История обычных вещей: воротник. Часть 3
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: воротник. Часть 3

История обычных вещей: воротник. Часть 3

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Антонис ван Дейк "Портрет Карла II"
Фото. Антонис ван Дейк "Портрет Карла II"

Сегодня нам, избалованным комфортом в одежде, даже сложно себе представить, что модели прошлого комфортом совсем не отличались. И особенно отличались в этом воротники. Какими только эпитетами на награждали их современники: "мельничный жернов" или "отцеубица". И видимо не напрасно... Итак - история воротника продолжается!

История обычных вещей: воротник. Часть 1
История обычных вещей: воротник. Часть 2

Вернемся в середину XVII века, который стал поистине переломным в истории воротника: новые модные веяния от стремления шокировать его вычурной формой повернулись к комфорту и удобству их обладателей: вместо жестких стоячих воротников в моду вошли мягкие отложные. Считается, что впервые это произошло при шведском дворе, но веяние быстро распространилось по всей Европе. Во Франции такие воротники еще называли "мушкетерскими".

Фото. Антонис ван Дейк. Генри Джермен, будущий лорд Джермен и граф Сент-Олбанс.
Фото. Антонис ван Дейк. Генри Джермен, будущий лорд Джермен и граф Сент-Олбанс.

Еще одно название такого воротника - ван дейк. Видимо потому, что большие воротники с глубокими концами, стоящие высоко на шее и ниспадающие на плечи, обычно отделанные кружевом или сеточкой и популярные во второй четверти XVII века можно часто увидеть на портретах кисти Энтони ван Дейка.

Фото. Виллем Дрост (1633 - 1659) "Женский портрет", ок. 1655
Фото. Виллем Дрост (1633 - 1659) "Женский портрет", ок. 1655

Такие воротники были куда удобнее в носке и практичнее в уходе. У дам и кавалеров они по прежнему были богато украшены кружевами в форме зубцов, а вот люди попроще покрывали шеи обычными белыми воротниками. Менялись и размеры - от больших, хотя и со скромной отделкой, почти целиком закрывавших плечи, до совсем скромных, прикрывавших только шею.
От первых позже, вероятнее всего произошли знакомые нам и так популярные в женской и детской моде до конца XIX века пелерины.

Фото. Jan Albertsz Rotius (1660) "Портрет девочки", ок. конца XVII в.
Фото. Jan Albertsz Rotius (1660) "Портрет девочки", ок. конца XVII в.

Особую популярность такие воротники нашли в Англии, где как раз зарождались пуританские настроения: они стали еще более скромные, с аккуратными квадратными уголками, смотрящиеся совершенно по современному, что во многом повлияло и на значение слова "пуританский" в нашем восприятии.

Фото. Шарль Лебрен "Портрет Пьера Корнелля", XVII в.
Фото. Шарль Лебрен "Портрет Пьера Корнелля",  XVII в.

А еще позже Европу захлестнула мода на длинные парики .. у мужчин. Пышные накладные волосы теперь ниспадали на спину и плечи, что не могло не сказаться и на фасоне воротников: они значительно укоротились сзади, зато впереди стали более длинными. Изменилась и форма — удлиненные концы стали прямоугольными (привет пуританам). Такой тип воротников получил название "рабат". Что видимо тоже не случайно - "рабатом" в Европе называли клерикальный воротник с длинными концами прямоугольной формы, который католическая церковь носила сотни лет.

Фото. Джейкоб Фердинанд Воет "Портрет джентльмена с кружевным воротником", ок. 1660 г.
Фото. Джейкоб Фердинанд Воет "Портрет джентльмена с кружевным воротником", ок. 1660 г.

Такие воротники могли быть относительно небольшими и мягкими, они шились из кружев или других тонких тканей. Но встречались и более громоздкие, плотные, которые шили из толстого сукна или плотного шелка и богато украшали кантом и вышивкой.

В России такие воротники появились после реформ Петра I и введения им в повседневный обиход европейского платья.

Фото. Джейкоб Фердинанд Воет "Мужской портрет", конец XVII в.
Фото. Джейкоб Фердинанд Воет "Мужской портрет", конец XVII в.

По мнению историков моды именно мягкие кружевные воротники "рабат" стали прообразом еще одной дожившей до наших дней модели воротника - жабо, которые блистали в мужской моде в XVIII веке. Слово "жабо" происходит от французского "jabot" - "птичий зоб". Сейчас это обычно отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, а в прежние времена это была очень модная воротника. Впервые жабо появилось в европейском костюме в XVII веке, и очень быстро достигло необычайных размеров, пышности и белизны. Видимо соскучились мужчины по пышности и парадности 😃 Жабо обычно богато украшалось кружевами, его часто носили с шейным платком. Во второй половине XIX века жабо из мужской моды исчезло, а вот шейный платок остался - и именно он и играл роди воротника в мужском костюме на протяжении XVIII - XIX веков.

Фото. Pierre Mignard "Портрет французского маршала, возможно François‑Henri de Montmorency‑Bouteville, Duke of Luxembourg", ок. 1688 г.
Фото. Pierre Mignard "Портрет французского маршала, возможно François‑Henri de Montmorency‑Bouteville, Duke of Luxembourg", ок.  1688 г.

А дальше грянула английская революция 1640 года. После нее королевский двор уже не играет первую роль, и мужская, а затем и женская мода создаются новым классом - буржуазией. И первое, что вышло из мужской моды - это то, что в прежние времена было предметом роскоши - воротник! Мужской костюм на несколько десятилетий теперь состоит из камзола (без воротника), жилета (без воротника), нижней рубашки (без воротника) и шейного платком-галстуком, который собственно и играет роль воротника.

Фото. Жан Валад "Портрет маркиза", конец XVIII в.
Фото. Жан Валад "Портрет маркиза", конец XVIII в.

Именно в эти времена в мужском костюме появляется английский суконный фрак со стояче-отложным воротником, который так и называли - "английским", а позднее - и с отложным воротником и лацканами.

Фото. Давид Людерс "Лобанов-Ростовский Иван Иванович", 1758 г.
Фото. Давид Людерс "Лобанов-Ростовский Иван Иванович", 1758 г.

Мужскому костюму отныне свойственно стремление к простоте, преобладанию прямых элегантных линий. И теперь: форма и конструкция их воротников практически не менялась вплоть до наших дней. К концу XVIII века новый костюм всходит в обиход во Франции, а затем и в других европейских странах. Что примечательно, сам костюм менялся неоднократно, а вот тип воротника долгое время оставался прежним.

Фото. Томас Гейнсборо "Портрет Джозефа Райта из Дерби (Joseph Wright of Derby),1734-1797 гг.
Фото. Томас Гейнсборо "Портрет Джозефа Райта из Дерби (Joseph Wright of Derby),1734-1797 гг.

В начале XIX века в мужскую моду входит галстук аскот. В отличие от привычного многим шейного платка, он выпускается из более тонкого тканого шелка. Вслед за ним появляется и воротник-аскот - небольшой воротник на стойке с загнутыми уголками, открывающий вид на красивый галстук.

Но видимо комфорт и удобство - не в мужских привычках. В начале XIX века в моду возвращаются туго накрахмаленные воротники Их так и называли "фатермордер", от немецкого Vatermörder - "отцеубийца". Якобы когда вернувшийся домой после долгой разлуки сын бросился обнимать отца, острый конец такого воротника попал последнему в глаз, отчего тот вскорости скончался. Хотя бытуем мнение, что своё название воротник мог также получить за свои "смертельные" неудобство и тесноту. Но ношение такого воротника имело смысл: его обладатель словно демонстрировал, что ему нет нужды работать физически. Обычно такой воротник подвязывался чёрным или белым шейным платком.

Фото. Бенуа-Шарль Митуар "Портрет графа Л. С. Потоцкого" (1820-е годы).
Фото. Бенуа-Шарль Митуар "Портрет графа Л. С. Потоцкого" (1820-е годы).

Воротник-отцеубийца появился в XIX веке и особенную популярность получил в эпохи ампир, бидермайер и домартовский период (ок. 1815—1848). Наиболее высокого размера воротники достигли в 1820—1830-е годы. Рубашки с мягким отложным воротом мужчины носили тогда лишь в неофициальной обстановке.

Фото. Антоний Бродовский "Портрет Игнация Носаржевского", 1813 г., Национальный музей в Варшаве.
Фото. Антоний Бродовский "Портрет Игнация Носаржевского", 1813 г., Национальный музей в Варшаве.

Но у воротника-стойки есть один крупный недостаток - его нужно жестко крахмалить. И вот тут в мужскую моду вмешалась женщина - некая Ханна Монтегю из штата Нью-Йорк в 1827 году вместо того, чтобы стирать и крахмалить рубашку мужа целиком, сняла с нее воротник, постирала его отдельно, а затем пришила обратно. Так современный мир снов вернулся к съемным воротникам. О находчивой американке узнал преподобный Эбенизар Браун, городской бизнесмен, который открыл в г. Трое производство съемных воротников и рубашек к ним.

Фото. Реклама съемных воротничков в г. Трое (США).
Фото. Реклама съемных воротничков в г. Трое (США).

Такие рубашки очень быстро приобрели популярность - стало очевидным преимущество возможности накрахмаливать только воротники и манжеты у рубашки, тогда как она сама могла оставаться мягкой и приятной в носке. Кроме того, можно было к одной сорочке купить воротники разных форм, чем создавалась иллюзия обилия рубашек в гардеробе джентльмена.

Фото. Производство съемных воротничков в г. Трое (США).
Фото. Производство съемных воротничков в г. Трое (США).

Так началась эра съемных воротников. Особенно понравилось это изобретение военным портным. Съемные воротники, как часть армейского обмундирования были приняты во многих странах и долгое время оставались таковыми. К 1897 году было уже налажено массовое производство воротничков - двадцать пять изготовителей производили в общей сложности восемь миллионов дюжин воротников в год. Льняные воротники быстро стали символом положения в обществе растущего класса конторских служащих (которых с тех пор так и прозвали "белые воротнички"). К рубежу веков почти каждый человек в Америке имел крахмальный съемный воротничок. Самыми популярными были: отложной на стойке (со сгибом), воротник - стойка, отложной, похожий на современный и фрачный (стойка с отвернутыми уголками).

Фото. Реклама целлулоидных воротничков.
Фото. Реклама целлулоидных воротничков.
Фото. Реклама целлулоидных воротничков.
Фото. Реклама целлулоидных воротничков.

Сначала их крахмалили - вот где пригодились традиции воротников-рафов. Сперва при помощи крахмала, а позднее - и с помощью гуммиарабика - сока, выделяемого различными видами акаций, который был похож на клей. Это делало воротники из хлопка и льна жесткими, как железо, и давало красивый блеск. Но гладить такие вортники надо было специальными машинами, чтобы сохранилась выгнутая форма. И их отдавали, соответственно, в чистку в специальные цеха. И вот в 1870 году решили производить воротнички из целлулоида. Они были не дорогими, носились в пять раз дольше, чем бумажные воротники, легко чистились.

Пристегивались съемные воротнички к рубашкам с помощью специальных пуговок-запонок. Но и это не все. Для пристегивания воротника к сорочке пользовались специальными крючками, иначе было трудно воткнуть маленькую пуговку в жесткий, плотный воротник. Кстати, съемные воротнички носили не только с белыми рубашками, но и с набиравшими популярность в конце XIX века цветными, обычно это были однотонные цветные сорочки или в полоску.

Фото. Плюшар Е. А.(1809-1880) "Портрет К. К. Долголовой".
Фото. Плюшар Е. А.(1809-1880) "Портрет К. К. Долголовой".

Что касается женской моды, и женщины, и модели воротников оказались вдали от революций. Все объяснялось просто - если костюмы для мужчин шили профессиональные портные, то женщины мастерили себе платья сами или приглашали для этого швей. Поэтому дамы продолжали носить полюбившиеся модели воротников, создавали на их основе новые (уже упомянутые здесь пелерины, а то и просто обшивали горловину платья куском кружева.

Фото. Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859) "Женский портрет"
Фото. Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859) "Женский портрет"

Очень популярны были воротники, напоминавшие по форме платки или палантины, которыми еще в XVII веке было принято прикрывать вырез на платье - фолете. Они в отличие от платков, прикреплялись к вороту. И конечно же ничего не скрывали! 😃

Фото. Плюшар Е. А.(1809-1880) "Портрет актрисы Веры Самойловой".
Фото. Плюшар Е. А.(1809-1880) "Портрет актрисы Веры Самойловой".

Самые прогрессивные дамы конечно же следовали за мужски модой и носили английские воротники. А к XX веку и вовсе перешли на строгий английский костюм с лацканами и блузкой с воротником-стойкой в комплекте. Все просто - женщины перестали скрывать в стенах домов и усадеб, осваивали новые профессии - машинистки, телефонистки, секретаря и тоже приобщались к кланы "белых воротничков".

Фото. Открытка "Вестник моды. 1904-1906".
Фото. Открытка "Вестник моды. 1904-1906".

Однако есть в истории воротника еще одна яркая страница, где, кстати, не обошлось без женщины. В начале XX века на Бродвее с успехом шла постановка сказки Джеймса Барри "Питер Пэн". Исполняющая главную роль актриса Мод Адамс принимала деятельное участие в создании облика своего героя. Именно она придумала белый отложной воротничок, как деталь костюма "мальчика, который не хотел взрослеть". С ее легкой руки эти аксессуары стали главным "писком" тогдашней моды, причем особенно часто из использовали в отделке свадебных платьев. И хотя с 1920-х годов он в основном ассоциируется с детской одеждой, маленький круглый отложной воротничок снова вернулся в гардеробы модниц уже в наши дни.

Фото. Мод Адамс в роли Питера Пэна.
Фото. Мод Адамс в роли Питера Пэна.

Сегодня в мужской можно выделить три основных конструктивных модели воротника: рубачечный - отложной на стойке, отложной и стойка. Как правило меняются лишь длина и форма воротника - все помнят длинные уголки у рубашечных воротников 1960-1970-х годов, или маленькие воротнички на пуговках 1980-х. Женская мода в этом плане куда разнообразнее. И в современных моделях женских воротников можно легко угадать отголоски прошлого. Ведь в мире моды нет ничего вечного - все меняется.

Поэтому - продолжение следует!

Фото. Съемные воротнички из плюша. Автор работы - MalTa
Фото. Съемные воротнички из плюша. Автор работы - MalTa на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания