История обычных вещей: окутав плечи нежной шалью
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
Все картинки темы

| История обычных вещей: окутав плечи нежной шалью

История обычных вещей: окутав плечи нежной шалью

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Харламов А.А. (1840-1925) "Портрет южанки с шалью".
Фото. Харламов А.А. (1840-1925) "Портрет южанки с шалью".

Шаль — квадратный или прямоугольный платок очень большого размера из разнообразных тканей: шерсти, шелка и т.д. Сейчас в это сложно поверить, но в русском быту XIX века одной она была одной из самых важных деталей женского туалета. Умение носить шаль считалось очень важным при воспитании девушек. Помните, как писал Достоевский в "Преступлении и наказании"? "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила". Написано так, словно речь идет о танце с саблями.

Фото. Шаль с ажурными узорами. Автор работы - Веснушка 71
Фото. Шаль с ажурными узорами.  Автор работы - Веснушка 71 на страницу →
Фото. Пряжа бобинная, IGEA art ASTRO. Автор работы - Веснушка 71
Фото. Пряжа бобинная, IGEA art ASTRO.  Автор работы - Веснушка 71 на страницу →

Но такое внимание к шали вполне объяснимо - до XX века шаль была самой простой и самой распространенной .... верхней женской одеждой на межсезонье (в морозы ее сменял тулуп или душегрея). Ведь профессиональные портные шили в основном мужское платье. И даже знатные дамы придумывали себе наряды сами. А шаль или платок не надо было шить. Да и само слово "шаль" (англ. shawl) пришло от персидского "шал", что  означает "тонкая шерстяная ткань". Родиной их считается индийский  Кашмир, издавна славящийся производством ткани изысканной текстуры и цвета, сделанной из тончайшей мягчайшей шерсти тибетских коз. Оттуда же, с востока пришла и традиция прятать женское тело от посторонних глаз под изящнейшей драпировкой.

Те или иные формы драпированной ткани для укрытия имеют многие культуры. Рисунки в пещерах неолита изображают едущих верхом людей, одетых в шали. И названий у шали было много - хитон, тога, таблион, серапе, мантия, мантилья и т.д.

Фото. Франц Ксавье Винтерхальтер "Portrait of Madame Ackerman, the wife of the Chief Finance Minister of King Louis Philippe", 1838.
Фото. Франц Ксавье Винтерхальтер "Portrait of Madame Ackerman, the wife of the Chief Finance Minister of King Louis Philippe", 1838.

В XVIII веке шали попали в Европу: в 1757 году коммерсанты британской Восточно-индийской компании получили контроль над большей частью Индии , и среди товаров оказались и шали из Кашмира. Много шалей попало во Францию после египетских походов Наполеона. В гардеробе Жозефины, супруги императора, их насчитывалось три или четыре сотни. Тонкие платья в греческом стиле, с короткими рукавами и низким декольте, из белого хлопкового муслина  были на вершине моды, и  делали кашемировые шали не только аксессуаром, но почти необходимостью.

Вскоре, с расцветом текстильной промышленности, производство шалей было налажено в Европе, причем некоторые производители стали копировать персидские шедевры. Так Королева Виктория предоставила на фабрику в шотландском городе Пейсли в качестве образцов несколько своих индийских шалей. Знакомое слово? Поскольку  многие удачные копии индийского текстиля с мотивами гранатового дерева были сотканы на этой фабрике, дизайн стал известен как "пейсли", а фабрика стала лучшей и самой знаменитой в производстве шалей.

Фото. Брусилов А.В. "Девушка в узорном платке".
Фото. Брусилов А.В. "Девушка в узорном платке".
Фото. Кустодиев Б.М. "Купчиха с зеркалом", 1918.
Фото. Кустодиев Б.М.  "Купчиха с зеркалом", 1918.

В России шали тоже прижились. Шали русской работы появились уже в начале ХIХ века, поначалу они имитировали кашмирские и турецкие шали. Но оказалось, что дорогая тибетская шерсть вполне может быть заменена на местную: в качестве сырья для производства шалей использовали шерсть сайгаков, коз, в т.ч. знаменитых оренбургских. Русские шали имели одну важную особенность — в отличие от большинства ввозимых, они были двухсторонними, то есть не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.

Фото. Оренбургский платок. Автор работы - Seltsam
Фото. Оренбургский платок.  Автор работы - Seltsam на страницу →

Фото. Палантин в оренбургской технике по дизайну Scheherazade's sky by Yakysheva Anna пряжа меринос итальянский сток. Автор работы - НатТусся
Фото. Палантин в оренбургской технике по дизайну Scheherazade's sky by Yakysheva Anna пряжа меринос итальянский сток.  Автор работы - НатТусся на страницу →

Если для простого народа шали и платки были необходимой одеждой, в более богатых сословиях мода на шали, платки и драпировки была тесно связана с античными и египетскими мотивами, которые привнес на континент сперва ампир, а потом и модерн. Изысканные, с яркими цветами, они красиво оттеняли эту нежные пастельные платья, так характерные для утонченного силуэта ампир.

Фото. Jacques-Louis David (1748—1825) Portrait of Charlotte and Zenaide Bonaparte
Фото. Jacques-Louis David (1748—1825) Portrait of Charlotte and Zenaide Bonaparte
Фото. Andrea Appiani (1754 – 1817) Sitz-portrait Einer Dame Mit Buch
Фото. Andrea Appiani (1754 – 1817) Sitz-portrait Einer Dame Mit Buch

Но шали не только ткали, их начали и вязать, причем и спицами, и крючком. Это было проще и доступнее для всех слоев населения. Не удивительно, что особого развития техника вязания достигала в регионах с холодным климатом - в России, на Урале и в Сибири и в Шотландии, на знаменитых островах Шетланд. И если про оренбургские пуховые платки мы уже писали, рассказ о шетландских - еще впереди.

О содержании мы поговорили, теперь - о форме. Традиционная шаль имела квадратную или прямоугольную форму. Такие было просто и ткать, и вязать. Вязаные шали, к примеру те же шетландские, часто делали еще и круглыми. Круглая форма считалась идеальной: ведь даже квадратные шали сворачивали по диагонали и накидывали на плечи. Так шали получались теплее и можно было регулировать их длину. Круглые шали при таком способе носки имели еще одно преимущество - они получались более широкие и более экономичные в производстве (не было острых углов).

Фото. Небольшой палантин шетландским узором. Пряжа - мохер с акрилом. Автор работы - sitalkina
Фото. Небольшой палантин шетландским узором.  Пряжа - мохер с акрилом. Автор работы - sitalkina на страницу →

Фото. Кашемировая шаль с шетландским народным узором. Автор работы - sitalkina
Фото. Кашемировая шаль с шетландским народным узором.  Автор работы - sitalkina на страницу →

Но в наши дни фантазии мастериц пошли еще дальше - разнообразие шалей поистине восхищает! Причем, меняются и цвета, и формы, и размеры. Появились серповидные, треугольные и даже бесформенные фриформ-шали, шали-накидки, шали шарфы. Став дополнением к традиционной одежде, шаль отчасти утратила свои согревающие функции. Зато она по прежнему остается очень выигрышным компонентом праздничного наряда, поскольку очень удачно сочетается с платьями макси практически в любом стиле. Вернее, не так - к платью любого стиля можно подобрать шаль. И образ от этого только выиграет.

Фото. Шаль "Кленовый лист". Пряжа Кауни 8/2. Автор работы - петруния
Фото. Шаль "Кленовый лист". Пряжа Кауни 8/2. Автор работы - петруния на страницу →

Фото. Шаль-накидка
"Палитра осени моей". Автор работы - Димарина
Фото. Шаль-накидка "Палитра осени моей".  Автор работы - Димарина на страницу →
Фото. связана из турецкой ангоры секционного крашения. Автор работы - Димарина
Фото. связана из турецкой ангоры секционного крашения. Автор работы - Димарина на страницу →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания