по строчкам и поняла что его так и надо рисовать и сразу подумала: Моё. 😃 А когда дома вчиталась в логику объяснений то решила всех порадовать данным методом (: И, знаете, работает, я чем дальше читаю тем больше изменяется моё восприятие пространства. Иногда зависаю смотря на предмет и думая из каких же составных частей состоит предмет 😈

Старая грымза Вы имеете ввиду второе (лица/ваза)? Посмотрите, у меня рядом с датой почти каждого моего сообщения стоит тема. А у вас обе руки рабочие? Хорошо вам (: Я рисую только правой, хотя писать могу и левой, правда коряво и очень медленно (:
А кстати, где результат? 😃

Я дико извиняюсь... 🐒 Но - если только это одно и то же, я точно не знаю! - может, поменяем в названии темы "рисование правой стороной мозга" 🤖 на "правополушарное рисование"?.. А то я всякий раз пугаюсь, как вижу в Пульсе эту правую сторону мозга... 😏
Тем более, что в России, похоже, "правополушарное рисование" - устоявшийся термин, во всяком случае, я неоднократно встречала рекламу тренингов, где это называлось именно так... 🙄
Но если я попадаю пальцем в небо - извините! - повторяю, я в этом не копенгаген! 😃


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания