История обычных вещей: Пасхальные открытки в России
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: Пасхальные открытки в России

История обычных вещей: Пасхальные открытки в России

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Пасхальная открытка. Деревянный шпон. Автор работы - basl
Фото. Пасхальная открытка. Деревянный шпон. Автор работы - basl на страницу →

Сегодня весь православный мир отмечает Вербное воскресенье. До Светлой Пасхи осталась одна неделя. И среди приятных предпраздничных хлопот не исчезает одна - готовить в эти дни нарядные открытки, чтобы поздравить родных и близких. И не удивительно, что в России открытки на Пасху рисовали самые известные и самые любимые народом русские художники.


Помните (см. История обычных вещей: Пасхальные открытки, как все начиналось), что долгое время в России была парадоксальная ситуация: обычай дарить на Пасху открытки прижился, а вот православных открыток попросту не было. Во-первых, потому что дол 1894 года выпуск открыток был исключительно государственной монополией, во-вторых, не было ни типографий, ни художников, готовых рисовать открытки. В стран привозили поздравительные карточки изданные в Германии, Австрии, Швеции.

Фото. Пасхальная открытка. Конец XIX в.
Фото. Пасхальная открытка. Конец XIX в.

Историки несколько расходятся во мнении, какой год считать годом рождения русской пасхальной открытки. Но одна дата известна точно. С 1894 года право на их распространение получали частные лица, эту дату можно считать рождением "поздравишки" как оригинального художественного жанра. Печатали их различные издательства, в том числе редакции газет и журналов и фотоателье, а сюжеты для открыток рисовали известные художники: Л. Бакст, Г. Нарбут, В. Щуко, И. Билибин, Е. Бем, Ф. Беренштам, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа и др. Как правило, они даже подписывали свои произведения, как картины. В создании открыток принимали участие и царские особы. Так Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, которая неплохо рисовала, лично делала рисунки к открыткам. Обычно это были открытки с видами городов, позднее появились и поздравления с Пасхой, Рождеством и Днем ангела. А первые пасхальные открытки были выпущены к Пасхе 1898 г. типографией Общины Красного креста святой Евгении - самого крупного в этой области издательства. Попечительницей "Общины святой Евгении" была принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1928), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Фото. Открытка "Пахарь". По акварели Н.Н.Каразина. Изд. Общ. Св. Евгении. 1898 год
Фото. Открытка "Пахарь". По акварели  Н.Н.Каразина. Изд. Общ. Св. Евгении. 1898 год

Это был настоящий издательский проект. По акварелям художника Н. Н. Каразина были хромолитографированы четыре открытки: "Пахарь", "У часовни", "Тройка летом", "Весна". Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. И на следующий год издательство увеличило тиражи. Появились новые открытки - "Ласточки, летящие над водой" и "Возвращение на тройке от заутрени с куличами и пасхой" этого же художника. Кстати, средства, полученные от реализации этих открыток, шли на содержание общины и оказание медицинской помощи пациентам, больницы и амбулатории, находящиеся в её ведении.

Фото. И.Я. Билибин, пасхальная открытка.
Фото. И.Я. Билибин, пасхальная открытка.
Фото. "Пасхальный дед", И.Я. Билибин, 1902.
Фото. "Пасхальный дед",  И.Я. Билибин, 1902.

Несколько пасхальных открыток по заказу Общины Св. Евгении создал художник Иван Яковлевич Билибин, в своем особом "билибинском" стиле. В одной из московских коллекций хранится пробный контурный оттиск его открытки "Пасхальный дед" с авторской раскраской, отличающийся от изданной впоследствии открытки. Да, большинство открыток того времени издавались методом литографии.

Фото. Открыта "Приготовление к Пасхе". М.М. Гермашев. Изд. Ленц и Рудольф, Рига
Фото. Открыта "Приготовление к Пасхе". М.М. Гермашев. Изд. Ленц и Рудольф, Рига

В начале XX века невероятно популярным у российской публики разного сословия был художник Михаил Маркианович Гермашев (Бубело). Он писал жанровые картины, иллюстрировал детские книжки, а также активно сотрудничал с издателями, которые часто изображали на своих открытках репродукции его картин. Причем, некоторые картины были специально нарисованы для открыток, в них художник усиливал цвета, приближая изображения к народному лубку. В 1904-14 гг. художник тесно сотрудничал с рижским издательством художественных открыток "Ленц и Рудольф", именно там были выпущены его пасхальные открытки.

Фото. Пасхальная открытка по рисунку Б.А. Зворыкина, 1900 г.
Фото. Пасхальная открытка по рисунку Б.А. Зворыкина, 1900 г.
Фото. Пасхальная открытка по рисунку Б.А. Зворыкина.
Фото. Пасхальная открытка по рисунку Б.А. Зворыкина.

Еще один признанный мастер открыточных миниатюр - Борис Васильевич Зворыкин (1872—1942), русский художник, график-орнаменталист. С 1898 г. Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для лучших российских издательств — И. Н. Кнебеля, А. И. Мамонтова, И. Д. Сытина - в Москве, А. А. Левинсона и А. Ф. Маркса - в Петербурге. Это были сборники русских сказок, пословиц и поговорок, книги на православную тематику, путеводители и пр. Он часто привлекался для выполнения заказов Императорского двора - например, он, как бы сейчас сказали, разрабатывал дизайн меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 гг. художник участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность императора. Искусствоведы признают его одним из создателей "русского стиля" - направления в живописи и графике, сформировавшегося на традициях русского народного творчества. И вот такой выдающийся художник еще и рисовал пасхальные и рождественские открытки!

Фото. "Христос Воскресе!", К.Д.Свищевский. Община Св.Евгении
Россия, 1912. Бумага, хромолитография. Из коллекции В. Б. Лебедева
Фото. "Христос Воскресе!",  К.Д.Свищевский. Община Св.Евгении Россия, 1912. Бумага, хромолитография. Из коллекции В. Б. Лебедева

Свищевский Константин Дмитриевич также был известным живописцем того времени. Он учился в Императорской академии художеств. Одна из его картин была отмечена премией Общества имени А.И.Куинджи. Работы К.Д.Свищевского были приобретены императрицей Марией Фёдоровной и великой княгиней Ольгой Александровной. Закончить обучение в академии Свищевскому не удалось, 6 апреля 1911 года он скончался. Из его картин немногие дошли до наших дней. Хорошо сохранились только почтовые открытки.

Фото. "Катание яиц". Транковский А.И. (2-я пол. ХIХ ст. - нач. XX ст.).
Фото. "Катание яиц". Транковский А.И. (2-я пол. ХIХ ст. - нач. XX ст.).

Очень популярным художником тех времен, писавшим картины на исторические и народные темы был Алексей Иванович Транковский. Многие его живописные работы печатались в различных журналах и как иллюстрации к книгам. Но больше он прославился как автор российских дореволюционных почтовых открыток.

Фото. "Пасхальная игра в кучки". Ф.В.Сычков, 1904-1914 гг. Пасхальная открытка изд. Ришара (СПб).
Фото. "Пасхальная  игра в кучки". Ф.В.Сычков, 1904-1914 гг. Пасхальная открытка изд. Ришара (СПб).

Еще один признанный мастер пасхальной открытки - Федот Васильевич Сычков (1870 – 1958). Это пример того, как открытки увековечили творчество гениального и самобытного русского художника, популярного при жизни, но потом незаслуженно забытого (он эмигрировал после революции и многие его полотна не попали в "новые" картинные галереи). Известная его серия открыток, посвященная пасхальным забавам. Например игра в кучки, когда надо было угадать, в какой кучке спрятано крашеное яйцо.

Фото. "В будни поработаем - в Праздник погуляем!" Пасхальная открытка по акварели Е.М. Бём.
Фото. "В будни поработаем - в Праздник погуляем!" Пасхальная открытка по акварели Е.М. Бём.

Очень популярны были пасхальные открытки художницы Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914), ученицы выдающегося русского художника Ивана Крамского. Она создала более трехсот акварелей с изображением сценок из жизни детей деревни. А еще художница часто сопровождала изображение поучительными фразами из известных русских пословиц и поговорок. Это и делает ее открытки особенно узнаваемыми.

Фото. "Весна идет полна чудес - Христос Воскрес: Христос Воскрес!" Пасхальная открытка по акварели Е.М. Бём.
Фото. "Весна идет полна чудес - Христос Воскрес: Христос Воскрес!" Пасхальная открытка по акварели Е.М. Бём.

Василий Константинович Эшкичевич (1877-...) - незаслуженно забытый русский художник. Его картины известны только по нескольким почтовым открыткам, дошедшим до наших дней. Вообще, имена многих авторов первых пасхальных открыток остались неизвестными.

Фото. "Христос Воскресе!" Эшкичевич В. К.Изд. Ришара (СПб).
Фото. "Христос Воскресе!" Эшкичевич В. К.Изд. Ришара (СПб).

В короткий промежуток 1914–1917 годов сюжет пасхальных открыток меняется, так повлияли исторические события этого времени - Первая мировая война и Февральская революция. На открытках изображались воины на полях сражений; солдаты, возвратившиеся с фронта; раненые бойцы на больничных койках в госпиталях; сёстры Красного Креста, в том числе императрица Александра Федоровна и Великие княжны; сёстры милосердия и детишки, собирающие гостинцы в действующую армию. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.

Фото. "Царь Николай II поздравляет солдата с Пасхой. Христос Воскресе!" Пасхальная открытка, неизвестный автор.
Фото. "Царь Николай II поздравляет солдата с Пасхой. Христос Воскресе!" Пасхальная открытка, неизвестный автор.
Фото. Пасхальная открытка времен I Мировой войны).
Фото. Пасхальная открытка времен I Мировой войны).

Последние пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918–1919 годах. В 1918 году во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей пасхальных открыток. И вот парадокс - несколько лет пасхальные открытки продавались открыто параллельно с активной атеистической борьбой. Но последняя, увы, победила.

В эти годы пасхальные традиции и пасхальные открытки бережно сохраняли русские эмигранты. В 1920-х годах за границей печаталось большое число эмигрантских открыток с художественными репродукциями, были среди них и пасхальные.

Ну а возрождение пасхальных открыток произошло в 1989 году, когда в СССР вновь были выпущены пасхальные открытки. Как правило это были репринты дореволюционных изданий. Но позже и современные художники обратились к этой теме. И сейчас подобрать пасхальную открытку на свой вкус не составляет труда.

Фото. Открытка "С праздником Пасхи!" Н. Коробова. 1991 год
Фото. Открытка "С праздником Пасхи!" Н. Коробова. 1991 год

Кстати!
Сегодня вербное воскресенье. До Светлой Пасхи осталась одна неделя. И среди приятных предпраздничных хлопот не исчезает одна - готовить в эти дни нарядные открытки, чтобы поздравить родных и близких. Так делали наши прабабушки, так делаем мы. И в этом еще одно волшебство этого праздника.

Фото. Пасхальная открытка. Вышивка крестом. Автор работы - Totocha
Фото. Пасхальная открытка. Вышивка крестом. Автор работы - Totocha на страницу →
Фото. Мое пасхальное украшение. Машинная вышивка. Автор работы - Aljonochka
Фото. Мое пасхальное украшение.  Машинная вышивка. Автор работы - Aljonochka на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания