История обычных вещей: жилет. Часть 1
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: жилет. Часть 1

История обычных вещей: жилет. Часть 1

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Поль Сезанн "Мальчик в красной жилетке", 1889 или 1890 г.
Фото. Поль Сезанн "Мальчик в красной жилетке",  1889 или 1890 г.

Похолодало, и многие из нас утеплились достали из гардеробов жилеты. Поэтому давайте сегодня о нем и поговорим. Тем более, что ни один другой элемент гардероба, как мужского, так и женского, не имеет такой запутанной истории и такой огромной популярности. Последняя хотя и претерпевала свои взлеты и падения, никогда не сходила на нет. И даже в наши дни жилеты не выходят из моды - и у поклонников делового стиля, и у последователей стиля casual. Итак - что мы знаем о жилете.

Начнем, как водится, со словарей: "Жилет — это швейная или трикотажная плечевая одежда с проймами без рукавов". В английском языке — "waistcoat" или "vest". Во французском — "veste", "gilet", именно от последнего слова и произошло русское название - "жилет".

Удивительно, но точных данных о том, как во французском языке появился термин gilet – не существует. Зато есть несколько предположений. Одна из версий гласит, что его носил растяпа Жиль – персонаж комического театра. Неряшливая одежда с оборванными рукавами, которую носил этот смешной простак, была своеобразным намеком на дворянский камзол. Также говорят о легенде, по которой первый аналог жилета сшил некий французский портной-экспериментатор по имени Жиле. Еще одно и довольно распространенной версией является турецкое происхождение жилета: жители Передней Азии носили безрукавку, которая назвалась yelek — "елек" (или "желек"). Безрукавку желек переняли сначала арабы, затем испанцы, а уж потом французы. В свою очередь, филологи уверяют, что французское "gilet" имеет португальские корни и произошло от португальского "jaleco" — "пальто". А вот что доподлинно известно, что в русский язык слово перекочевало из Франции в XVIII веке вместе с французским модным gilet. И уже в XIX веке в словаре Даля можно встретить определение жилета: "франц., безрукавая короткая поддевка до поясницы".

Фото. Статуя императора Октавиана Августа, Музей Ватикана.
Фото. Статуя императора Октавиана Августа, Музей Ватикана.

Но не смотря на то, что слово появилось в лексиконе относительно недавно, сам элемент одежды без рукавов имеет куда более древнюю историю. Достаточно внимательно присмотреться к доспехам древнеримских легионеров - "лорике". Броня лорики покрывала грудь, спину, живот и бока до талии. Разновидностей у лорики было несколько, как и у ассортимента современного жилета - ои могли быть выполнены из кожи или из металлических пластин, иметь короткий рукав-"крылышко", прикрывающих плечо, и т.п.

Очевидно, что уже тогда Европа знала верхнюю плечевую одежду без рукавов, плотно облегающую фигуру. Например, мозаика II века до н. э., найденная в "Доме фавна" в Помпеях, демонстрирует Александра Македонского в военном обмундировании, напоминающем жилет. Мраморная статуя Августа Октавиана была создана в 20 г. до н.э. и традиционно изображает императора в "безрукавном" варианте военного костюма.

Такая древняя история жилета не удивляет - одежда без рукавов намного проще в изготовлении. Не исключено, что и самый первый костюм человека напоминал разновидность жилета: шкура с отверстием для головы, подпоясанная куском лианы.

Фото. Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz, 1553–1608, Spain) "EMMANUEL PHILIBERT"
Фото. Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz, 1553–1608, Spain) "EMMANUEL PHILIBERT"
Фото. Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz, 1553–1608, Spain) "Мужской портрет"
Фото. Хуан Пантоха де ла Крус (Juan Pantoja de la Cruz, 1553–1608, Spain)  "Мужской портрет"

Ну а что с жилетом современной конструкции? Считается, что он впервые вошел в мужской гардероб в 1660-е годы в Англии при дворе Карла II и затем распространился по Европе. Но и при французском дворе в XVII веке во время правления Людовика XIV мужская короткая куртка до талии без рукавов становится распространенной.

