История рукоделий: канзаши - история в новом воплощении!
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
| История рукоделий: канзаши - история в новом воплощении!

История рукоделий: канзаши - история в новом воплощении!

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Автор работы - Янинк_а.
Фото. Автор работы - Янинк_а .

Канзаши (или в более правильной транскрипции "кандзаси") (яп. 簪) - слово, которое в современном мире имеет два значения. На своей родине оно означает "женское украшение для волос, которое носят с кимоно". В Европе - "технику рукоделия, основанной на складывании особом способом кусочков ткани". И, не трудно догадаться, что второе напрямую произошло от первого. Итак - сегодня мы поговорим об истории канзаши.

Первые японские прически появились в период Дзёмон (от 13 000 до 300 лет до н.э.). Тогда волосы скрепляли тонкими палочками, которые втыкали в прическу. Поскольку никаких других украшений на шее и запястьях японцы не носили, шпильки для волос были единственным способом привнести в облик оригинальность и подчеркнуть богатство и знатность их обладателя или обладательницы. Позднее такие "заколки" начали делать из кости, черепахового панциря, металла, ценных пород дерева и пр.

Фото. Гравюра Цукиока Ёситоси "A young woman from Kansei period playing with her cat" (1888).
Фото. Гравюра Цукиока Ёситоси "A young woman from Kansei period playing with her cat" (1888).

Не удивительно, что такие заколки начали обозначать иероглифом "簪" - "канзаши". Он включает элемент "牙", имеющий значение "клык", внизу иероглифа находится элемент "曰" (изречь, гласить), что означало, как не трудно догадаться, "палочки из кости, которые отражают поступки и статус их носящего". Но постепенно слово приобрело иное значение - "воткнутый в волосы". И так стали называть любые украшения или приспособления, помогающие поддерживать прическу.

А форма канзаши становилась все более и более разнообразной. В период Нара (710—794 гг. н.э.) японцы привезли из Китая разнообразные шпильки и гребни для волос. С той поры знать мужского пола пользовалась шпильками из слоновой кости, простолюдины - из дерева. Женщины носили особой формы раздвоенные на конце шпильки, а также металлические заколки, удерживающие волосы надо лбом (прообразам современный ободков).

Потом одни из них входили в моду, другие, наоборот, выходили, но с тех пор всевозможные гребни, шпильки, заколки стали неизменным атрибутом гардероба любой женщины. Из изготавливали из серебра, олова, латуни и даже платины, богато украшали и инкрустировали.

Фото. Гравюра Утагава Тоёкуни (1786 - 1865).
Фото. Гравюра Утагава Тоёкуни (1786 - 1865).

Наибольшего расцвета искусство канзаши достигло во второй половине периода Эдо (XVIII - начале XIX вв). Появляются различные разновидности канзаши (кандзаси): тама-канзаши - "украшение-шарик", шпилька, украшенная шаром из коралла, нефрита, агата или кости; бира - "развевающиеся канзаши", украшения из серебра в виде птиц или бабочек, украшенное свисающими цепочками; бира-бира - подвески для прически в форме веера со свисающими металлическими полосками (бира-бира особой формы носили принцессы), ёситё - раздвоенные плоские шпильки, изготовленные из черепашьего панциря, замужние женщины носили одну ёситё на виске, гейши - две и более ёситё, но тоже на висках, а а юдзё (проститутки) - множество, и в разных частях прически.

И конечно же цумами-канзаши. Последние представляли собой сложные, многоярусные аппликации и даже гирлянды из цветов, листьев и бабочек. И все это было выполнено из шелка.

Фото. Ободок с цветком из атласа и органзы. Автор работы - natala.
Фото. Ободок с цветком из атласа и органзы. Автор работы - natala .
Фото. Ободок для девочки, украшенный цветочками. Автор работы - Бармалейкина.
Фото. Ободок для девочки, украшенный цветочками. Автор работы - Бармалейкина .

Главное отличие цумами-канзаши от других видов украшений как раз и состоит в сложной и кропотливой технике их изготовления. Для этого шелк нарезали на маленькие лоскутки, которые потом особым образом защипывали специальным пинцетом (как правило из бамбука) в треугольные лепестки, из которых собирали композиции.

Для производства цумами-канзаши обычно использовали натуральный шёлк ручной выделки хабутаэ (яп. 羽二重), привозимый из Китая. Причём мастер окрашивал его в необходимые цвета и оттенки самостоятельно, используя натуральные красители.

Фото. Канзаши-хризантема. Автор работы - Girafa.
Фото. Канзаши-хризантема. Автор работы - Girafa .
Фото. Еще одна хризантема. Заколка-брошь. Автор работы - nairsa.
Фото. Еще одна хризантема. Заколка-брошь. Автор работы - nairsa .

Также широко использовалась техника мидзухики (яп. 水引). Это декоративные узлы и элементы, которые плелись из полос шелковой ткани, а также - из прочных нитей, крепкой тонкой бечевки, полос или даже их спрессованных бумажных шнурков, сделанных из традиционной японской бумаги васи.

Таким образом мастера получали из шелка композиции, в которых без труда можно было узнать разнообразные "живые" цветы - нарциссы, розы, ирисы, хризантемы, ипомеи, гвоздики, цветки сакуры или персика, осенние листья и сосновые иглы... И обязательно - бабочки и стрекозы.

Фото. Канзаши-бабочки. Автор работы - Juli-Ja.
Фото. Канзаши-бабочки. Автор работы - Juli-Ja .
Фото. Милые заколочки. Автор работы - tsunaami.
Фото. Милые заколочки. Автор работы - tsunaami .

Из-за того, что из таких вот "лепесточков" чаще всего делают цветы, цумами-кандзаси также называют хана-кандзаси (яп. 花簪) или "цветочные кандзаси". Часто такие украшения изготовляли сами майко. Но постепенно появлялись и профессиональные мастерские, в которых и по сей день японки могут заказать цумами-канзаши для своих дочерей. Ведь помимо учениц гейш, эти украшения надевают все девочки 3 и пяти лет на праздник Сити-го-сан, а также молодые девушки на мероприятия, где предполагается явиться в кимоно.

Фото. Сирень и роза в технике канзаши. Автор работы - Demirel.
Фото. Сирень и роза в технике канзаши. Автор работы - Demirel .

Но если для девочек канзаши - это просто украшения, то для учениц гейш это по прежнему статусная вещь. Так начинающие майко носят украшения с многочисленными ниспадающими гирляндами, которые свешиваются прямо на лицо

Кроме того цумами-кандзаси у майко всегда приурочены к времени года, причем к каждому из 28 сезонов традиционного японского календаря соответствует определённый цвет и определенный цветок.

Фото. Цветочками-канзаши украшена сумочка.
Автор работы - Ольжичка.
Фото. Цветочками-канзаши украшена сумочка. Автор работы - Ольжичка .
Фото. Подушка в технике канзаши.
Автор работы - artemrm.
Фото. Подушка в технике канзаши. Автор работы - artemrm .

Так в марте принято носить украшения желтого цвета, а основные символы этого месяца - нарциссы, цветы персика, пионы и бабочки. Символ июня - плакучая ива (она же и символ самих гейш), поэтому июньские украшения обычно зеленого цвета, имитирующие ветви ивы, обычно их украшают цветами гвоздики и гортензии. А вот сентябрьские цумами-кандзаси обычно выполняют в виде алых и белых хризантем - символа разгара осени.

Фото. Канзаши могут украшать и серьги. Автор работы - Атласные цветы.
Фото. Канзаши могут украшать и серьги. Автор работы - Атласные цветы .
Фото. Цветочками-канзаши украшены прихваты для штор. Автор работы - Женя Плюстина.
Фото. Цветочками-канзаши украшены прихваты для штор. Автор работы - Женя Плюстина .

Не удивительно, что такое необычное искусство приобрело популярность и в других частях цвета. Конечно, европейцы не так внимательны к деталям и символам - они оценили скорее тонкость и изящество техники, позволяющей превратить простые лоскуты шелка или атласные ленты в необычайной красоты цветочные композиции.

Постепенно из причесок канзаши стали элементами декора одежды, бижутерии, всевозможных аксессуаров, дизайна интерьера. Из используют для украшения трикотажа и детской одежды, сумочек и косметичек, прихватов для штор и декоративных подушек, шкатулок, рамок и фотоальбомов. Шелковыми цветочками украшают колье и сережки, подвески для мобильных телефонов и браслеты.

Фото. Снежинка-канзаши украшает новогоднюю рамочку.
Автор работы - Titanka.
Фото. Снежинка-канзаши украшает новогоднюю рамочку. Автор работы - Titanka .
Фото. А это - снежинка на елочку.
Автор работы - Gelka.
Фото. А это - снежинка на елочку. Автор работы - Gelka .

Да и формы канзаши из традиционных цветов и бабочек стали куда более разнообразными - тут и короны, и снежинки, и герои мультяшек, и целые скульптуры, собранные из разноцветных шелковых лепестков.

Давайте просто полюбуемся всей этой шелковой красотой и по достоинству оценим мастерство их авторов.

Фото. Корона на новогодний утренник. Автор работы - aleshik.
Фото. Корона на новогодний утренник. Автор работы - aleshik .
Фото. Канзаши сочетается и с другими техниками. Автор работы - Dom_Helen.
Фото. Канзаши сочетается и с другими техниками. Автор работы - Dom_Helen .


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания