История рукоделий: китайское искусство вырезания из бумаги
Автор: Наталия Горюшкина
Часто ли вы покупаете цветную бумагу и ножницы не для ребенка, а для себя? Нам, европейцам, кажется странным, что такие простые предметы нужны не для урока труда в детском саду, а могут стать материалами для создания настоящих произведений искусства. Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации: вырезание узоров из бумаги – "цзяньчжи" – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Он даже был отнесен ЮНЕСКО к числу объектов мирового культурного наследия. И как всякое народное рукоделие - оно имеет долгую историю и является отражением различных пластов традиционной китайской культуры.
То, что традиция вырезания из бумаги появилась в Китае – не удивительно, ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена именно здесь.
Кстати, даже китайские исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению касаемо времени возникновения этого вида искусства. До недавнего времени считалось, что бумага была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время недавних раскопок в Центральном и Западном Китае были найдены образцы бумаги, датируемые более ранним периодом - эпохой правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.). Самые ранние описания фигурок, вырезанных из бумаги, относятся к 386-581 годам н.э., однако сейчас установлено, что сходная техника вырезания узоров и изображений из кожи и фольги (серебряной и золотой) существовала задолго до изобретения бумаги. Вот такое это древнее искусство!
Тем не менее. уже к VI веку в Китае сложилась целая культурная традиция вырезать из бумаги причудливые фигуры и картины, которая так и так и называется "цзяньчжи". По-китайски это слово пишется 剪纸 и состоит из двух иероглифов: 剪 (цзянь) - "резать, вырезать" и 纸 (чжи) - "бумага". По современной классификации, все работы, выполненные в технике цзяньчжи, называются "силуэтом". Это означает, что изображение непременно вырезано из одного цельного листа бумаги, и, взятая за один край, не распадается на части (в отличие от коллажа или аппликации).
К XIII веку искусство цзяньчжи стало очень популярным по всему Китаю, приобрело свою уникальную стилистику, которая сохранилась неизменной до наших дней. "Как долго...", – скажете вы, но в те времена и новости, и привычки распространялись довольно медленно, тем более, в стране, где к традициям относятся с особым почтением и неохотно меняют их на новые.
Первоначально, из-за невероятной дороговизны бумаги, вырезание узоров было прерогативой преимущественно состоятельных людей и знати. Не гнушались им и в императорском дворце. А первыми сюжетами были символы богатства и благополучия, изображения растений и животных, богов и духов, а небольшими бумажными изображениями придворные красавицы украшали свои причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
Часто вырезанные узоры, которые потом использовались в религиозных ритуалах: так в древние времена китайцы часто вырезанные изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах, узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.
Когда бумага стала дешевле (а значит – доступна для большинства населения) искусством цзяньчжи стали заниматься все слои китайского общества. Поменялись и сюжеты - самой популярной темой простых и безыскусственных произведений из бумаги теперь является труд и жизнь простого народа, а ажурные вырезанные фигурки стали все чаще использовать для украшения интерьера и предметов мебели. Так фигурки, вырезанные из бумаги разной плотности и цвета - традиционное украшение китайских ширм. Да и вы сами наверняка встречали в китайских ресторанах украшения, искусно вырезанные из красной бумаги.
Неудивительно, что за такую длительную историю существования и развития в искусстве вырезания из бумаги цзяньчжи сформировалось несколько направлений - "оконные узоры" (или как его еще называют "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие. Самое распространенное – "оконные узоры". И на то есть веская причина – в Китае очень распространена традиция накануне праздника Весны (китайского Нового года) наклеивать на окна бумажные вырезки с пожеланиями счастья и благополучия, символами наступающего года и т.п.
Причем – традиция это очень древняя: обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд уходит корнями в глубокую старину. Как и требования к технике исполнения: "оконные цветы" – даже самые тонкие и ажурные – вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Считается, что именно такое изображение гарантирует его владельцам плавную течение жизнь, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям – неизменный атрибут счастья.
Есть у бумажных силуэтов и другое применение – они стали главным атрибутом китайского театра теней.
Кстати, именно в таком виде искусство цзяньчжи и проникло в Европу. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались "китайскими тенями".
Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.) и к XIII веку он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вырезались из плотной бумаги (позже из кожи), сценой служила прямоугольная деревянная рама, обтянутая белым шелком или тонкой слюдяной бумагой (ее получали, пропитывая обычную бумагу квасцами – получался материал, очень напоминающий современную кальку), за которой двигались бумажные фигурки, закрепленные на тонких бамбуковых палочках, освещенные источником света. Тени проецировались на экран и фигурки оживали. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае.
Цзяньчжи, выполненные настоящими мастерами, настолько тонкие и ажурные, что даже не верится, что это произведение рук человеческих. Но, тем не менее, вырезание из бумаги выполняется только вручную, при помощи особых очень тонких острых ножниц и ножа. Обычно ножницами вырезали внешние контуры рисунка и крупные детали, обычно складывая несколько листков бумаги (до 8 штук) вместе. Дело в том, что для вырезания используется особый сорт бумаги, выполненный из очень тонких нежных волокон. Чтобы хотя бы отдаленно иметь представление о материале, возьмите самую нежную дорогую 3-4-слойную туалетную бумагу и разделите ее на слои – во из таких вот тончайших листков и вырезаются контуры. Представляете, какая это кропотливая работа, требующая невероятной аккуратности и мастерства.
Мелкие детали вырезают специальными острыми ножами: для этого листы бумаги стопкой наклеивают на специальную мягкую подложку, изготовленную из смеси пепла и животного жира и по консистенции напоминающую воск, и тщательно вырезают узор, держа нож в руке вертикально. Так мастер может одновременно выполнить несколько копий изображения.
Кстати, обратили внимание – цзяньчжи на фото выполнены в основном из бумаги красного цвета? Он традиционно считается в Китае символом праздника. Но бывают и цветные изображения – для их выполнения на листы бумаги сначала наносят рисунок особыми минеральными и растительными красками, потом все также складывают их стопками по несколько штук и вырезают изображения. И хотя в этом случае вырезанный узор не всегда точно совпадает с нарисованным, такое расхождение придает работам особый колорит.
И в наши дни вырезанные из бумаги изображения являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае, в первую очередь благодаря своей доступности - чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег.
Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка - это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских. Да и в наши дни это искусство очень высоко ценится, а мастера цзяньчжи входят в ассоциации профессиональных художников, наряду с мастерами живописи.