В середине XVII века в мужском костюме появляется короткая распашная веста, которая вместе со штанами-ренгравами пышно отделывалась оборками, бахромой из лент, рюшами, кружевом, пуговицами и позументом. Позднее весту стали шить без рукавов, а спинку делали из полотна. Так появилась еще одна разновидность жилета.

Фото. Неизвестный художник, предположительно Ганс Гольбейн Младший "Портрет Генриха VIII" 1550-1590 гг.
Фото. Неизвестный художник, предположительно  Ганс Гольбейн Младший "Портрет Генриха VIII"   1550-1590 гг.

Еще одним непосредственно предком жилета является камзол XVIII века или "долгий жилет". Его обычно выставляли напоказ, поэтому грудь его часто была украшена дорогим шитьем, пуговицами, блестками. Старинные камзолы можно рассмотреть на портретах знати эпохи рококо.

Камзолы из шелка и бархата к концу XVIII века сменяют английские короткие жилеты, которые изготавливали из белого пике и дополнялся пуговицами из драгоценных камней. Белый жилет стал неотъемлемым атрибутом костюма чопорных англичан и вскоре неотъемлемой частью английского классического стиля.

Но самую большую популярность жилет приобрел во время Великой французской революции и стал даже ее символом (вспомним уличного скомороха Жиля!). Причем, Павел I даже ввел запрет на ношение жилетов в России и утверждая, что "именно жилеты совершили Французскую революцию". За ношение революционного жилета и цилиндра модник того времени даже мог угодить в тюрьму, представляете? Правда после смерти императора запрет на жилеты сняли, и у петербургских щеголей снова появилась возможность надевать эту зарубежную вещь.

Фото. Жан-Батист ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo) "Портрет неизвестного", 1740 г.
Фото. Жан-Батист ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo) "Портрет неизвестного", 1740 г.

И не только у них - XIX веке в Европе произошел настоящий "жилетный бум". В России пик моды на жилеты пришелся на эпоху романтизма - 1825-1850 гг. Причем, самые смелые модники надевали на себя сразу по два-три жилета. Жилет мог себе позволить только очень состоятельный гражданин. Каждый богач старался украсить как можно больше свой костюм. Фасоны, материалы и отделка жилетов постоянно менялись: из дамских тканей в полоску, клетку, цветочек; яркие - цвета "адского пламени", из разноцветного атласа, с использованием изящных пуговиц, с орнаментами или наоборот, кипельно белые шелковые вышитые жилеты.

Менялась и конструкция - жилеты могли быть без воротников с вырезом для галстука и, наоборот, с воротничками самой разной формы - высоким стоячим, шалью, с одним и двумя рядами пуговиц.

Фото. Фирмин Массо "Джон Кэмпбелл, 5-й граф и 2-й маркиз Бредалбейн", до 1849 г.
Фото. Фирмин Массо "Джон Кэмпбелл, 5-й граф и 2-й маркиз Бредалбейн",  до 1849 г.

Правда со временем расшитые золотом и драгоценностями жилеты вышли из моды, но вплоть до конца XIX века жилет оставался единственной яркой деталью мужского туалета. Но промышленная революция внесла свои коррективы - мужские жилеты стали однотонными, часто официально черными или белыми. Из обладатели делали деньги, им стало не до кокетства. В качестве украшения была допустима только золотая цепочка. Часы было принято держать в левом кармашке жилета, а цепочку продевать в петельку пуговицы. Со временем жилет вошел в состав классического костюма-тройки и стал изготавливаться из той же ткани, что пиджак и брюки. Белый пикейный жилет к XX веку полностью вышел из моды и теперь существовал только как часть концертного костюма.

А что же дамы? В женском костюмы тоже были свои разновидности жилета. Но об этом в следующий раз.

(продолжение следует)

Фото. Уильям-Адольф Бугро "La leçon de flûte (Урок игры на флейте)", 1868 г.
Фото. Уильям-Адольф Бугро "La leçon de flûte (Урок игры на флейте)",  1868 г.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания