История рукоделий: волшебное сфумато
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История рукоделий: волшебное сфумато

История рукоделий: волшебное сфумато

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Котенок. Автор работы - Skarapey
Фото. Котенок.   Автор работы - Skarapey на страницу →

Красивое итальянское слово "сфумато" - знакомо немногим. Но его точно знают представители двух профессий - художники и ... мастерицы машинной вышивки. Откуда же оно пришло с наш язык и что означает? А это значит - на Осинке очередная рукодельная (а еще и живописная ) история!

"Сфумато" (sfumato) в переводе с итальянского буквально обозначает — "затушёванный", "исчезающий как дым»". Этот термин в живописи и рисунке обозначает особую технику передачи полутонов, позволяющую добиваться смягчения очертаний фигур и предметов, чтобы передать окутывающий их воздух. Это достигается нанесением тончайших, полупрозрачных слоев, минимально различающихся по цвету, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют нужные фрагменты полотна. Это и позволяет создать ощущение дымки, тумана. Также приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра (резкое изображение), окруженное более размытыми контурами. Это позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на картине. Прием широко использовался в картинах во времена итальянского Возрождения.

Фото. Леонардо да Винчи (1452 — 1519). "Мона Лиза" (1503—1505/1506).
Фото. Леонардо да Винчи (1452 — 1519). "Мона Лиза" (1503—1505/1506).

Родоначальником техники сфумато считается Леонардо да Винчи, однако современные историки уверены, что он обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона.

Появление сфумато в живописи привело к революции в живописи. Естественно, сразу возникло несколько его вариаций. Например, великий Микеланджело создал свой вариант многослойной манеры письма – канджианте. Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, прием основан на цветовом контрасте. Так художник придавал изображению глубину и перспективу.

Фото. Микеланджело Буонарроти "Мадонна Дони", (ок. 1507).
Фото. Микеланджело Буонарроти "Мадонна Дони", (ок. 1507).

И вот тут от истории немного перейдем к географии. Дело в том, что на другом конце планеты аналогичная техника передачи пространства и перспективы при помощи нанесения полупрозначных слоев появилась за полтора века до великого Леонардо. Речь - о традиционной китайской живописной технике гунби (工笔 - gōngbǐ). Это слово  дословно переводится с китайского языка как "тщательная или прилежная кисть".

Живописная работа, выполненная в этом стиле, легко узнаваема: изображение сделано с предельной тщательностью прорисовки: усики мотыльков, шерстка животного, нежный румянец щек красавиц или тончайшие цветовые нюансы бутонов цветов, все это должно быть виртуозно отражено. Вторая важная особенность - многослойность изображения. Каждый объект может насчитывать от 5 до 30 слоев. И не важно, что это - лепесток лотоса или шерстинка на спинке котенка. Улавливаете параллель?

Фото. Цю Ин (ок. 1494 — 1552). "Весеннее утро в Ханьском дворце". Фрагмент. XVI в. Музей императорского дворца, Тайбэй
Фото. Цю Ин (ок. 1494 — 1552). "Весеннее утро в Ханьском дворце". Фрагмент. XVI в.  Музей императорского дворца, Тайбэй

Считается, что этот стиль китайской живописи появился более 2000 лет назад и берет свое начало от техники украшения храмов и усыпальниц. Позже живопись становится более светской - основным заказчиком становится, естественно, император и его двор. Именно стиль гунби  использовался для декорирования интерьеров дворцов, предметов утвари, дорогих безделушек.

Не исключено, что именно такие работы в китайской технике повлияли на творчество Леонардо - флорентийские купцы регулярно торговали с Китаем и привозили оттуда и всевозможные диковины, и новые виды творчества. Например - техника лаковой миниатюры, декупажа и пр. пришли в Европу именно из Китая.

Фото. Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766). Альбом «Цветение вечной весны» (33 х 28 см, шелк).
Фото. Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766). Альбом «Цветение вечной весны» (33 х 28 см, шелк).

Но история иногда делает крутые виражи. И так получилось, что громадный вклад в развитие китайской техники гунби внес... европеец. Звали его Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766), он был итальянский монахом-иезуитом, миссионером, приехавшим в Китай и ставший очень скоро ни кем нибудь, а придворным архитектором и художником трех императоров династии  Цин (Канси, Юнчжэна, Цяньлуна). Именно он внес огромную лепту в трансформацию традиции китайской живописи, обогатив ее европейскими художественными приемами, такими как линейная и воздушная перспективы и светотень.

Являясь художником и архитектором европейской школы, живший после Леонардо и Микеланджело, Кастильоне, несомненно, был знаком с их творчеством. И в его работах сразу угадываются знакомые нам по полотнам этих и других мастеров Возрождения полутона и переходы. Кстати, приемы, разработанные Кастильоне, применяются и современными китайскими художниками. Такой вот союз Востока и Запада!

Фото. Ли Сяомин (李晓明). "Белый пион", 2014.Картина в технике гунби, рисовая бумага, тушь, минеральные краски
Фото. Ли Сяомин (李晓明). "Белый пион", 2014.Картина в технике гунби, рисовая бумага, тушь, минеральные краски

Зато теперь сразу понятно, почему авторы программы машинной вышивки Embird Studio, назвали свое приложение для создания вышитых картин - Sfumato Stitch, или сфумато. Другие название этой техники - фотовышивка, фотостежок. Возможно, оно пришло из названия другой программы PE-Design PhotoStitch. Оба приложения имеют своих поклонников и оба позволяют создавать потрясающие вышитые картины.

Фото. Подушка с вышивкой. Автор работы - tonico
Фото. Подушка с вышивкой.   Автор работы - tonico на страницу →

Техника вышивки многое позаимствовала из живописи - стежки накладываются на канву в несколько слоев, они на первый взгляд хаотичны и похожи на извивающиеся линии, но именно это придаёт картине, как и в живописи, эффект лёгкости и воздушности.

А какие замечательные работы получаются в результате - можете убедиться сами!
Кстати!
Как обычно, все эти прекрасные картины и их авторы "живут" тут же, рядом, на Осинке, в подфоруме Машинная вышивка. Присоединяйтесь!

Фото. Восхитительный пион по дизайну Татьяны-Pteris в технике сфумато. Автор работы - kokteil
Фото. Восхитительный пион по дизайну Татьяны-Pteris в технике сфумато.   Автор работы - kokteil на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания