История обычных вещей: стеганое одеяло
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: стеганое одеяло

История обычных вещей: стеганое одеяло

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Детское одеяло "Пастель" - 20 видов ткани, 144 квадратика! Автор работы - Анечка-Иванечка
Фото. Детское одеяло "Пастель" - 20 видов ткани, 144 квадратика!  Автор работы - Анечка-Иванечка на страницу →

Считается, что впервые стеганые полотна появились в Древнем Китае - именно китайским мастерам пришла в голову гениальная мысль - не надевать на себя несколько слоев одежды, а шить ее из многослойных материалов. Это могли быть или несколько слоев материи, или два слоя ткани с утеплителем между ними. Так на свет появились стеганые одеяла и наша история!

Но вернемся к стежки. Чтобы слои ткани, а тем более утеплитель, не сбивались (в те времена ведь не было синтепона, альполюкса и сиберии, в качестве утеплителя обычно использовали вату, пух, перья птицы, ветошь или состриженную шерсть - материалы довольно рыхлые), этот трехслойный "бутерброд" закрепляли стежками - простегивали.

Тот же прием использовали и для изготовления одеял. И если постепенно для одежды научились использовать более толстые полотна из шерсти, то стеганые одеяла сохранились неизменными на протяжении тысячелетий.

Фото. Первый опыт - стеганое одеяло. Автор работы - ОльКа 2010
Фото. Первый опыт  - стеганое одеяло. Автор работы - ОльКа 2010 на страницу →

А дальше традиция изготовления стеганых вещей распространилась и на другие страны Востока. Именно там с ней в эпоху крестовых походов познакомились и европейцы. Оказалось, что трофейные простеганные рубашки заметно облегчали рыцарям ношение тяжёлых металлических доспехов, а стеганые одеяла были незаменимы в походах. Так эта техника перекочевала в Европу, в первую очередь - в Италию, где завоевала популярность именно для изготовления предметов домашнего текстиля.

Хотя есть версия, что техника стежки развивалась благодаря ... бедности. Ткани в те времена как правило были довольно дороги, и простые люди, будь то самурая в Древней Японии или крестьяне в Европе, использовали материал до последнего лоскутка, не брезгуя и заплатками. А пришивали заплатки яркой контрастной стежкой (именно так, говорят, родилась знаменитая японская вышивка сашико).

Фото. "Тристаново одеяло", 1360–1400 гг.
Фото. "Тристаново одеяло",  1360–1400 гг.

Так или иначе, но стежка в европейских странах не только прижилась, но и развилась. В Италии стеганые вещи, также выполненные из лоскутков, были особенно распространены во времена Ренессанса. Один из особенно известных дошедших до нас образцов таких одеял - это "Тристаново одеяло" созданное примерно в 1360–1400 годах. Оно представляет собой два простеганных лоскутных полотна из сицилийской ткани, на которых про помощи стежки изображены сцены из истории Тристана и Изольды "Две сказки о благородных рыцарях" Одно такое одеяло хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, второе - в музее Барджелло во Флоренции.

Именно в Италии в XV веке появилась особая техника трапунто: узоры на белом фоне подчёркиваются дополнительно набивкой (шнуром или ватой), дополнительно вводимой в полости, образованные стёжкой. Получались необычайно красивые, рельефные полотна, особенно красиво они смотрелись, если выполнялись на однотонном полотне нитями в тон. Понятно, что такие одеяла, покрывала, пологи и накидки пользовались популярностью у знати.

Фото. Стежка "трапунто", 100% хлопок-сатин премиального качества, хлопковая тесьма, холофайбер, размер 110 на 110 см. Автор работы - АнюткаФ
Фото. Стежка "трапунто", 100% хлопок-сатин премиального качества, хлопковая тесьма, холофайбер, размер 110 на 110 см.  Автор работы - АнюткаФ на страницу →

Из Италии техника трапунто перекочевала на юг Франции и в Прованс, и вскоре там начали делать свои стеганые одеяла, которые назывались boutis (в переводе с провансальского наречия - "набивка", "начинка"). Техника и сами одеяла стали особенно популярны с середины XVII века.

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани из колоний - так Европа впервые познакомилась с разнообразными узорами из индийского хлопка. Одеяло из такой ткани, дополнительно декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Но рычная стежка была делом очень хлопотным и трудоемким, поэтому вскоре появились специальные стегальные машины и такие одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей стали производить на английских мануфактурах.

Фото. Кошка на квилте. Художник Doug Rnutson (США)
Фото. Кошка на квилте. Художник Doug Rnutson (США)

Индийский хлопок был так хорош, что почти полностью вытеснил продукцию английских мануфактур, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Чтобы защитить "отечественного производителя" английский парламент в 1712 году запретил ввоз тканей из Индии. Теперь ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Теперь обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий: ими декорировали шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации или сшивались друг с другом, получая единое полотно. Понятно, что использовать такие пестрые изделия старались в быту, так и появились знаменитые лоскутные одеяла. Тем более, что стегать их было проще - обычно это делали по границе лоскутков, а при случае их легко было подлатать, пришив поверх дырки новый лоскуток. Появился даже специальный термин: квилтинг (от quilting "изготовление стёганых изделий, стежка, подбивка"), особенно популярный в Америке.

Фото. Patchwork Quilt. Художник Carolyn Watson.
Фото. Patchwork Quilt. Художник Carolyn Watson.

В Новый Свет стёганые одеяла попали вместе с переселенцами в 1620-х годах. Из-за нехватки тканей (а текстильная промышленность в США развивалась довольно медленно) их починка производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов.

Традиционно американские хозяйки шили лицевую часть квилта зимой, на так называемых "квилтинговых вечеринках" (quilting party). А стежку изделия обычно выполняли весной, с появлением молодой чистой травы. А поскольку одеяла были большие, женщинам помогали даже мужчины.

Фото. A quilting party. Художник Susan Brabeau (США)
Фото. A quilting party. Художник Susan Brabeau (США)

Многие такие одеяла даже вошли в традицию Так мужчинам на двадцатилетие было принято так называемый "квилт свободы". Его шили мать юноши и его сестры, а материалом обычно служили лоскуты от женских платьев. Так отмечалось начало для молодого человека самостоятельной жизни. А использовали такие одеяла по своему прямому назначению — ими укрывались во время поездок, военных походов.

Фото. Художник Ладо Тевдорадзе (Грузия).
Фото. Художник Ладо Тевдорадзе (Грузия).

С развитием текстильной промышленности за океаном и появлением дешевого хлопка из южных штатов, необходимость в экономии отпала, но традиция осталась. И американские фабрики начали производить специальные ткани для стеганых изделий. И до сих пор американский хлопок считается эталоном для стежки.

Фото. Стеганое одеяло "Звезды", 110 на 110 см,100% мерсеризованный хлопок, шелк для вышивки элементов. Автор работы - АнюткаФ
Фото. Стеганое одеяло "Звезды", 110 на 110 см,100% мерсеризованный хлопок, шелк для вышивки элементов.  Автор работы - АнюткаФ на страницу →

Однако с 1850 года в моду входят одеяла изготовленные из белой или другой однотонной хлопчатобумажной ткани, в которых главным украшением была собственно стёжка. Эта традиция возродилась и в наши дни - многие мастера и мастерицы предпочитают шить и стегать одеяла и покрывала самостоятельно, и не важно - из лоскутков они сшиты или из гладкого полотна. Причем используют как ручную стежку, обычно для толстых одеял и для изделий для маленьких деток, так как такая техника позволяет сохранить пышность изделий, так и машинную строчку. Это может быть и обычная прямая строчка на швейной машине, и свободно-ходовая строчка, когда двигатель ткани отключается и полотно под иглой направляет сама мастерица.

А техники стежки могут быть самыми разными!

Фото. Стежка на бытовой швейной машине - имитация японской стежки "сашико". Автор работы - ArchieCoon
Фото. Стежка на бытовой швейной машине - имитация японской стежки "сашико".  Автор работы - ArchieCoon на страницу →

Фото. Свободно-ходовая стежка на машинке - так получаются разные интересные узоры. Автор работы - ArchieCoon
Фото. Свободно-ходовая стежка на машинке - так получаются разные интересные узоры.  Автор работы - ArchieCoon на страницу →

Фото. Одеяло для дочери "Звезды, пляж, маяк". Размер 225 на 190 см, сшито из коллекционного американского хлопка. На рисунке панелей свободно-ходовая стежка, в середине - по швам между квадратами. Автор работы - Анечка-Иванечка
Фото. Одеяло для дочери "Звезды, пляж, маяк". Размер 225 на 190 см, сшито из коллекционного американского хлопка. На рисунке панелей свободно-ходовая стежка, в середине - по швам между квадратами. Автор работы - Анечка-Иванечка на страницу →

Кстати!
Понравилась история? Тогда вам в тему - Как сшить и простегать одеяло?. В ней мастерицы обсуждают тему стеганых одеял, плюсы и минусы различных наполнителей, делятся схемами стежки и пр. Присоединяйтесь!

Фото. Одеяло-покрывало, наполнитель сиберия 100, самая простая стежка. Автор работы - Еленусик
Фото. Одеяло-покрывало, наполнитель сиберия 100, самая простая стежка. Автор работы - Еленусик на страницу →
Фото. "Совушки", наполнитель - сиберия 80, стежка по квадратам. Автор работы - Еленусик
Фото. "Совушки", наполнитель - сиберия 80, стежка по квадратам. Автор работы - Еленусик на страницу →

Фото. Детское одеяло 92 на 92 см. Стежка по квадратам и СХС по кайме. Автор работы - _lapteva
Фото. Детское одеяло 92 на 92 см.  Стежка по квадратам и  СХС по кайме. Автор работы - _lapteva на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания