История обычных вещей: воротник. Часть 1
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: воротник. Часть 1

История обычных вещей: воротник. Часть 1

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Уильям Ларкин "Портрет дамы в полный рост в черном платье с кружевным воротником", XVII в.
Фото. Уильям Ларкин "Портрет дамы в полный рост в черном платье с кружевным воротником", XVII в.

Сегодня воротник для нас - совершенно привычная деталь одежды. Накладные, отложные, воротники-стойки — в нашем гардеробе достаточно много вещей, где они присутствуют. А кроме того, воротники могут быть и самостоятельным модным аксессуаром. А между тем внешний вид, форма, конструкции воротников на протяжении столетий очень сильно менялись. Такая вот у них богатая история.

Чем интересен воротник - это понятие одновременно обозначает и неотъемлемую деталь многих видов плечевой одежды, самых обычных и повседневных, и отдельный аксессуар, как правило нарядный, парадный или надеваемый в особо торжественных случаях. Может быть мы найдем объяснение в истории?

Оксфордский словарь английского языка впервые включает слово "воротник" (по-английски - collar) в его современном значении в издании 1300 года. Тогда воротники уже широко использовали для защиты шеи.

Фото. Нефертари и богиня Исида. Фресковые росписи гробницы Нефертари. XIX династия. Первая половина XIII в. до н.э. Долина Цариц, Фивы.
Фото. Нефертари и богиня Исида. Фресковые росписи гробницы Нефертари. XIX династия. Первая половина XIII в. до н.э. Долина Цариц, Фивы.

А появился этот элемент одежды в европейских странах, как считают историки, после Крестовых походов. И с ними в этом вопросе сложно поспорить: прообразы современных накладных воротников появились еще у древних египтян. Они были составляющей частью преимущественно парадного мужского гардероба правда, богинь тоже изображали с такими воротниками), покрывали не только шею, но и плечи, и были украшены бусами из стекла, вышивкой и вставками из драгоценных камней. Наличие такого декора имело и еще отличительную функцию, так, например, у военного сословия были обязательные красные полосы на одном плече. Вот вам первый аргумент в пользу "нарядной" версии происхождения воротника.

Фото. Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей.
Фото. Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей.

Однако в Древнем Египте воротники были скорее украшениями - разновидностью так называемого ожерелья усех. Усех - большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна. Такие воротники были не только частью наряда, но и служили почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями-воротниками особо отличившихся военных и чиновников.

Фото. Борис Годунов, неизвестный художник. XVII в. Государственный исторический музей.
Фото. Борис Годунов, неизвестный художник. XVII в. Государственный исторический музей.

Кстати, подобные воротники-оплечья или бармы носили и на Руси, и тоже исключительно по торжественным случаям. Широкие воротники с нашитыми на них изображениями религиозного характера и драгоценными камнями были частью сперва парадной княжеской одежды, к концу XV века — великокняжеской, потом и царской регалией. Они пришли в Россию из Византии, где аналогичный воротник - лор - был деталью парадного императорского облачения. По преданию их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Легенда о дарах византийского императора Константина IX - барме и шапке Мономаха - отражена в "Сказании о князьях владимирских" (XVI в.), а также в рельефах и надписях, датированных 1551 годом., на царском месте Успенского собора Московского Кремля.

Фото. Бармы "греческой работы" Алексея Михайловича или "диадема". 1662 г. Оружейная палата Московского кремля.
Фото. Бармы "греческой работы" Алексея Михайловича или "диадема". 1662 г. Оружейная палата Московского кремля.

Однако первое летописное упоминание о них встречается в летописях 1216 года, где сообщается, что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями. Первое упоминание о "бармах" встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества (в том числе и бармы) по наследству старшему сыну. В древних описях царской Большой казны бармы названы и "диадимами", а позднее "диадемами". Одна из таких "диадем", принадлежащая царю Алексею Михайловичу (годы царствования: 1645 - 1676), хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Фото. Тициан (1485/90?–1576), "Мужской портрет", XVI в. Metropolitan Museum
Фото. Тициан (1485/90?–1576), "Мужской портрет", XVI в. Metropolitan Museum

А что же с воротником обычных рубашек? Считается, что они происходят от прямоугольной льняной ленты, пришиваемой вокруг горловины нательных рубашек, что в Европе стало популярным примерно с XIII века. До этого и мужчины, и женщины носили одежды без ворота. Иногда горловину ради красоты отделывали тонкой плоской тесьмы или сборкой.

Фото. Бартоломео Венето (1502-1531) "Lodovico Martinengo", 1530 г., национальная галерея, Лондон
Фото. Бартоломео Венето (1502-1531) "Lodovico Martinengo", 1530 г., национальная галерея, Лондон

Поначалу воротники были распространены в Испании и Франции, но модное веяние быстро распространилось и на другие страны.Они были самые простые, но постепенно трансформировались в жесткий стоячий воротник с рюшем у подбородка. В историю этот аксессуар вошел под названием "Стюарт" в честь шотландской королевы Марии Стюарт, которая очень любила этот наряд из белоснежного тюля или гипюра.

Фото. Мария Стюарт в юности. Художник Франсуа Клуэ, ок. 1555—1559 гг.
Фото. Мария Стюарт в юности. Художник Франсуа Клуэ, ок. 1555—1559 гг.

Французские модники, желая перещеголять всех, пошли еще дальше и увеличили размеры рюш по краю воротника, что делало одеяние немного гротескным. Однако таковы были требования тогдашней моды - лишний раз похвастаться обилием кружев, которые в XVI-XVII веках были очень дороги.

Фото. Портрет Елизаветы I, т. н. "Пеликан" (вероятно Николас Хиллиард, около 1573-1575 гг.
Фото. Портрет Елизаветы I, т. н. "Пеликан" (вероятно   Николас  Хиллиард, около  1573-1575 гг.

Позднее такой воротник упростился и трансформировался в знакомый нам воротник-стойку на мужском костюме, став прообразом огромному разнообразию современных воротников. Но видимо идеи использовать воротники как украшение, витала и в Европейском воздухе - потому что в XIV – XV веках воротники во-первых, снова стали выделяться в отдельный элемент костюма и постепенно к XVII – XVIII вв. они опять превратились в модный аксессуар, который являлся неотъемлемой частью наряда аристократа того времени.

Фото. Франс Младший Пурбус "Мария Медичи, королева Франции", 1611 г с кружевным воротником медичи
Фото. Франс Младший Пурбус "Мария Медичи, королева Франции", 1611 г с кружевным воротником медичи

Не удивительно, что именно во Франции родилась еще одна известная модель воротника - медичи (или воротник Медичи). Это веерообразный стоячий воротник (по-французски он назывался collet monté, в переводе "чопорный" 😃 ), раскрывающийся спереди и окаймляющий вырез женского платья.он обычно шился из тонкого полотна или кружева. Такой воротник был в западноевропейскую моду в 1600-х годах специально для демонстрации кружева королевой Франции Марией Медичи, в честь которой и получил своё название.

Фото. Неизвестный художник "Елизавета, королева Богемии", 1613 г.
Фото. Неизвестный художник "Елизавета, королева Богемии",  1613 г.

Такой воротник делался на специальном проволочном каркасе, обмотанном марлевой тканью, и имел различные формы: округлые во Франции, двойного полукружья — в Англии. У затылка его оставляли прямым или отгибали, передние углы сгибали или широко раскрывали, обнажая шею.

Фото. Исаак Оливер "Радужный портрет (Rainbow portrait)" Елизаветы I. около 1600-1602 гг.
Фото. Исаак Оливер "Радужный портрет (Rainbow portrait)" Елизаветы I. около 1600-1602 гг.

Нередко такой воротник надевался вместе с воротником-рафом, как на знаменитом "радужном" портрете английской королевы Елизаветы I. Правда в этом случае рав (или как его еще называли - фреза), а именно круглый, гофрированный и довольно жесткий и пышный воротник, был не таким большим.

Фото. В. А. Тропинин "Портрет Н.И. Чернышёвой" (1816-1818)
Фото. В. А. Тропинин "Портрет Н.И. Чернышёвой" (1816-1818)

Интересно, что воротник медичи, правда меньшего размера и свободно лежащий, вернулся на женские вечерние и парадные платья после Французской революции и Директории. Такой воротник получил название херуска (фр. chérusque) от наименования древнегерманского племени херусков (лат. Cherusci), проживавших на территории у Везера, отошедшей Наполеону по соглашению Рейнского союза. Причина довольно очевидна - шился такой воротник просто, представлял собой прямую полосу кружева и его могли позволить себе представители и менее знатных классов. Такие воротники довольно быстро завоевали популярность сперва во Франции, а потом и во всей Европе, включая и Россию.

Фото. Каролюс-Дюран "Портрет мадам Жорж Петит" (1879)
Фото. Каролюс-Дюран "Портрет мадам Жорж Петит" (1879)

Но вернемся назад, в середину XVII века... Постепенно в Европе в моду входили парики, их размер увеличивался и воротник медичи стало неудобно носить с этим новым аксесуаром. И их вскоре потеснил большой отложной "мушкетёрский" (или как его еще называли шведский) воротник. Но об этом в следующий раз...

(Продолжение следует)

Фото. Уильям Ларкин "Дороти Кэри, позже виконтесса Рочфорд", ок. 1614-1618.
Фото. Уильям Ларкин "Дороти Кэри, позже виконтесса Рочфорд", ок. 1614-1618.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания