История обычных вещей: красный сарафан
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: красный сарафан

История обычных вещей: красный сарафан

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Маковский К.Е. "У околицы". 1893 г.
Фото. Маковский К.Е. "У околицы". 1893 г.

Все мы помним, что в древнерусском языке слово "красный" означало "красивый". И поэтому сочетание "красный сарафан" для наших предков - это был в первую очередь вид праздничной одежды. Тем более, что и слово "сарафан" раньше тоже имело свой, более широкий смысл. А эта незаменимая в женском гардеробе вещь - еще и очень интересную историю.

Но сперва заглянем в словари... Сарафа́н: слово, возможно, было заимствовано через тюркское "särара" из персидского языка, где слово sarāрā или sarāрāi (сарапай) означало — "одетый с головы до ног". Второе значение - "почётная, праздничная одежда".

В зависимости от местности, материала, из которого шился сарафан и его покроя, он мог также называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч. Сарафаны, или как их игриво называли - сарафанцы, в русских письменных источниках появились, начиная с XIV века. Первое дошедшее до нас упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой и длинной распашной (т.е. с разрезом спереди) мужской одежды. Но никакой информации об особенностях кроя и материалах, из которых шили мужские сарафаны, др нас не дошло.

Фото. Венецианов А. Г. "Крестьянская девушка за вышиванием". 1843 г.
Фото. Венецианов А. Г. "Крестьянская девушка за вышиванием". 1843 г.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. В зависимости от местности это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.
Но в некоторых местностях сарафаном также называли высокую юбку на лямках.

Забавно, но платья, аналогичные по покрою русскому сарафану, носили до начала XX века крестьянки в Польше, и во всех северных странах Европы. Крой этот называется платье-рубашка. В наше время подобные платья являются непременной частью тамошнего национального женского костюма. Достаточно вспомнить вариант этого традиционного народного платья дирндль (нем. Dirndl), который носят в Баварии.

Но именно в России сарафан получил небывалое распространение и стал основной женской одеждой, хотя и мог различаться по крою в разных губерниях. Почему - несложно догадаться. Он был достаточно прост в крое, а значит пошить его и подогнать по фигуре могла любая крестьянка. Вторым преимуществом сарафана, особенно более древних моделей, была простота застежки. Ее попросту не было. сарафан надевался через голову, благодаря бретелям фиксировался на плечах, а фиксация на фигуре и облегание достигались за счет пояса, который женщины наматывали поверх сарафана на талии или под грудью.

Именно поэтому ученых-этнографов и историков моды так волнует вопрос - как же такая простая и удобная одежда не появилась раньше, до XVII века? Одни исследователи предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как "ферязь", "касталан", "сукман", "саян", "шубка". (эти слова использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан). Другие ученые считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. Но так или иначе, в XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России.

Русские сарафаны были нескольких видов.

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Фото. Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.
Фото. Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

Этот тип сарафана - самый древний, он просуществовал до конца XIX века и был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Отличительной чертой такого сарафана являлось его цельное переднее полотнище (отсюда и название - "глухой"). Наиболее древний его вариант шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана.

В центре такого перегнутого полотнища делался вырез для горловины, он обычно был небольшим, округлой или прямоугольной формы. Спереди - с неглубоким нагрудным разрезом, который застегивался на пуговицу или фиксировался завязками. За счет такого покроя сарафан хорошо сидел. Чтобы в нем было удобно ходить, в его бока вшивали два прямых или клиновидных отрезка ткани. А иногда - и дополнительные клинья (или как их называли - подклинки). Понятно, чем шире был сарафан, тем богаче его обладательница.

Сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, которые пришивали к краю проймы.
Вырез ворота, проймы для рук и подол обычно отделывали обтачкой из крашеного холста или кумача, а иногда - украшали узкой полосой вышивки или тесьмы домашней вязки.

И шились такие сарафаны как правило из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины (для зимних сарафанов), белого и синего холста (для летних).

Постепенно крой такого сарафана менялся и становился более сложным, но и более экономным: его перестали шить туникообразным, а широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

2. Распашной косоклинный сарафан

Фото. Иванов М. Ф.(1869 - 1930), "Ответа жду", 1900 г.
Фото. Иванов М. Ф.(1869 - 1930), "Ответа жду", 1900 г.

Другое его название - расстегай. Не сложно догадаться, что такой сарафан имел спереди застежку или шов. Поэтому и шился он из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. Так же как и у глухого сарафана в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или кроились из отдельного куска ткани. Передние полы обычно застегивались на пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Кстати, пуговицы в таких сарафанах могли нести еще и декоративную функцию. Они могли быть дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, декорированные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Да и вообще передние полы такого сарафана было принято богато украшать: это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором для повседневных сарафанов, или металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма - у праздничных.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в южных губерниях, а также в северо-западных (Новгородской и Псковской), в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии.

Фото. Седов Г. С. "Курская мещанка в старинном костюме", 1871 г.
Фото. Седов Г. С. "Курская мещанка в старинном костюме", 1871 г.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Это по-прежнему могли быть холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также ткани, привезенные купцами из Европы, стран Азии, Индии и Китая: набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани.

В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны – вышитые золотыми цветами по белой ткани. Вместе с тем, в некоторых деревнях северных губерний девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

3. "Круглый" или "прямой" сарафан

Фото. Тимофеев В. Т. (1835-1914) "Девочка с ягодами", 1879 г.
Фото. Тимофеев В. Т.  (1835-1914) "Девочка с ягодами", 1879 г.

Наиболее распространёнными в конце XIX – начале XX века были прямые сарафаны, или как их еще называли - "московские". Они шились преимущественно из 4-6 прямоугольных полотнищ ткани - "точей" - фабричного изготовления, которые сшивали по длинным сторонам в цилиндр - или как его называли "круг", который потом присбаривали по верху. Сборки прикрывали прямой обшивкой, к которой пришивали узкие лямки. Их обычно выкраивали из той же ткани или делали тесьмы и пришивали на груди прямо, а на спине - под углом или крест-накрест. К лифу с изнанки пришивалась холщёвая подкладка - подоплёка (теперь понятно, что означает это слово и откуда оно пришло в наш язык).

Кстати - ткацкие мануфактуры в те годы размещались преимущественно в Москве и окрестностях, отсюда и еще одно название такого сарафана - "московский".

Фото. Круглый сарафан с грудкой для девицы, довольно простой. Автор работы - олЁна и ежик
Фото. Круглый сарафан с грудкой для девицы, довольно простой. Автор работы - олЁна и ежик на страницу →
Фото. Традиционный русский сарафан для девицы, довольно простой. Автор работы - олЁна и ежик
Фото. Традиционный русский сарафан для девицы, довольно простой. Автор работы - олЁна и ежик на страницу →

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой". Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту.

4. Сарафан с лифом

Фото. Феклистов В.Е. "Приготовление невесты к венцу", 1848 г.
Фото. Феклистов В.Е. "Приготовление невесты к венцу",  1848 г.

Более поздним и более продвинутым вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: плотно охватывавшего грудь лифа с вытачками и пришиваемой к нему пышной сосбореной юбки. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Считается, что такой сарафан пришел к нас с запада, как вариант - от одежды таких форм, как белорусский андарак - юбка и кабат (лиф), соединявшиеся вместе часто даже тогда, когда они были выполнены из разных тканей. По тому же принципу шились и вологодские сарафаны - они могли иметь яркий лиф из дорогой ткани, часто из кумача, и юбку из ткани другого цвета.
Такие сарафаны были распространены в центральных районах России. Есть версия, что именно сарафан с лифом стал прототипом приталенного платья без рукавов.

Наиболее поздняя форма такого сарафана – на кокетке. Некоторые исследователи народного костюма выделяют его в отдельный тип.

Фото. Малявин Ф. А. (1869 - 1940), "Три бабы", 1900 г.
Фото. Малявин Ф. А. (1869 - 1940), "Три бабы", 1900 г.

А вообще у сарафанов было много разных названий. Это еще раз доказывает, насколько универсален и распространен был этот вид одежды. В названиях, как правило, отражался вид ткани, из которой был сшит сарафан

  • "достальник" (из покупной ткани),
  • "полугумажник" (из ткани с добавлением хлопчатобумажных нитей),
  • "московец" (из "московского" ситца),
  • "синюха" (из окрашенного в синий цвет домашнего холста),
  • "дикосовый" (из кубового сине-зелёного ситца с цветочным узором),
  • "кумашник" (из кумача).

Известный с конца XIX века русский романс "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имел когда-то и буквальный смысл - свадебные сарафаны на Руси были, как правило, красного цвета. Сарафаны –"кумашники" имели красивый подвижный силуэт и предполагали особую неспешную манеру ходьбы. Именно о женщинах в таких нарядах А.С.Пушкин писал: "А сама-то величава, выступает будто пава"…

Фото. Сарафан для дочки. Хлопок-стрейч. Автор работы - Tolstik1
Фото. Сарафан для дочки. Хлопок-стрейч. Автор работы - Tolstik1 на страницу →
Фото. Платье-сарафан из кулирки. Автор работы - masmar
Фото. Платье-сарафан из кулирки.  Автор работы - masmar на страницу →

Фото. Школьная форма - сарафан по мотивам FeliZ от Farbenmix. Автор работы - Татаня
Фото. Школьная форма - сарафан по мотивам FeliZ от Farbenmix. Автор работы - Татаня на страницу →
Фото. Угадываются детали традиционного покроя. Автор работы - Татаня
Фото. Угадываются детали традиционного покроя.  Автор работы - Татаня на страницу →

Удобство, комфорт, легкость ухода сарафана ценят модницы и в наши дни. Он незаменим как школьная форма для девочек, как комфортный деловой наряд для офиса, как легкое платье для лета с открытыми плечами, и как элемент фольклорного стиля в одежде. Недаром говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Но в случае сарафана, эта фраза правдива лишь отчасти - сарафан на Руси никогда не забывали и всегда любили.

Фото. Спортивный сарафан из макро-вельвета. Автор работы - St.Elena
Фото. Спортивный сарафан из макро-вельвета. Автор работы - St.Elena на страницу →
Фото. Теплый сарафан приталенного силуэта с карманами в рельефных швах. Автор работы - Stavros2011
Фото. Теплый сарафан приталенного силуэта с карманами в рельефных швах.  Автор работы - Stavros2011 на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания