Юлия Калаша: творите, выбирая, и выбирайте, творя!
|
автор текста и фото: Юлия Калаша (ник в Клубе - мама Юся).
беседовала: Горюшкина Наталия для портала Осинка.ру
"Что главное в рукоделии?" Этот вопрос редко кого ставит в тупик. Ведь все сообщество Осинки объединено одним - увлечением. И очень приятно, когда такие увлеченные люди заряжают своим креативом других. И не только заряжают, но и делятся опытом. Вот и наша сегодняшняя гостья из их числа. Встречайте - Юлия Калаша (ник в Клубе - мама Юся).
|
|
- Помните, как Вы начали заниматься рукоделием? Что-то подтолкнуло к этому? Может быть, чей пример особенно вдохновил?
Юлия: Точно ответить на этот вопрос не могу, не помню. Мне кажется, что в той или иной степени рукоделие вокруг меня и в моей жизни было всегда. Вот сколько себя помню, столько и занималась чем-нибудь. Конечно, первое время, в детские годы, эти занятия сложно было назвать серьезными, вернее, результаты этих занятий. Но мы все учились понемногу…
Моя мама рукодельничала всегда: вязала, шила, вышивала, плела, рисовала. Мои тети, ее сестры, тоже не отставали - одна до сих пор шьет, другая вяжет. Бабушки обе в большей или меньшей степени занимались рукоделием: одна в основном шила, вторая - и шила, и вышивала, и пряжу пряла на старой прялке, и носочки нам всем вязала.
От них и мы, дети, перенимали их занятия. Уж пуговицы пришивать в возрасте младших школьниц для нас никакого труда не составляло, не говоря о кукольной одежде, которую я всегда вязала и шила сама. Большинство рукодельниц, наверное, начинает свой путь именно с кукол, и я не исключение: тоже одежду кукольную делала. Да, она была не такой красивой и качественной, какой могли бы ее изготовить взрослые, но это, наверное, в том возрасте и было стимулом, толчком к развитию, стремлению совершенствовать свои умения.
|
|
Когда мне было лет 8, мама стала работать в детском саду. А все мы знаем, что куклы в садах зачастую голыми ходят, их отдают мамочкам, чтобы те приодели их. У нас в сельском саду тогда кукол было больше, чем мамочек, и оставшихся сиротками кукол мама приносила домой, обшивала и обвязывала их. Чего у тех кукол только не было в гардеробе! Но вы же догадываетесь, что моим куклам о ТАКОЙ одежде оставалось только мечтать, маме было некогда одевать еще и моих пупсов, поэтому - все сама-сама, уж как получится. Но ведь хотелось же, чтоб и мои куклы были красиво одеты, вот и старалась придумывать, а потом воплощать. Со временем стало получаться лучше, и где-то годам к 10 я могла своих куклях наряжать в приличные драповые пальто с меховыми воротниками и вязаные сапожки!
- С таким детством даже излишне спрашивать, кого Вы считаете своим первым учителем рукодельного мастерства?
Юлия: Однозначно маму. Огромная ее заслуга в том, что меня вообще заинтересовало рукоделие. Мало того, что она сама никогда без дела не сидела, так и нас к этому подталкивала, учила, показывала. Брат мой тоже вязать умел, правда, сильно этим не увлекался, но всё же…
У нас дома всегда были книги и журналы по рукоделию, мама собирала вырезки, листки из календарей, брошюрки. Она очень любила вязать, в особенности спицами. Брату к началу учебного года всегда вязала несколько пуловеров, шапок, а мне - костюмы, платья, кофточки, а уж варежек с носками и не сосчитать.
Шила, но меньше, чем вязала, да и с меньшим удовольствием. А когда я начала шить более-менее прилично, она связанные детали отдавала мне на сборку.
Вышивка ее тоже увлекала, как руками, так и машинная. А еще она плела макраме, вязала кружевные салфетки, шила и вязала игрушки, делала всевозможные поделки из бумаги и природных материалов, да и вообще всего, что под руку попадалось)), увлекалась лоскутным шитьем и искусством кинусайга (тогда мы и не знали, как это называется, а сейчас я могу сказать это слово), в общем, всего я и не перечислю… И вы понимаете, конечно, что мне было интересно наблюдать за ее работой, а где-то помогать, учиться и самостоятельно пробовать.
Единственное, помню, чего так и не удалось попробовать маме – это фриволите челноком. Тогда этот самый челнок было сложно достать, а у папы (тоже мастера с большой буквы) до его изготовления руки не дошли.
|
- Ну, наверное, кроме мамы были и другие учителя?
Юлия: Чувствуя мой интерес к разным видам рукоделия, мама стала покупать обучающие книги для меня. Поначалу это были небольшие книжицы для детей с подробными описаниями видов петель и швов, они хранятся у меня до сих пор. А позднее – более серьезные издания. К книгам я обращалась часто, тогда ж не было Интернета, по ним и училась.
В старших классах школы ходила на занятия УПК, выбрала рукоделие, на уроках мы вязали и шили. В шитье учитель разбиралась гораздо лучше, поэтому шили мы больше, чем вязали. И в ту пору уроки для меня уже были ясны, интересны и увлекательны, они дали мне новые знания и практические навыки. И в дальнейшем уже все рукодельные премудрости я постигала самостоятельно, по книгам.
- Как думаете, в рукоделии нужно иметь учителя, наставника? Сейчас ведь доступная масса всевозможных пособий, курсов, сайтов. Или
Юлия: Конечно, наставник и учитель всегда в помощь. Но он, на мой взгляд, должен быть обязательно компетентен, внимателен и ответственен в ходе работы, должен уметь поддержать усилия ученика, подсказать, помочь и направить, иначе интерес обучающегося легко теряется, и велика вероятность того, что учеба превратится в каторгу, а дело, которому учишься, станет ненавистным. Так везде. А в рукоделии особенно важно. Потому что оно зачастую представляет собой наше хобби, а хобби должно радовать. Поэтому я только ЗА правильного наставника, а без него лучше не иметь никакого и учиться на собственных ошибках, конечно, при наличии немалой доли упорства.
|
|
- Многие опытные мастера с умилением вспоминают свою первые шаги... А Вы помните Вашу самую первую вещь, сделанную своими руками?
Юлия: Может это будет удивительным или странным, но нет, не помню… Именно вот так – ее одну, самую первую – не помню. И знаете, она, скорее всего, была не сшита, а связана. Это же тоже считается за вещь, сделанную своими руками?
- Конечно! Но может какие-то были особенно памятны...
Юлия: Перебирая в памяти свои шаги в рукоделии, вспоминаю несколько вещей – варежки, салфетки, школьные манжеты и воротнички. Это все было связано под руководством мамы.
А моим шитьем прямо вот так конкретно никто и не руководил! Помню, бабушки или мама указывали иногда на какие-то ошибки, но уже после того, как я закончила работу, чтобы я учла на будущее.
Из сшитых вещей помнятся первые пробы – детский чепчик, юбка в небольшом масштабе для отработки узлов, школьные повязки для дежурных, да фартучки для дежурства в детском саду. Из того, что можно было надеть и носить вспоминаю первые вещи, сшитые для себя – ночная сорочка, халатик, летний сарафан и блузка из папиной рубашки.
|
|
- А как же так получилось, что с таким опытом вязания позже Вы увлеклись именно шитьем? Чем еще любите заниматься?
Юлия: Знаете, для меня трудно ответить почему именно шитье стало тем, что увлекло. Оно постепенно как-то само выбралось из кучи разных рукоделий. Просто мне всегда нравился сам процесс шитья, ощущение нитки и иголки в руках, нравилось смотреть, как ложатся стежки на ткань, и рождается вещь. До сих пор вот это «стежки на ткань» не оставляет меня равнодушной, я вышиваю крестиком, когда нахожу на это минутки.
Помню, что познакомила меня с этой вышивкой школьная учительница труда Татьяна Николаевна. Конечно, я и раньше ее встречала, но сама вышивать попробовала именно с ней. Это была салфетка на вафельном полотне. К ней потом вышились еще шесть, чуть меньшие по размеру, но все в одном стиле.
Мама, увидев моё увлечение, только успевала подавать ткани и нитки – так для домашнего пользования и приема гостей у нас появились еще 36 салфеток с моей вышивкой, пасхальная скатерть с цыплятами и яйцами. Мне было тогда лет 13. А сейчас я тихо и медленно вышиваю картинки из готовых наборов, благо их в продаже пруд пруди на любой вкус.
Вязание тоже никуда не ушло. Правда, им я занимаюсь гораздо реже, да и с меньшим удовольствием, если только сильно захочу какую-то конкретную вещь или в ней будет насущная потребность. А вообще, мне нравится и привлекает к себе всякое рукоделие, времени б только побольше, чтобы им заниматься.
|
- Помимо желания иметь понравившуюся или нужную вещь, что для Вас еще важно в рукоделии?
Юлия: Для меня, в первую очередь, важна практичность того, что делаю руками. Вещь должна использоваться по назначению и быть удобной для владельца. Однако не на последнем месте и эстетика: детали и общий вид не должны раздражать глаз. И тогда начинается творчество, с помощью которого можно и самовыразиться, и сделать то, что нравится. А уж если результат понравился окружающим, то вот она и возможность заработать! Примерно такой порядок приоритетов.
|
|
- Вас несколько раз объявляли Феей, Вы становились призером конкурсов на Осинке. Каково это - проснуться на утро победителем?
Юлия: Знаете, у меня с детства чувство соперничества приглушено.)) Во мне очень мало соревновательного духа и стремления к победе в чем бы то ни было. Соответственно, и чувств «победителя» не много. Говорят же, что многое мы усваиваем в детстве. Я лет в 6 усвоила урок, что в соревнованиях не всегда побеждает сильнейший, и не всегда судейство бывает объективным. Тогда-то и потеряла здоровый интерес к конкурсным мероприятиям.
На Осинке в конкурсах участвовала, скорее, просто из любопытства – должна была попробовать каково это, чтобы узнать подходит ли оно мне. Бесспорно, приятно ощутить внимание и оказаться в лидерах, но и участие без получения призового места меня не расстраивает.
- Сейчас конкурсы стали намного реже проводиться, и многие вспоминают о них с некоторой ностальгией. А каким Вы видите идеальный швейный конкурс? Что нужно, чтобы в них охотнее участвовали?
Юлия: Идеального конкурса, наверное, быть не может, потому что существование конкурса изначально подразумевает наличие правил. Всем угодить правилами нельзя, мы все разные и у каждого свое видение этих самых правил. Кого они устраивают – тот участвует. К сожалению, сейчас наше общество таково, что без определенной личной выгоды мало кто будет что-либо делать, в том числе и участвовать в конкурсах. Вот если б за победу в конкурсе можно было получить реальный приииз… сразу желающих прибавилось бы. Понимаю, что это невозможно в силу разных причин, но, как говорится, такова жизнь, она и диктует развитие событий.
|
- Вы автор многочисленных мастер-классов по шитью. Как они рождаются на свет? Что служит стимулом?
Юлия: Обычно это вопрос какой-нибудь мастерицы, связанный с обработкой определенной детали или прямая просьба о том, что хотелось бы увидеть, как это сделано... Это и служат причиной создания мастер-класса. Но труд этот не из легких. Создание доступного мастер-класса занимает много времени и сил, и не только физических, поэтому у меня мало мастер-классов, созданных, так сказать, по заказу. Обычно я шью вещи, необходимые мне или моей семье, заодно и фотографирую процесс. В дальнейшем к пошаговым фотографиям сочиняю тексты, стараюсь максимально понятно и подробно, местами могу и излишне))
Иногда подолгу сижу и придумываю как лучше сказать, чтобы словесно дополнить картинку, понимая, что фотография без текстового описания не всегда может показать то, что надо. И именно этот этап – обработка фотографий и сопровождение их описанием - самый сложный и долгий. Не скрою, не все удается и получается. Не раз было так, что фотографии сделала, а мастер-класс так и не родился - не смогла обработать фото или сочинить текст…
|
- А как Ваши домашние относятся к Вашему увлечению?
Юлия: Положительно. Причем все – и муж, и дети, и даже коты, которые любят со мной пошить. К машинкам я, правда, стараюсь никого не подпускать, разве что мужа, он в случае необходимости помогает что-то наладить или нитки перезаправить. А вышивальная машинка первое время и вовсе была только в его пользовании. Так что с его стороны никаких возражений не бывает.
Дети сейчас сами выбирают, что нравится в одежде, и просят сшить. Не скажу, что требуют, нет, они прекрасно понимают мою занятость, но периодически идеи подкидывают, да и сама я иногда спрашиваю, чего бы им хотелось.
Не скрою, им приходится подождать, порой довольно долго, пока я воплощу в жизнь их желания, но они не раз убеждались в том, что оно того стоило. Потому и детвора ни разу не намекала на то, что я зря трачу время на хобби.
|
- И наш традиционный вопрос: Ваше пожелание осиночкам?
Юлия: Я хочу пожелать выбора во всём. Не важно, в какой сфере и в каком вопросе, важно, чтобы он у вас был в принципе. И тогда открываются разные варианты событий, разные сюжетные линии и возможности. И это касается, в том числе, рукоделия. Поэтому творите, выбирая, и выбирайте, творя!
|