Любопытная версия об орнаменте Ферганской тюбетейки Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже. По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части – ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки также не случайна – автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур». Цвет тюбетейки – насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырок. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра - это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки - это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации. Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначаьницу – Чустские тюбетейки, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом (любопытно, что в современной медицине аборты у женщин также допускаются только до трехмесячного развития плода. В дальнейшем операция по удалению плода считается опасной для жизни матери). Вечное повторение всего в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки - малые, а две - большие. Малая арка отображает бешик - колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки - это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка - тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке - бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь. |