История обычных вещей: елка и елочные игрушки. Ч.1
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: елка и елочные игрушки. Ч.1

История обычных вещей: елка и елочные игрушки. Часть 1

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. "Рождественская ёлка", Алексей Корин, 1910 г.
Фото. "Рождественская ёлка", Алексей  Корин, 1910 г.

Старый Новый год уже совсем близко! Поэтому всем хочется продлить немного новогоднее настроение. Давайте вспомним историю самого главного атрибута Новогодних и Рождественских торжеств - наряженной елки и елочных игрушек. Без них не обходится сейчас ни один дом.

Традиция на Рождество украшать дом ветвями деревьев, как правило вечнозеленых - пришла из далекой древности. Например к кельтов символом праздника на протяжении веков считалась ветка омелы. А другие предпочитали более практичный декор - у многих европейских народов в рождественских ритуалах использовалось большое полено, которое зажигалось в очаге в Сочельник и понемногу сгорало в течение двенадцати дней праздника, при этом согревая дом. Считалось, что бережное хранение кусочка такого полена в течение всего следующего года защищало жилище от огня и молнии и приносило в дом удачу.

Первое письменное упоминание о елке как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он, в 1513 году, возвращаясь домой в Сочельник был очарован и восхищен красотой звездного неба и припорошенных искрящимся снегом деревьев. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение хвойным деревом. Это могли быть еловые ветви или миниатюрные елочки, которые . подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку, а теми же яблоками и пряниками фигурной формы, украшать ее ветви. И вот с XVIII века ель стала считаться символом рождественского и новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы.

Именно тогда новогодняя ель пришла и в Россию. Согласно указу Петра Первого от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день "новолетия", до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, праздновать 1 января "по примеру всех христианских народов". В том же указе давались и рекомендации по организации новогоднего праздника: в ознаменование наступления Нового года было велено "украсить московские дома еловыми и сосновыми ветвями и шишками, и все должны были отмечать этот день празднованием с поздравлением всех родных и близких, танцами и стрельбой, пуском ракет в ночное небо".

Фото. "Рождество" Hans Stubenrauch (1875-1941) 1900 г.
Фото. "Рождество" Hans Stubenrauch (1875-1941) 1900 г.

Так что мы в наши дни очень точно следуем указанию Перта Великого! За одним исключением - ставить наряженные елки в домах указ не предписывал! Хвойниками украшали дома снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера.

В России елка как рождественское дерево появилась лишь в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. А в 1818 году Великая княгиня Александра Федоровна (кстати, урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) повелела установить елку в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник "детской елки" в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. В зале были расставлены застеленные белыми скатертями столики, на каждом столе стояла небольшая ёлочка, украшенная конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались.

Фото. "Дети в ожидании ёлки (Сочельник)" Т. Хильдебрандт, 1840 г., Эрмитаж.
Фото. "Дети в ожидании ёлки (Сочельник)" Т. Хильдебрандт, 1840 г., Эрмитаж.

Кстати, рождественские и новогодние подарки в те годы еще имели своего конкретного дарителя - обычай приписывать появление подарков Деду Морозу, Санта-Клаусу и прочим сказочным существам появился лишь в начале XX века.

В последующие годы елка императорской семьи устанавливалась в Золотой гостиной Зимнего дворца. В царствование Александра III елку проводили в течение двух дней, 24 и 25 декабря (по старому стилю, конечно) в Гатчинском дворце. В царствование Николая II елку обычно ставили в Царском селе, в Александровском дворце, после того, как туда переехала императорская семья.

С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Однако остальное население столицы долгое время даже не знало существовании такого обычая, либо относилось к нему достаточно равнодушно. Но время шло, и с каждым годом "немецкое обыкновение" - так тогда называли обычай наряжать рождественское дерево, постепенно завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

Фото. "Елочный торг", Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925), 2-я пол. XIX в.
Фото. "Елочный торг", Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925), 2-я пол. XIX в.

Бум случился в конце 1840-х годов: рождественское дерево становится очень популярным и привычным предметом рождественского интерьера как в столице - Санкт-Петербурге, так и в Москве. Тогда же начинается ежегодная предпраздничная торговля елками: в Санкт-Петербурге они продавались у Гостиного двора, в Москве - у Большого театра и на Воскресенской площади (ныне площадь Революции), куда крестьяне привозили их из окрестных лесов.

Также в середине XIX века елка становится вполне обычным явлением и для жителей многих губернских и уездных городов. Причина такой популярности "петербургского дерева" вполне понятна: в знатных городских домах не был принят старинный народный обычай празднования Святок, и горожане с радостью заменили его новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки.

Постепенно традиция наряжать елку приживается и в помещичьих усадьбах. Так 14 декабря 1865 года свояченица Льва Толстого Т. А. Кузминская, жившая подолгу в Ясной Поляне, в письме к Софье Андреевне Толстой сообщает: "Здесь готовим мы на первый праздник большую елку и рисуем фонарики разные и вспоминали, как ты эти вещи умеешь сделать". И далее: "Была великолепная елка с подарками и дворовыми детьми. В лунную ночь — катанье на тройке". Хотя для дворовых детей елка тогда еще была в новинку.

А богатая столичная знать настолько вошла во вкус, что стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.

Фото. "The Christmas Tree". Albert Chevallier Tayler (English, 1862-1925), 1911 г.
Фото. "The Christmas Tree". Albert Chevallier Tayler (English, 1862-1925), 1911 г.

Забавно, что елки по-прежнему продолжали устанавливать ... на столе. Накануне Рождества еловое дерево тайно от детей проносили в лучшее помещение дома, в залу или в гостиную, и устанавливали на столе, покрытом белой скатертью. Взрослые, как вспоминает А. И. Цветаева, "прятали от нас (елку) ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть". К ветвям дерева прикрепляли свечи, на елке развешивали лакомства, украшения, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму елку, готовили в строгом секрете. И наконец на дереве зажигали свечи и в залу впускали детей. Входить в помещение, где устанавливалась елка, до специального разрешения строжайшим образом запрещалось. И дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и даже полностью уничтожали. Сломанную и ощипанную елку в тот же вечер выбрасывали.

Фото. "Зима в Париже", Криста Киффер (Christa Kieffer)
Фото. "Зима в Париже", Криста Киффер (Christa Kieffer)

Однако традиция устанавливать елку на рождественские праздники постепенно претерпевала изменения. В богатых домах уже в 1840-е годы вместо небольшой елочки начали ставить большое дерево. Его, понятное дело, ставили не на стол,а прямо на пол в центре залы или самой большой комнаты в доме и крепили к особой крестовине. Особенно ценились высокие, до потолка, широкие и густые ели, с крепкой и свежей хвоей. Так елка постепенно превращалась в центр праздничного торжества: теперь дети могли веселиться вокруг нее, водить хороводы, рассматривать игрушки, искать под ней подарки. Понятно, что ни о каком разорении елки теперь не могло быть и речи: она воцарялась в доме на недели, и Рождество и Новый год постепенно начали превращаться в праздник елки для детей - как правило близких знакомых и родственников.

Фото. "Рождество". Elizabeth Adela Stanhope Forbes (1859–1912). 1910 г.
Фото. "Рождество". Elizabeth Adela Stanhope Forbes (1859–1912). 1910 г.

Со временем начали устраиваться праздники елки и для взрослых, на которые родители уже приезжали одни, без детей. Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, возведенном в 1823 году в Екатерингофском загородном саду. Установленная в зале вокзала огромная ель "одной стороной прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги". Вслед за нею публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах.

Москва не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.

Фото. "Рождественский базар", Александр Бучкури, 1906 г.
Фото. "Рождественский базар", Александр Бучкури, 1906 г.

Так к XIX столетию елка становится в России обычным явлением. Поэтому заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества и для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа становилась одним из сезонных заработков. Теперь елки, совсем как и в наши дни, продавали в самых разных местах: у гостиных дворов, в лавках, на площадях,на рынках. Появление елки в доме уже не было тайной для детей. На домашние елки теперь съезжались все родные и близкие. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали "ёлочное веселье" с танцами и играми под фортепьяно. Старшие дети готовились к праздникам сами, сочиняя и ставя пьесы по мотивам сказок Гофмана и Андерсена.

Широкое распространение в это время получает организация благотворительных "ёлок для бедных" в богадельнях, народных домах, детских приютах. Елка стала восприниматься как один из необходимых элементов счастливого детского праздника.

Фото. "Silent Night", Viggo Johansen, 1891 г.
Фото. "Silent Night", Viggo Johansen, 1891 г.

И оставалась таковым и после Октябрьской революции. Думаю, многие помнят из советского детства всевозможные истории про елки, организованные Лениным для детей в Горках или в Кремле. В 1918 году М. Горький и А. Н. Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве "Парус" роскошную подарочную книгу для детей "Елка", оформленную замечательными художниками. В неё были включены произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Чёрного и др. На обложке книги помещён рисунок наряженной елки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверьё. На верхушке дерева ярко сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.

Фото. "Ёлочный торг", Кустодиев Борис Михайлович 1918 г.
Фото. "Ёлочный торг", Кустодиев Борис Михайлович 1918 г.

Однако 24 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров на территории страны был введён Григорианский календарь. Было указано, что в текущем году после 31 января сразу наступает 14 февраля. В 1922 году в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в "комсомольское рождество", или, иначе, в "комсвятки", которое предлагалось праздновать в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое пока оставалось нерабочим днем, всевозмодными собраниями, митингами, докладами и уличными шествиями. Устраивались и елки, которые так и назывались - "комсомольскими". Однако XVI партийная конференция, прошедшая в апреле 1929 г., отменила день Рождества, он стал рабочим днём, вместе с ним отменены были и комсомольские святки и елка. Досталось и детским елкам, потому что считалось, что именно на них ребенок "отравляется религиозным ядом". И перед Новым 1929 г. любые празднования "поповских обычаев" были запрещены. Специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение. Так рождественская елка на время перешла на нелегальное положение - те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно.

Фото. "К Новому году", Щербань Владимир (1919 - 2005).
Фото. "К Новому году", Щербань Владимир (1919 - 2005).

Однако запрещённая рождественская елка была заменена атеистической новогодней елкой в 1935 году. Никита Хрущёв писал в своих воспоминаниях, как Павел Постышев, приехав из Киева в Москву, в один из своих визитов обратился к Сталину: "Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?". Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим".

И - случилось невероятное: 28 декабря 1935 года в газете "Правда" появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым. Она начиналась так: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею."

Фото. "Перед Новым годом", Тараканова Екатерина Николаевна (Россия, 1932) 1951 г.
Фото. "Перед Новым годом", Тараканова Екатерина Николаевна (Россия, 1932) 1951 г.

А дальше автор призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить под Новый год коллективные елки для детей. Предложение (даже не указ и не постановление), озвученное 28 декабря в тот же день начали выполнять - словно в прежние времена по всей стране были организованы елочные базары, в магазинах появились елочные украшения, были организованы елки в домах и дворцах пионеров, клубах, театрах, на предприятиях. Праздник возродили буквально за четыре дня - недостижимый рекорд в истории СССР.

Однако теперь елка рекомендовалась уже как детская забава, символ счастливого детства советского ребёнка. Связь елки с Рождеством была предана забвению - восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке елок теперь заменила пятиконечная, такая же, как на кремлёвских башнях, а елочные украшения приобрели идеологически-верную рабоче-крестьянскую или коммунистическую символику. Но об их увлекательной истории мы поговорим в следующий раз.

Фото. "Для тебя и твоих друзей ежегодно сияет ярким светом елка в Кремле", Тихий Иван Антонович, 1956 г.
Фото. "Для тебя и твоих друзей ежегодно сияет ярким светом елка в Кремле", Тихий Иван Антонович, 1956 г.

А пока время шло - с 1947 года день 1 Января снова стал "красным днём календаря", то есть нерабочим, в стране появилась "главная елка". Сперва она украшала собой Колонный зал Дома союзов, с 1954 года перекочевала в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца, а со строительством Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но многие из нас больше всех официальных и парадных любят елки домашние, эту старую традицию домашнего праздника, для многих ставшую ярким воспоминанием из детства.

Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Самуил Маршак, цикл "Круглый год", 1948 г.

Фото. "Пушкинская площадь", А. Пичугин, 1947 г.
Фото. "Пушкинская площадь", А. Пичугин,  1947 г.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания