История рукоделий: мозаика
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История рукоделий: мозаика

История рукоделий: мозаика

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Алмазная вышивка - мозаика в современном исполнении. Автор работы - Belochka1402
Фото. Алмазная вышивка - мозаика в современном исполнении. Автор работы - Belochka1402 на страницу →

Хочется сразу уточнить - назвать мозаику рукоделием можно очень условно, уж слишком масштабное это понятие. Ведь это одновременно и направление в искусстве, и техника создания шедевров, и даже сам принцип построения изображения, нашедший потом отражения в очень разных видах творчества - будь то алмазная вышивка или лоскутное шитье. Итак, из чего же складывалась история мозаики...

Принцип мозаики - в построении изображения из отдельных фрагментов. Мы называем этим словом и пазлы, и всевозможные детские игрушки, в которых нужно из отдельных деталей складывать изображения, и специальную плитку для ванных и бассейнов, состоящую из мелких фрагментов. Можно сказать, что вышивка бисером - это тоже немножко мозаика!
Не удивительно, что этот способ получения изображения - очень древний - еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады зданий декорировались специальными глиняными палочками-конусами длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые вбивались в глиняный раствор. Изображение складывалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым, образуя собой яркий орнаментальный рисунок.Многие сравнивают его с плетением из бисера разноцветных лариатов. Так местные жители стремились украсить свои жилища и так они задали первый вектор использования мозаики - декорирование городской среды.

Фото. Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. III тыс. до н. э.
Фото. Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. III тыс. до н. э.

А в это время на других континентах формировались свои принципы мозаики, свои примеры мозаичного искусства. В Китае и доколумбовской Америке мозаику использовали в основном для инкрустации. Материалами, из которых выкладывали изображения, служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Так древние мозаичисты инкрустировали шкатулки, мебель, домашнюю утварь, предметы для культовых обрядов Причем точность и тонкость набора отдельных элементов мозаики поражают и современных мастеров. Пример - древние китайские деревянные шкатулки, украшенные пластинами природного камня и перламутра или ацтекские наборные маски, инкрустированные яшмой, агатом, обсидианом и горным хрусталем.

В Европе по тому же пути пошли мозаичные мастера древнего Египта. Можно сказать, что все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас, декорировано по принципу мозаики. Древние египтяне тоже широко использовали инкрустацию камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия. Позднее это наложило свой отпечаток на всю восточную культуру.

А в Европе развиваются шумерские традиции мозаики. Периодом расцвета мозаики по праву считается Античность. Нам сейчас даже трудно представить значение мозаики в древнем мире Греции и Рима - как элемент убранства она занимала то же место в римском доме, как в наши дни керамическая плитка. По мере роста и процветания Римской империи земляные и каменные полы в домах массово превращались в мозаичные, а они в свою очередь постоянно совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца.

Фото. Римская мозаика. II век. Музей Ватикана.
Фото. Римская мозаика. II век. Музей Ватикана.

Именно распространенность и всевозрастающая потребность в мозаике в античные времена вынудило мастеров систематизировать и отточить основные приемы работы с камнем и выработала оптимальную технику создания мозаичных полотен. В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, а с другой стороны чисто экономический фактор, рост рыночного спроса, требующий постоянного увеличения производительности мозаичного труда. Именно древние римляне сообразили, что складывать изображения из разновеликих частей, довольно трудоемко и требует от мастера высочайшего художественного вкуса. А вот выкладывание мозаик из готовых модулей, причем, строго приведенных к определенному стандарту, не только значительно упрощает работу, но и экономит материалы. Именно древние римляне придумали принцип модульной системы - камни нарезали на мелкие кубики, причем их размер зависел от степени стилизации изображения, который используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

Римляне также впервые оптимизировали процесс создания мозаик: он был разделен на две части: техническую – накол модуля определенного размера (кубиков, из которых потом будет выкладываться картина) и сортировка его по цветам и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как римская мозаика. Напоминает принцип алмазной вышивки или украшения бисером, не правда ли?

Фото. Римская мозаика. Изображение утки на полу в технике opus tessellatum
Фото. Римская мозаика. Изображение утки на полу в технике opus tessellatum

В это время происходит развитие мастерства мозаики и возникает несколько типов мозаичных структур, ставших впоследствии основополагающими:

1. opus tessellatum с использованием мелких плиток размером 4 мм. Мозаика изготавливалась в мастерских в виде панелей с временной подложкой.

2. opus signinum, основой мозаики служил водонепроницаемый строительный раствор из терракоты, известняка и дробленого кирпича, покрывающего землю. В строительный раствор затем вставлялась плитка. Этот метод был легче и являлся менее дорогостоящим.

3. opus sectile с использованием пластин мрамора, цветных камней или стекла. Мозаика, как правило, изготавливалась в виде цветов или геометрических узоров. Создавать такую мозаику было быстро, но сырье стоило дорого.

4. opus vermiculatum состояла из крошечной мозаики размером от 2 до 4 мм и особенно подходила для создания тонких кривых линий. Это была кропотливая и тонкая работа. Мозаичные изображения соперничали с картинами, иногда эти мозаики набирались из полутора миллиона плиток. А знаменитая мозаика "Битва при Иссе" сделана из 4 миллионов мозаичных плиток.

5. opus scutulatum, когда между плитками одного цвета вставлялись плитки разных цветов и размеров.

Фото. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана. Тиволи, 118—134 гг.
Фото. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана. Тиволи, 118—134 гг.

Характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов, не превосходили своим убранством дома светские.В отличие от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий "вечный материал, не подверженный тлению", отражает характер небесного мира и "Царства Божия", а мозаика была главной техникой, воспевающей это царство.

После распада Римской империи Византия, как правопреемница традиций, сохранила и развила искусство римских мозаик, и даже перевела это искусство в разряд культовых. Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая. Поэтому трактовка образов по сравнению с римской мозаикой несколько утратила реалистичность. Это связано с тем, что объектом изображения становятся христианские святые, чей образ был достаточно условным. Но точность и не требовалась, ведь византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна: купола, ниши и
стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и знаменитая масштабность изображений, и монументальность композиций, и особый характер кладки. Византийским мастерам не надо было заботиться о шлифовке кладки - ведь она была рассчитана на восприятие с большого расстояния. А неровная. словно бархатистая структура, придавала ей неповторимую живость.

Фото. Византийская мозаика. Христос Пантократор. Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна.
Фото. Византийская мозаика. Христос Пантократор. Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна.

.
Именно Византия задала новый вектор развития мозаичного искусства: дальнейшее развитие мозаики теперь будет прочно связано с христианством. Идея определила и материал, используемый для набора мозаик – всевозможные смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые.

Вместе с православием византийская техника мозаики пришла и на Русь. Первый образец мозаичных полотен можно видеть в Софии Киевской (даже не верится, что им почти 1000 лет, столь ярки и чисты цвета смальты!) . Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила, набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство.

Фото. Богоматерь-Оранта. Собор св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг.
Фото. Богоматерь-Оранта. Собор св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг.

Смальта – это непрозрачное стекло. Процесс ее изготовления достаточно сложен: она варится в печах, как обычное стекло, в процессе варки окрашивается путем добавления минеральных пигментов нужного цвета, потом ее выливают слоем определенной толщины на специальную горячую чугунную "сковородку", дают остыть, колют на модули, из которых собственно и набирают мозаику. Величина модуля здесь определялась задачами, которые стояли перед художниками-мозаичистами. Она могла колебаться от нескольких квадратных миллиметров до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

Да, именно византийские мастера первыми сообразили, что нет смысла выкладывать большие площади картины модулями одного цвета, можно использовать для этого крупные куски смальты. Видимо это стало предпосылками для создания еще одной техники мозаики -
флорентийской, по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе.

Принцип флорентийской мозаики основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика, определяется характером изображения. Но главное - камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Если проводить рукодельную аналогию, то флорентийская мозаика - это квилт.

Еще одной важной особенностью именно этого вида мозаики является идеальная полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно, а само мозаичное полотно выглядит ярко и торжественно.

Для флорентийской мозаики первоначально использовались мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все более разнообразным, мастера, чтобы получить нужные цвета, все шире использовали местные разновидности камня. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику яркостью полудрагоценных и драгоценных уральских камней, они стали создателями новой разновидности флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой.

Если вам доведется побывать в Москве на станции метро "Чеховская", не спешите с нее уезжать: ее стены украшают уникальные произведения искусства, аналогов которым нет больше ни на одной станции. Сложенные из камней-самоцветов, эти красочные панно иллюстрируют все природное богатство русских минералов, многообразие их оттенков и текстур. Синий, фиолетовый и голубой лазурит, бордово-красный с черными прожилками родонит, сиренево-фиолетовый флюорит, светло-желтый мраморный оникс, ярко-зеленые жадеит и нефрит, бирюзово-зеленый амазонит, разные сорта яшмы – всего здесь более 17 видов цветных камней.

Фото. Флорентийская мозаика. Станция метро "Чеховская". 1987 г.
Фото. Флорентийская мозаика. Станция метро "Чеховская". 1987 г.

Вообще история мозаики в России не столь яркая, как в Европе. После татарского нашествия и разрыва связей с Византией этот вид искусства на Руси был забыт. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку его возрождения. Причем он разработал собственную технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал мозаичное полотно "Полтава" и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Однако его мозаичная школа не имела развития - в нашей стране в те годы для монументальных работ традиционно было принято использовать фрески.

Фото. "Полтавская баталия". Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764 гг.
Фото. "Полтавская баталия". Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764 гг.

Поэтому следующее пришествие мозаики в Россию состоялось в середине ХIX века, поводом послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Было принято решение украсить его стены мозаиками, более подходящими для сырого питерского климата, чем фрески. Специально для этих мозаик русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики. Специально для этого при Академии художеств была основана мозаичная мастерская, где использовались, в том числе, смальты, изготовленные по рецептурам М. В. Ломоносова.

Фото. Апостол Петр. Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург.
Фото. Апостол Петр. Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург.

Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль. Так храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови, является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

Фото. Мозаичная саламандра. Парк Гуэль (Барселона), созданный Антонио Гауди в 1900—1914 гг.
Фото. Мозаичная саламандра. Парк Гуэль (Барселона), созданный Антонио Гауди в 1900—1914 гг.

Все эти техники называют классическими, для них был характерен метод модульной кладки, который может варьироваться в зависимости от задач, стоящих перед художником, и традиций той или иной художественного школы. Совсем другая мозаика стиля модерн. В мозаике этот стиль выражается в использование таких новых материалов, как керамика, галька, стекло, фарфор, и даже осколки керамической плитки (и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции), отказе от "правильной" кладки (в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля), смешения в одной работе флорентийской и римской техник и т.д. Самой яркой фигурой этой эпохи является испанский архитектор Гауди, его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Многие его находки позднее были широко использованы другими мозаичистами.

Фото. Мозаика станции метро "Маяковская". Художник А.А.Дейнека. Мозаичист Владимир Фролов. Удостоена Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Фото. Мозаика станции метро "Маяковская". Художник А.А.Дейнека. Мозаичист Владимир Фролов. Удостоена Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Совсем другая была советская мозаика. В СССР мозаика лишилась своей прежней элитарной и храмовой принадлежности и была переориентирована на "дворцы для народа" – дома культуры, вокзалы, станции метро. Когда-то дорогостоящий и ценный материал – смальта - стал массовым, мозаичные полотна могли достигать площади нескольких сотен квадратных метров, что, как и в Древнем Риме когда-то, лишило мозаику ее некогда сакральной ценности. Однако это дало свободу креативу художников, создавших много прекрасных мозаичных полотен в различной технике. Все их мы можем увидеть в отделке станций Московского метро.

Фото. Смальтовая мозаика. Станция метро "Комсомольская" (Кольцевая линия). 1954 г.
Фото. Смальтовая мозаика. Станция метро  "Комсомольская" (Кольцевая линия). 1954 г.

Зато принципы построения мозаичных полотен нашли сове отражение в других видах творчества. Это и традиционно мозаичная техника - алмазная вышивка, и плетение из бисера, вышивка бисером и бусинами, и фриформ, и вязание из мотивов, и ирландское кружево, и пэчворк, и квилт, и скрапбукинг. Только материалы другие - бумага, ткань, трикотаж, кожа, вязаные мотивы и т.п.

Фото. "Про лето". Сумка в технике крейзи-квилт. Автор работы - innasun
Фото. "Про лето". Сумка в технике  крейзи-квилт. Автор работы - innasun на страницу →

Фото. "Про лето". Сумка в технике крейзи-квилт. Автор работы - innasun
Фото. "Про лето". Сумка в технике  крейзи-квилт. Автор работы - innasun на страницу →

Фото. Одеяло в лоскутной технике - тоже мозаика! Автор работы - Dinina mama
Фото. Одеяло в лоскутной технике - тоже мозаика! Автор работы - Dinina mama на страницу →

Фото. Квилт "Гномы из сказки". Автор работы - Nloshka
Фото. Квилт "Гномы из сказки". Автор работы - Nloshka на страницу →

Фото. Вязание в витражной технике. Автор работы - PejGeps
Фото. Вязание в витражной технике. Автор работы - PejGeps на страницу →
Фото. Накидка из мотивов в технике "фриформ". Автор работы - Димарина
Фото. Накидка из мотивов в технике "фриформ". Автор работы - Димарина на страницу →

Фото. Туника пляжная " Бабочки" из мотивов. Автор работы - Северюжка
Фото. Туника пляжная " Бабочки" из мотивов. Автор работы - Северюжка на страницу →

Осинка-пресс, добрый день!
Ошибка в тексте здесь: "Нам сейчас даже трудно представить значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить - как элемент убранства она занимала то же место в римском доме, как в наши дни керамическая плитка. "

Nастюшка, Июл 25, 2019

 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания