История обычных вещей: надевать он стал пальто
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: надевать он стал пальто

История обычных вещей: надевать он стал пальто

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Пальто. Английский твид, ворот из каракуля. Автор работы - slivky
Фото. Пальто. Английский твид, ворот из каракуля.  Автор работы - slivky на страницу →

Пальто прочно вошло в современный гардероб - как мужской, так и женский. И сложно поверить, что эта вещь достаточно молода - ей чуть более 200 лет. Как же люди обходились без нее раньше? Как укрывались от холода в "допальтовую" эпоху? Как менялось пальто под влиянием моды, истории, войн и экономических катаклизмов. На Осинке снова приоткрываются тайны истории обычных вещей.

Фото. Мужское пальто классика старшему сыну.
Автор работы - Наталья-я
Фото. Мужское пальто классика старшему сыну. Автор работы - Наталья-я на страницу →
Фото. Подкладка из вискозы, утепленной шерстяной тканью. Пальто с внутренним карманом. Автор работы - Наталья-я
Фото. Подкладка из вискозы, утепленной шерстяной тканью. Пальто с внутренним карманом.  Автор работы - Наталья-я на страницу →

Владимир Иванович Даль так написал о пальто в своем "Толковом словаре живого великорусского языка": "Пальто - несклоняемое французское, весьма неудобное для нас название верхнего платья, мужского и женского, вроде широкого сертука; чапан".

Само слово пришло к нам из Франции. Хотя ученые-лингвисты считают, что слово "пальто" произошло от испанского "пальтоке" (исп. palletoque), образованного при помощи двух основ — pallium (просторный плащ) и toque (головной убор). Именно такую одежду - просторные накидки с капюшонами - носили в начале XVI века испанские крестьяне. Позже, вместе с "испанским" влиянием одежда перекочевала в Голландию, где, немного изменив название (гол. palastrock), стала элементом одежды придворной знати.

Считается, что именно такое "пальтоке" было привезено во Францию Маркизе де Помпадур. Она чуть доработала фасон и первая сделала пальто неотъемлемой частью своего гардероба. Но тогда это был скорее модный аксессуар, чем защита от холода - знатные особы передвигались исключительно в экипажах.

Что же носили люди до этого? Первым прообразом пальто можно считать античную накидку без рукавов с отверстием для головы, драпируясь в которую ходили древние греки и римляне. В более холодной Европе их шили из толстого полотна или шерсти. С появлением капюшона фасон несколько изменился - это были плащи-накидки на голову без застежки с капюшоном. Этот фасон и оставался самым востребованным вплоть до Средних веков. Причина банальна - крой был примитивным, размер
- универсальным, и наряд не требовал подгонки по фигуре.

Фото. Дама и кавалер в упеляндах на книжной миниатюре, Франция, ок. 1410 г
Фото. Дама и кавалер в упеляндах на книжной миниатюре, Франция, ок. 1410 г

Во времена Средневековья у такой накидки появились рукава. И хотя вещь выглядела все так же мешковато, постепенно она приобретает уже привычные нам очертания верхней одежды. Так появился "упелянд" - верхняя мужская одежда без застежки, запахивающаяся и фиксирующаяся поясом, рукава которой расширяются книзу в виде крыльев. Низ и края рукавов были изрезаны фестонами в форме листьев. В XV веке упелянд вошел и в женский гардероб.

Со временем конструкция изменилась - рукава стали уже и короче, сама накидка приобрела вид жилета без рукавов, который, однако, по-прежнему оставался без застежки.

Фото. Ганс Эворт "Портрет Эдуарда VI", ок. 1545 г.
Фото. Ганс Эворт "Портрет Эдуарда VI",  ок. 1545 г.

В XVIII веке произошли перемены… Во-первых, Великая французская революция стала еще и революцией против роскоши, знатные особы и простолюдины вдруг резко сравнялись в стиле одежды, во-вторых, именно тогда пальто и получило свое нынешнее название. Ну а в-третьих, на пальто впервые обратили внимание как на атрибут военного обмундирования. Понятно, что воевать в запахивающихся накидках было очень неудобно, поэтому пальто той эпохи резко изменилось: приобрело крой по фигуре и застежку на пуговицы.

Новинку сразу оценили: не только военные, но и госслужащие, а потом и штатские облачились в пальто. Только новинку чаще называли иначе - сюртук. Это название произошло от французского surtout — "поверх всего". От сюртука произошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов.

Фото. Theodore Jacobsen "Portrait of Thomas Hudson", 1746 г.
Фото. Theodore Jacobsen "Portrait of Thomas Hudson", 1746 г.

Новая модная тенденция распространялась с невиданной быстротой - и в XIX веке пальто стало традиционной верхней одеждой. Причем, не только у мужчин, но и для женщин. Почему так поздно? А причиной всему мода на пышные юбки! С такими уместны были только короткие жакеты или накидки. Но как только покрой платьев начал зауживаться, пальто для женщин стали узкими и элегантными, похожими на пальто и куртки мужских фасонов. В 1890-х годах красавицы отдавали предпочтение длинным пальто из сукна, бархата, муара с меховой отделкой. Любопытно, что модели женских пальто разрабатывались в основном французскими мастерами, а мужских — английскими.

Фото. Horace Vernet "Портрет А. И. Барятинского", 1837 г.
Фото. Horace Vernet "Портрет А. И. Барятинского",  1837 г.

Что интересно - как только пальто стали входить в моду, им стали придумывать всякие интересные названия.

Так, в 1821 году появился фасон пальто «лалла рук». Так звали героиню одной из баллад русского поэта-романтика Василия Жуковского (1783-1852). Он написал ее по случаю завершения в 1815 году работы Венского конгресса, поставившего последнюю точку в войне с Наполеоном I. Закрытие конгресса сопровождалось великолепными торжества ми, балами, маскарадами, театральными представлениями. По балладе В.Жуковского был поставлен спектакль, в котором роли исполняли не актеры, а члены королевских домов Европы. Лаллу Рук, индийскую принцессу, сыграла принцесса Шарлотта, будущая российская императрица, супруга Николая I. Пальто лалла рук представляло собой легкое одеяние свободного покроя со слегка расширявшимися книзу рукавами. Оно было отделано цветочным орнаментом в восточном стиле. Его носили представительницы аристократических кругов.

Другое пальто XIX века - тоже дамское - получило имя Помпадур, известной дамы XVIII века, особо приближенной к французскому королю Людовику XV и много сделавшей для моды и украшения королевского двора. Широкий силуэт такого пальто позволял на девать его поверх юбки-кринолина.

Еще один фасон пальто - тальони - был назван в честь известной балерины итальянского происхождения М.Тальони, с успехом выступавшей по всей Европе. Такие пальто шили точно по фигуре, а все потому, что среди француженок стал популярен стиль "антик". Тальони отделывалось цветным шнуром, узоры декора напоминали мотивы итальянской народной вышивки. Такая отделка вновь войдет в моду во второй половине XX века, когда модельеры будут стремиться одновременно к простоте и изяществу форм.

Мужским пальто нередко давали имена генералов и политиков. Взять хотя бы дожившее до наших времен пальто реглан - по имени английского фельдмаршала Ф. С. Реглана, потерявшего руку в Крымскую кампанию против России. Он попросил портного сшить ему шинель с кроем рукава, который маскировал бы этот недостаток. Портные нашли остроумное решение, выкроив плечо, плавно переходящее в рукав и составляющее с ним одно целое. Лишь в восьмидесятые годы XIX века он получил широкое распространение. Правда,популярным этот фасон стал чуть ли не полвека спустя после смерти генерала, лишь в 80-е годы XXI века. Теперь рукав реглан присутствовал не только на пальто (например, на женских жакетах). Его удобство было оценено модельерами, разрабатывавшими одежду для военных, прежде всего куртки для авиаторов.

Лет 120 назад англичане придумали элегантное мужское пальто честерфилд, увековечив тем самым имя назвав его в память лорда Л.Честерфилда, вице-короля Индии, прославившегося своей любовью к красивой одежде. Честерфилд представлял собой однобортное мужское пальто длиной до колена, сшитое из тонкого сукна высшего качества. Петли располагались внутри полочки и не были видны снаружи. Отличительной чертой были небольшой бархатный воротничок и горизонтальные прорезные карманы, располагавшиеся по бокам и на груди.

Фото. Алан Мейли (Alan Maley),1931-1995. Англия.
Фото. Алан Мейли (Alan Maley),1931-1995. Англия.

Демократические слои населения предпочитали пальто из более толстых тканей — ольстер и сак. Ольстер представлял собой длинное двубортное пальто из плотного сукна. Его производили на мануфактурах Ольстера, города на севере Ирландии - отсюда и название.

Сак — укороченный вариант ольстера. Свое название получил от французского слона "sack", означавшего мешок. Сак отличался более свободным покроем, его полы доходили только до верхней трети бедра. Своим появлением фасон обязан изобретателю фотографии Л. Дагерру. Укороченное пальто позволяло ему легко наклоняться, не рискуя испачкать полы. ( а фамилию изобретателя присвоили шляпе дагерр, которую следовало надевать непременно с саком). Некоторые историки моды полагают, что именно сак стал прототипом современного пиджака.

В России пальто появилось в конце тридцатых годов XIX века. В 1838 году московские ателье, находившиеся на Кузнецком мосту, предложили пальто "Петр Великий". Внешне оно напоминало кафтан петровского времени с широкими отворотами на рукавах. Позже появляется русское пальто "Скобелев", названное так в честь знаменитого русского генерала и скроенное по образцу военной формы.

В XX веке пальто вытесняет другие виды верхней одежды, что дало повод модельерам заняться усовершенствованием его фасона - в каждом десятилетии существуют свои излюбленные стили и покрои пальто. И если в мужском гардеробе они почти незаметны - то дизайн пальто у дам менялся порой очень сильно.

Фото. А.Б. Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 г.
Фото. А.Б. Кустодиев. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1922 г.

В 1920-х годах женщины носили прямые длинные пальто. Силуэт их также немного изменился: плечи стали мешковатыми, рукава укоротились, полы закруглились к низу. Шили пальто из плюша, фетра, парчи или бархата с рисунком. Зимние - делали из толстой английской шерсти, гладкой или в клетку, украшали длинноворсовым мехом по воротнику и подолу. Зимой пальто носили с длинными меховыми шарфами, муфтами и маленькими шапочками, украшенные перьями. В нарядных пальто воротник часто делали из гипюра, в повседневных — из бархата. Все пальто шили на подкладке из шелка или сатина, а если подкладки не было, швы обрабатывались тесьмой. Застегивали пальто на крупные пуговицы, а петли делали из витого шнура. Как видите, мастерицы не стеснялись придумывать что-то новое и делать верхнюю одежду необычной и красивой. Из простого мешковатого плаща пальто превратилось в невероятно модную одежду.

Фото. Полупальто удобно к брюками и для автомобилистов. Автор работы - Наталья-я
Фото. Полупальто удобно к брюками и для автомобилистов.  Автор работы - Наталья-я на страницу →
Фото. Пальто "Вдоль по Питерской!", почти оверсайз. Автор работы - MalTa
Фото. Пальто "Вдоль по Питерской!", почти оверсайз.  Автор работы - MalTa на страницу →

Военные 1940-е прошли под знаком милитари: и дамы, и мужчины носили тренчкоты, пальто и кроем, и деталями напоминающие шинель. Но затем мода делает резкий вираж - словно компенсация годам послевоенных лишений в моду входит стиль принцесс. Меняются и пальто - они становятся короткие, узкие в талии и слегка расклешенные к низу. Носили такие полупальто в комплекте с юбками из такой же ткани.

Фото. Весеннее пальто внучке из лодена. Burda 12/2018, мод.131, р.140. Отделка: перья и бусины на накладных карманах. Автор работы - lida~~~
Фото. Весеннее пальто внучке из лодена. Burda 12/2018, мод.131, р.140. Отделка: перья и бусины на накладных карманах.  Автор работы - lida~~~ на страницу →

В 1950-е на пик популярности выходят яркие и прямые мини-платья. Эта мода сразу отразилась и на пальто. Они приобрели четкий крой и насыщенность цветовой гаммы. Длина пальто снова стала короткой, воротники объемными. Такую моду ввел знаменитый кутюрье Кристиан Диор. Кстати, именно благодаря ему, кожаное пальто стало не только мужской, но и женской частью гардероба.

В 1960-е годы мода на пальто снова изменилась, стали популярны сочетания макси-длины пальто с мини-длиной платья. Большое внимание уделялось аксессуарам. Стал популярным космический стиль с его силуэтом трапеция, позднее снова сменившиеся на приталенные пальто макси.

Сейчас в списке модных трендов можно найти самые разные пальто. С одной стороны - это дань эре комфорта, с другой - мода на винтажный стиль. А мода, как вы заметили, через какое-то время возвращается к истокам.

Фото. Клетка - никогда не проходящая классика. Ткань двухслойная, пальто на подкладке. Автор работы - Люлёк
Фото. Клетка - никогда не проходящая классика. Ткань двухслойная, пальто на подкладке. Автор работы - Люлёк на страницу →
Фото. Новые реалии - пальто из мембранной плащевки. Удобно, практично. Автор работы - Чмок
Фото. Новые реалии - пальто из мембранной плащевки. Удобно, практично. Автор работы - Чмок на страницу →

* * *
Все наденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что опять я ненастьями запил.

Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты,-
Солнце нынче, как ты, северянка.

Все наденут сегодня пальто,
Но и мы проживем без убытка.
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.

Борис Пастернак, 1913

Кстати!
На Осинке есть целая тема, которая так и называется: Шьем пальто. "Не сезон", - скажете вы? Во-первых, все мы знаем русскую пословицу: Готовь сени летом, а телегу - зимой. А во-вторых, пальто бывают и летними. Но об этом - в следующий раз.

Фото. Так мы шьем пальто. Автор работы - ирешка
Фото. Так мы шьем пальто. Автор работы - ирешка на страницу →

Фото. Мужское пальто. Ткань - драп, на подкладке стеганый синтепон. Автор работы - Aнаст@сия
Фото. Мужское пальто. Ткань - драп, на подкладке стеганый синтепон. Автор работы - Aнаст@сия на страницу →
Фото. Пальто с утеплителем, полуприлегающего силуэта, с подкройным бочком. Автор работы - Сара Коннор
Фото. Пальто с утеплителем, полуприлегающего силуэта, с подкройным бочком. Автор работы - Сара Коннор


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания