История обычных вещей: лопапейса
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: лопапейса

История обычных вещей: лопапейса

Фото. Лопапейса "Слива в сливках". Основная пряжа Нежная альпака Троицкая: 60% хлопка, 20 альпака, 20 акрил. Автор работы - innasun
Фото. Лопапейса "Слива в сливках". Основная пряжа Нежная альпака Троицкая: 60% хлопка, 20 альпака, 20 акрил.  Автор работы - innasun на страницу →

На самом деле этот материал стоило назвать чуть иначе - необычная история необычных вещей. Слово "лопапейса" - для нашего языка пока еще непривычное, хотя эта модель вязаного свитера с круглой кокеткой сейчас на пике популярности. Многие считают его традиционной моделью исландской одежды, но это не совсем так. Все намного интереснее!

Слово "лопапейса" - исландское, и в дословном переводе оно означает "свитер (пейса), связанный из лопи". "Лопи" в Исландии называют чесанную шерсть, вытянутую в длинную прядь, которую потом пряли в нить - на веретене или на прялке.

И вот тут мы вспомним географию: Исландия - остров в северной части Атлантического океана. Особенности местного климата — сильные ветра, повышенная влажность и резкие перепады температур. Это привело к возникновению тут особой породы овец - с особой тонкой и длинной шерстью, покрытой тончайшим слоем ланолина, что делало ее, а также все, что из нее вязали, особенно теплым и непромокаемым. Кроме того, она обладала очень хорошей валкостью, из нее получаются и отличный войлок.

Фото. Лопапейса Riddari из Lett Lopi. Автор работы - Исоид
Фото. Лопапейса Riddari из Lett Lopi.  Автор работы - Исоид на страницу →

А теперь - немного генетики. Современные исландские овцы прямые потомки овец, привезенными на остров викингами еще в VIII-XIX веке. Генетически они не менялись более 11 веков, а все благодаря островной изоляции Исландии. Не исключено, что это старейшая и чистейшая порода в мире. Правда, в XX веке делались попытки улучшить местных овец путем скрещивания с современными породами (дело в том, что шерсть исландских овечек оказалась почти не пригодна для промышленного использования), но "свежая кровь" лишила потомство устойчивости к болезням, столь необходимой в местном климате. Поэтому эксперименты быстро прекратили. Сейчас же импортировать в Исландию любых овец просто запрещено. Исландцы оценили, какое богатство представляет их уникальная порода.

Вообще овцы в Исландии, как и во всех северных регионах Европы, ценятся и почитаются, являются неотъемлемой частью культуры и образа жизни. Люди тут живут в ритме, который диктует разведение овец: окот весной, сенокос летом, забой овец осенью и работа с шерстью зимой. Как говорят сами исландцы: "Овцы были необходимы для нашего выживания. В многовековой борьбе за право жить на этом негостеприимном острове, они были нашим самым главным ресурсом, источником пищи и одежды, защитой от сурового климата. Без овец Исландия осталась бы непригодной для жизни".

Фото. Лопапейса для сына. Основной цвет - рассказовская ангора в 2 нитки, кокетка из кауни 8/2 и троицкой полушерсти. Спицы 3 мм, связано сверху. Автор работы - SvetlanaGut
Фото. Лопапейса для сына. Основной цвет - рассказовская ангора в 2 нитки, кокетка из кауни 8/2 и троицкой полушерсти. Спицы 3 мм, связано сверху. Автор работы - SvetlanaGut на страницу →

Естественно, все, что связано с шерстью и вязанием, было основой местной экономики. Исландцы вязали из овечьей шерсти все - от нижнего белья до верхней одежды. Но особенно ценились свитера - они получались теплыми, легкими и непромокаемыми. Первоначально их вязали из скрученной нити, но в 1920-х годах для вязания начали использовать и непряденую лопи. Дело в том, что еще в конце XIX века обработка шерсти в Исландии была механизирована - фермеры сдавали состриженную шерсть на фабрики, там ее мыли и вычесывали, а получившиеся ленты ровницы возвращали обратно фермерам, чтобы они дома скрутили ее в нить. Именно тогда одна исландка, вместо того, чтобы спрясть эту ровницу для вязания, попробовала вязать из лопи. И успешно связала шарф для мужа. Исландка оказалась настырная и о своем эксперименте в 1923 году даже написала в буклете по ручному вязанию. Так метод стал набирать популярность, а в местном языке появилось это красивое слово - лопапейса.

Фото. Гренландия. Местные жительницы в бисерных воротниках.
Фото. Гренландия. Местные жительницы в бисерных воротниках.

А вот за право называться родиной особой, кругловязаной кокетки спорят сразу несколько государств - Норвегия, Исландия, Гренландия и Фарерские острова. Начнем с Гренландии, с тамошних знаменитых "бисерных" воротников. Население этой страны с древнейших времен вязало украшения в форме кокетки из бус. Причем гренландцы делали бусины из самых разных материалов - из кости и камня. Так небольшие граненые бусины выпиливались из позвонков мелкой рыбешки и окрашивались кровью животных. Другие бусины делались из зубов грызунов, тюленей, нарвалов, белых медведей и даже китового уса. А все потому, что согласно местным верованиям любые предметы с дырочками считались символами женского плодородия, и поэтому бусины и изделия из них носили как средство защиты.

Не удивительно, что бисер в Гренландии позднее стал формой твердой валюты: еще VII веке многие китобойные суда приходили в Гренландию, имея на борту... бисер и бусины из Амстердама. Местные жители называли их "стеклянные кораллы" и с удовольствием обменивали на тюленью кожу, ворвань и китовый жир. Занятно, и размеры бисерных воротников сразу стали увеличиваться: если до начала такой регулярной торговли их ширина достигала всего нескольких сантиметром, то к XIX веку они уже полностью покрывали плечи.

Фото. Кадры из к/ф Eskimo (Эскимо), Дания-Норвегия, 1930 г.
Фото. Кадры из к/ф Eskimo (Эскимо), Дания-Норвегия, 1930 г.

Возможно именно эти яркие воротники и вдохновили многие северные народы на использование в одежде ярких многоцветных узоров - свитера с круглыми жаккардовыми кокетками традиционны и для Норвегии, и для Дании, и конечно для Исландии. А популярны они стали в 1930 году, причем благодаря кино. Именно тогда на экраны вышел датско-норвежский фильм "Эскимо" - романтическая история о любви европейца и красавицы-гренландки.

Фото. Свитер "Эскимо" Аннихен Сибберн.
Фото. Свитер "Эскимо" Аннихен Сибберн.

Фильм, как и всякая любовная сказка, был невероятно популярен. Не оставил он равнодушным и норвежку Аннихен Сибберн. В 1929 году она - историк моды и дизайнер - путешествовала по Норвегии и собирала традиционные норвежские узоры (кстати, изданный ею впоследствии сборник популярен не только в Норвегии). Во время просмотра фильма она конечно же обратила внимание на красивый костюм главной героини - так возникла идея перенести узор на свитер. Вскоре в прогрессивном норвежском женском журнале "Urd" появилась ее знаменитая модель - свитер с круглой кокеткой, который она так и назвала: "Эскимо". Аннихен соединила старинный норвежский метод кругового вязания с простым графическим дизайном - получилось очень современно. Она также предложила вязать корпус двумя деталями и соединять вместе во время вывязывания круглой кокетки.

Кстати, этот прием вязания появился раньше. В 1928 году шотландский журнал "The People's Friend" опубликовал популярное вязальное приложение под заголовком "New Fair Isle Design". Там публиковались современные описания для спортивной одежды. И вот в номере 1928 года появилась молодежная туника "Heather" с необычной цветной кокеткой. Корпус вязался снизу по кругу, затем разделялся, и перед со спинкой вязались раздельно, формируя круглую выемку. Затем части снова соединялись и вязалась по кругу цветная кокетка.

Фото. Приложение "New Fair Isle Design", 1928 г. Молодежная туника "Heather".
Фото. Приложение "New Fair Isle Design", 1928 г. Молодежная туника "Heather".

Эта вставка кокетки в готовый корпус, который уже связан, также в дальнейшем заметно повлияла на популярность свитера. Дело в том, что ручное жаккардовое вязание было очень трудоемким и поэтому весьма дорогим. Сама конструкция подсказала выгодное коммерческое решение: корпус начали вязать фабричным способом, а потом вручную довязывать яркую кокетку. Это позволило удешевить изделие и оно сразу начало сове победное шествие по миру.

А теперь снова немного истории. Дело в том, что норвежские узоры при вязании "эскимо" использовались до 1940-х годов, когда шетландские вязальщицы вдруг отказались от них и начали вязать местные мотивы "Звезды и деревья", которые по дизайну явно отличались от норвежских. Причина - на первый взгляд неожиданная - во время Второй мировой войны оккупированная Норвегия стала союзницей Германии, и таким образом шетландские вязальщицы выражали свой протест против фашизма. Но оказалось, что и местные узоры  также удачно  вписывались в дизайн, формируя круглую кокетку.

Фото. Члены датской королевской семьи в национальных гренландских костюмах.
Фото. Члены датской королевской семьи в национальных гренландских костюмах.

А теперь снова о пряже. В Исландии для вязания узоров традиционно использовали естественные цвета лопи - черный, белый, различные оттенки рыжего. Позднее пряжу начали окрашивать природными, а потом и химическими красителями. Но в 1950-х на рынке появились новые виды пряжи, а значит возникла потребность и в новых моделях. И в 1952 году  другая норвежская дизайнер, Unn Soiland Dale, увидела в витрине лондонского магазина фотографию членов датской королевской семьи в национальных гренландских костюмах. Снимок был сделан во время их визита в Гренландию. Дале вдохновилась красотой костюмов, да так, что придумала собственный дизайн свитера, который также назвала "Эскимо", возможно позаимствовав название у Аннихен Сибберн. Когда эту модель увидел редактор журнала "Woman's Own", он предложил  ей составить описание. Так свитера стал основной изюминкой в ее проекте по продвижению норвежской вязаной одежды. Кокетка "Эскимо" постоянно публиковалась в Норвегии, а потом и в Европе в многочисленных буклетах и журналах по вязанию, и позднее была доработана в более ярких цветах.

Фото. Свитер "Эскимо" от Unn Soiland Dale.
Фото. Свитер "Эскимо" от Unn Soiland Dale.

В 1956 году на страницах шведского вязального журнала появилась модель свитера с рисунком вокруг плеч, как большой воротник. Он был выполнен в красно-сине-белом цвете и назывался "исландский свитер".

Идею подхватили ... в Исландии, где в 1950-х годах возникла острая необходимость в развитии народных промыслов, призванных использовать местную шерсть и тем самым поддержать отечественную экономику в ответ на засилье импортных товаров. Местные мастерицы начали вязать из лопи яркие удобные свитеры, которые очень понравились в первую очередь местным жителям: практично, удобно, тепло и, главное, патриотично. А в 1970-х лопапейса вышла на мировой рынок и быстро стала символом Исландии. И сейчас даже сложно поверить, что вещь всего за пару десятилетий, может стать традиционной.

Естественно, она вдохновила и дизайнеров по всему миру - с каждым годом появляются новые схемы вязания кокетки, и все больше мастериц отдают предпочтению этому яркому и удобному свитеру. Естественно, идея получила свое развитие - круглая кокетка используется и для других изделий. Появились даже лопапейсы связанные крючком.

Фото. Лопапейса для дочери. Пряжа Семеновская "Ольга" 50%шерсть, 50% акрил, Автор работы - mhrar
Фото. Лопапейса для дочери. Пряжа Семеновская "Ольга" 50%шерсть, 50% акрил,  Автор работы - mhrar на страницу →

Кстати:

Я думаю, эти прекрасные модели вряд ли оставили кого-то равнодушными. И если пальцы сами собой тянутся к спицам - а ноги уже ведут в магазин пряжи, тогда вам сперва на форум по вязанию! На всех фото модели, связанные нашими осиночками. Продолжайте традицию!

Фото. Простенькая лопапейса из слонимской пряжи. Крючок - 3,5. Автор работы - ARI
Фото. Простенькая лопапейса из слонимской пряжи. Крючок - 3,5. Автор работы - ARI на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания