История обычных вещей: воротник. Часть 2
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: воротник. Часть 2

История обычных вещей: воротник. Часть 2

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Andres Lopez Polanco "Портрет Филиппа III короля Испании (1578 – 1621)"
Фото. Andres Lopez Polanco "Портрет Филиппа III короля Испании (1578 – 1621)"

Стюарт, медичи, херуска - это не только исторические имена и названия, но и .. модели воротников. Так уж получилось, что их названия оказались тесно связаны с европейской историей. Об истории этих воротников мы уже рассказывали в прошлый раз (см. История обычный вещей: воротник. Часть 1). Но история продолжается!

А в XVI веке в моду вошел так называемый воротник "раф" (так называл его в Англии - ruff), "горгера" (в Испании - gorguera) или "фреза" или "фрез" (по-французски fraise). Были у него и другие названия: "брыжи", от польского bryże, в переводе - «кайма», и "мельничный жернов. Это был круглый толстый гофрированный воротник из накрахмаленной ткани или кружев, который так плотно охватывал шею, что вращать головой в такой одежде было весьма проблематично. Но, тем не менее они стали обязательной принадлежностью мужского и женского костюма представителей разных классов в Западной, Центральной и Северной Европе почти 2 века.

Фото. John Bettes "Портрет джентльмена в воротнике раф". 1585 г.
Фото. John Bettes "Портрет джентльмена в воротнике раф". 1585 г.

Своим изобретением раф по легенде обязан некой знатной испанке, которая чтобы скрыть морщины на шее, прикрыла ее собранным в сборку кружевом. Хотя многие историки полагают, что такая модель воротника трансформировалась из украшавших горловину рубашки или сорочки рюш.

Фото. Германская школа "Maria Schlechhuber", 1614 г.
Фото. Германская школа "Maria Schlechhuber",  1614 г.

К 1560-м годам появляются воротники раф с пышными трубчатыми складками. Сперва такой воротник формой напоминал воротник медичи, выполненный из кружевных складок, и был открыт на шее, но после 1570 года становится замкнутым. В следующем десятилетии раф постепенно увеличивается в диаметре (достигая 25-30 см), и к 1580-м годам в моду входит (или вкатывается?) огромный воротник (который как раз и стали называть "мельничный жернов" или "колесо телеги". Они уже требовали особый поддерживающий каркас, который обычно делали из проволоки и подкладки, чтобы не натирать шею. Такой подкладкой для рафа служил воротник голилья (по-испански golilla). Примечательно, что рафы с самого начала носили как мужчины, так и женщины.

Фото. Сперва воротники раф были отрыты спереди. Поурбус Франс младший (1569-1622) "Margarita Gonzaga", 1602 г.
Фото. Сперва воротники раф были отрыты спереди. Поурбус Франс младший (1569-1622) "Margarita Gonzaga", 1602 г.

Раф изготавливался из одного или нескольких слоёв плоёного полотна, которое по краю сперва было ровным, а потом стало украшаться первой разновидностью игольного кружева - зубчиками (по итальянски они назывались "punto in aere" - "стежки в воздухе"). Постепенно эти зубчики из узких становились всё шире и ажурнее. Позднее рафы начали делать из кружев, которые, появившись в Европе лишь в начале XVI века, тогда стоили довольно дорого.

Фото. Франс Пурбус младший (1569-1622) "Эрцгерцогиня Констанца, королева Польши (1588-1631)". Музей Истории Искусств, Замок Амбрас, Инсбрук
Фото. Франс Пурбус младший (1569-1622) "Эрцгерцогиня Констанца, королева Польши (1588-1631)". Музей Истории Искусств, Замок Амбрас, Инсбрук

Раф был съёмным, отдельным от платья или дублета, что позволяло его стирать, а позднее и крахмалить отдельно. Считается, что переворот в конструкции рафов совершила голландка Данген ван Плесс при дворе английской королевы Елизаветы I, которая ввела в обиход крахмал и придумала специальные щипцы для плойки этих воротников. Этому искусству она даже обучала знатных дам на платных курсах. Когда раф стал держать форму - его размеры и толщина стали увеличиваться. Казалось даже, что модники и модницы того времени соревновались - чей раф больше и тяжелее.

Фото. Николас Элиас Пикеной (1588-ок1655)
"Женский портрет", 1632 г., Музей Гетти
Фото. Николас Элиас  Пикеной  (1588-ок1655) "Женский портрет", 1632 г., Музей Гетти

Первый крахмал был желтоватым, отчего воротники получались кремовыми, что, кстати, заметно на портретах той поры. Такое цвет многим не нравится и некоторые модники даже подкрашивали свои рафы шафраном в золотистый оттенок. Для дам и девушек раф окрашивался натуральными красителями в розовый или лиловый цвета.

Фото. Поль ван Сомер "Портрет молодой девушки" 1615 г.
Фото. Поль ван Сомер "Портрет молодой девушки" 1615 г.

Жёсткость рафа вынуждала его владельца держать осанку, а за свою непрактичность раф стал считаться символом богатства и статуса. Кстати, еще интересный исторический факт - именно мода на широкие рафы способствовала распространению... вилки (сначала в Италии, а затем и в других странах Европы)! Ее использование за столом позволяло уберечь воротники от пятен.

Фото. Диего Веласкес "Портрет филиппа IV в коричневом с серебром костюме". И без рафа!
Фото. Диего Веласкес "Портрет филиппа IV в коричневом с серебром костюме". И без рафа!

Рафы были запрещены в Испании королём Филиппом IV королевским эдиктом 1623 года (с подачи графа-герцога Оливареса). К середине XVII века раф в этой стране уменьшился в диаметре и почти не крахмалился. А вот в Германии и Фландрии раф носили до начала XVIII века. В XVIII веке он ещё долго сохраняется у евреев как обязательная деталь костюма, а в начале XIX века несколько изменённый раф стал модной частью повседневной женской одежды.

На смену рафу в Испании пришёл небольшой отложной воротник на стойке - голилья. Его тоже крахмалили и носили слегка приподнимая уголки. Поскольку этот воротник было довольно жесткий, он тоже мешал наклонять или поворачивать голову, доставлял дискомфорт.

Фото. Диего Веласкес "Портрет короля Филиппа IV Испанского (ок. 1653)" Музей Прадо (Испания)
Фото. Диего Веласкес "Портрет короля Филиппа IV Испанского (ок. 1653)" Музей Прадо (Испания)

Поскольку голилью носили испанские судьи, в испанский язык вошло выражение "ajustar a uno la golilla" - дословно "подогнать воротник" означающее правосудие. Токже в этом языке есть выражение "Levantar la golilla", которое переводится как "поднять голилью", что означает "разгорячиться, стать вспыльчивым".

Мода на голилью ушла к 1680 году, когда пришедшая на континент во время гражданской войны из Англии мода на мягкие галстуки проникла и в Испании через Францию, и тогдашний король Карл II предпочёл их голилье.

Фото. , Хуан Карреньо де Миранда "Портрет Карла II в облачении магистра Ордена Золотого Руна", 1677 г.
Фото. , Хуан Карреньо де Миранда   "Портрет Карла II в облачении магистра Ордена Золотого Руна", 1677 г.

Итак, объемные воротники постепенно утрачивают свою популярность, но на смену им в XVI веке приходят новые. Они тоже назывались в разных странах по-разному: во Франции - "ребато" или "рабато" (от французского rabat - "отгибать", в Англии - "пикадиль". Считается, что английское название - pickadil, pickardil, piccadill - произошло от испанского picado, что означало "проколотый, дырчатый". Сперва этим словом называли кайму по краю воротников-рафов (по-испански picadura), а потом и новые воротники - стоячие, как и голилья, но очень широкие, а поэтому выполненные на проволочном каркасе или китовом усе. Часто из кружева с большими зубцами по краю. Считается, что прообразом пикадили также были воротники медичи, несколько изменившие форму. Так или иначе, эта модель господствовала в мужской и женской моде с приблизительно с 1580 по 1635 годы.

Фото. Уильям Ларкин "Ричард Саквиль", 1613 г.
Фото. Уильям Ларкин "Ричард Саквиль", 1613 г.

Воротник-пикадили изготавливался из проволоки или картона, который обшивался шёлком и ажурным кружевом ретичелла, причем размеры могли быть самыми разными - от небольших, до ложащихся на плечи подобно пелерине.

Фото. Роберт Пик "Портрет Элизабет Пуле", 1616 г.
Фото. Роберт Пик "Портрет Элизабет Пуле", 1616 г.

Кстати, названия известных лондонских улицы Пикадилли и площади Пикадилли связано ... с этими воротниками! Оно произошло от Дома Пикадилли, где во времена правления королевы Елизаветы I находился склад кружевных пикадилей в. А начиналось все с портного Роберта Бейкера (или Хиггинсу), сколотившему состояние на производстве пикадилей. В начале XVII века он приобрёл большой земельный участок, на котором и построил дом Piccadilly Hall.

Фото. Корнелис де Вос "Портрет девочки", ок. 1624 г.
Фото. Корнелис де Вос "Портрет девочки", ок. 1624 г.

И как многое в моде на эти воротники вернулись в гардероб намного позже: в 1860-е годы появились небольшие мужские стоячие воротнички пикадилли.

Так или иначе, но воротники в XVII веке все еще оставались довольно неудобными, хотя и невероятно красивыми и нарядными. Когда же роскошь сменится комфортом? В продолжении нашего рассказа!
Продолжение: Часть 3

Фото. Михиль ван Миревельт "Портрет Джорджа Вильерса, 1-го герцога Бекингема", 1626 г.
Фото. Михиль ван Миревельт "Портрет Джорджа Вильерса, 1-го герцога Бекингема", 1626 г.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания