История обычных вещей: Пасхальные открытки
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: Пасхальные открытки

История обычных вещей: Пасхальные открытки, как все начиналось

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Пасхальная открытка. Вышивка крестом. Автор работы - Tigra2010
Фото. Пасхальная открытка. Вышивка крестом. Автор работы - Tigra2010 на страницу →

В России до революции существовала милая и добрая традиция - на Пасху обмениваться поздравительными открытками. Многие из них сохранились и по сей день и до сих пор радуют нас добрыми и незатейливыми сюжетами, дарят светлое настроение и являются символом праздника Пасхи. И, конечно, имеют свою историю!

Считается, что открытка, или как ее иначе называли - "открытое письмо", появилась примерно во второй половине XVIII века во Франции. Одно из первых документальных упоминаний относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом. Они пересылаются открытыми для всякого". Выпускать гравюры небольшого размера, неоформленные в рамы, придумал гравер Демезон, но его открытки до нас не дошли. Сохранись другие - придуманные французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена (кстати, он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные).

Дальними предками открыток считаются так называемые лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии и так и назывались - немецкие или "фряжские" потешные листы. Это были гравюры на бумаге, раскрашенные от руки, которые были очень дешевы, простой люд - крестьяне и ремесленники - украшал такими дом. Но украшать - одно, а посылать по почте - другое.

Фото. Пасхальная открытка. Германия. Конец XIX века. .
Фото. Пасхальная открытка. Германия. Конец XIX века. .

Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня "валентинки".

Фото. Почтовая карточка для внутренней корреспонденции. Россия, 1878 год.
Фото. Почтовая карточка для внутренней корреспонденции. Россия, 1878 год.

Но такие карточки вкладывали в конверты вместе с письмами. А вот собственно "открытка", т.е. " открытое письмо" появилось в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через пару лет возникли еще два подобных проекта. Один - от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку", второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть.

Фото. Пасхальная открытка, Германия. Дата отправления 28 апреля 1898 года.
Фото. Пасхальная открытка, Германия. Дата отправления 28 апреля 1898 года.

В чем же причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии? Все упиралось в деньги. Плата за письмо была на самом деле платой за конфиденциальность. Сообщения на почтовых карточках оплачивались по более низкому тарифу, как за бандероли.
Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, почтовые работники не хотели терять деньги.

В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене (тогда это была Австро-Венгрия) Эммануил Герман сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке": бумажной карточке небольшого размера с напечатанной прямо на ней маркой достоинством в два крейцера (это было дешевле, чем за пересылку письма). Также он предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Идея была принята, однако без лимита текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1 октября 1869 года была выпущена первая "корреспондентская карточка" - знакомая нам всем почтовая открытка.

Фото. Первая иллюстрированная российская почтовая открытка с видами Москвы.
Фото. Первая иллюстрированная российская почтовая открытка с видами Москвы.

Сначала многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки начали свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.

Люди не только писали на открытках послания, кто-то пытался дополнять их вензелями или самодельными картинками. Идею тут же подхватили издатели! Так появились иллюстрированные открытки - яркие, красивые, но доступные по цене. В конце XIX - начале XX века появилось даже новое понятие - "артистическая карточка". Очень скоро открытка удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года, причем, сперва они были неиллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка (единых тарифов на пересылку писем по стране не существовало), здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает".

Открытки с напечатанной маркой появились позже. Так в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. Но монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Фото. Пасхальные открытки,производимые для России в Германии.
Фото. Пасхальные открытки,производимые для России в Германии.
Фото. Пасхальные открытки,производимые для России в Германии.
Фото. Пасхальные открытки,производимые для России в Германии.

Понятно, что для поздравлений с Пасхой такие послания мало годились, и как только 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления", в страну хлынули открытки из Европы, в основном из Германии. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и надписями на немецком. Позже немецкие художники начали попытались рисовать открытки и на православную тематику. В том виде, как они это понимали. Даже для наших современников, привыкших к авангарду к искусстве, эти открытки кажутся странными. Молодцы в европейских костюмах, целующие друг друга взасос (так европейцы понимали христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение), девицы, с птичьими клювами вместо лиц, громадные разноцветные яйца, гигантские пасхи..

Фото. "Весна". Первая пасхальная открытка с акварелью Н.Н. Каразина, 1898 год.
Фото. "Весна". Первая пасхальная открытка с акварелью Н.Н. Каразина, 1898 год.

А вот первыми иллюстрированными открытками в России считаются фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".

Первые оригинальные русские пасхальные открытки была изданы в типографии Московской православной общины Святой Евгении - самого крупного в этой области издательства - специально к Пасхе 1898 года. Это были четыре акварели на весенние сюжеты известного русского писателя и художника Н. Н. Каразина. Как говорится, почувствуйте разницу! Но об этом - уже в следующий раз.

Кстати!
Вы уже подготовили пасхальные открытки? Самое время начать! И не забудьте поделиться ими на Осинке. Светлый праздник Пасхи - праздник общий. Из таких вот теплячков и складывается праздничное настроение в этот день.

Фото. Пасхальная открытка. Автор работы - Kwitoslawa
Фото. Пасхальная открытка. Автор работы - Kwitoslawa на страницу →
Фото. Вышивка крестом. Автор работы - Kwitoslawa
Фото. Вышивка крестом. Автор работы - Kwitoslawa на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания