История рукоделий: сибори - батик по-японски!
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
| История рукоделий: сибори - батик по-японски!

История рукоделий: сибори - батик по-японски!


Автор:
Наталия Горюшкина

Фото. Гравюра Цукиока Йошитоши (1839-1892).
Фото. Гравюра Цукиока Йошитоши (1839-1892).

Как мы уже знаем, узелковый батик считается одним из самых древних способов окрашивания тканей. Возникнув, предположительно в Южно-Восточной Азии, за свою тысячелетнюю историю он прижился во многих странах, и в каждой даже приобрел свое название. Это и plangi (собирание и завязывание) в Малазии и Индонезии, и tritik (стежка и стягивание) в Африке, и bandhana (узелковый батик) в Индии, и многие другие. Но одно название, японское, стало наиболее популярным. И не случайно - ведь именно японские мастера возвели эту технику окрашивания тканей в ранг искусства. Итак - сегодня речь пойдет о шибори!

Фото. Платок "Шёлковая магия" в технике итаджими сибори. Автор работы - Я-Luchik.
Фото. Платок "Шёлковая магия" в технике итаджими сибори. Автор работы - Я-Luchik .

А между тем слово "шибори" (как и всем известное "суши") - слово неправильное. Корректнее говорить "сибори". Оно происходит от японского 絞り染め (сибори-дзомэ) - "окрашивание связыванием". И как все названия техник в батике, очень точно отражает описываемый процесс. Ведь это метод нанесения рисунка на ткань с помощью завязывания, заматывания, обматывания, прошивания, складывания, или сжатия с использованием нитей, веревок, шнуров, досок, бамбуковых ковриков для суши, камней и камушков, стеблей бамбука, веток, палок, чаш и пр. Воистину, японцы очень изобретательны!

В Японии способ "рисования" на ткани с помощью защиты отдельных участков появился как минимум в VIII веке. Пришел он туда из Индии и Китая. Немного позже вошел в обиход даже специальный термин "санкэчи" ( 三纈 ), который приблизительно можно перевести как "три способа украшения ткани". Так в одном термине аккуратные японцы собрали все известные на тот момент технологии получения узора на полотно:

  • "Рокэчи" ( 蝋纈) - "восковое окрашивание". Аналог современного горячего батика.
  • "Кёкэчи" ( 夾纈) - "окрашивание складыванием", когда краска на ткань наносится по трафарету.
  • "Кокэчи" (纐纈) - самый древний, который и стал прообразом сибори. В это методе участки полотна, которые должны были остаться незакрашенными, защищались завязыванием-заматыванием нитками.

Вероятно, в те времена такие ткани использовались преимущественно простолюдинами. Знать предпочитала более дорогие материалы, декорированные при помощи сложной многоцветной вышивки гладью. Но к XIV веку технология окраски усовершенствовалась настолько, что мастера научились получать при помощи узелков очень сложные рисунки, сопоставимые по тонкости с вытканными или вышитыми, но при этом требующие меньше времени на изготовление. Так появился метод "тсуджигахана" ( 辻が花). На сегодняшний день не известно ни кто изобрел этот способ, ни когда точно он возник, ни происхождение названия. Однако к XV веку это был один из основных способов украшения тканей, особенно тканей для косодэ (то, что мы обычно называем "кимоно") - главной детали одежды самурайской знати.

Фото. Косодэ, XVI - XVII вв. Сочетание каноко и цветной вышивки.
Фото. Косодэ, XVI - XVII вв.  Сочетание каноко и цветной вышивки.

Ткань в этой технике окрашивалась довольно просто: участки полотна защищали от краски листьями или обертками молодых побегов бамбука, в результате получались равномерные, регулярно чередующиеся неокрашенные фрагменты, а потом ткань расписывали красками в свободной технике.

Иногда "тсуджигахана" сочеталась с техникой "каноко" (мелких точечных узелков россыпью) или "хитта каноко" (орнаменты и узоры из таких узелков). Такие полотна часто дополнительно украшалась вышивкой.

Техника "каноко" достигла своей популярности в XVII веке. К этому времени мастера научились покрывать узором, похожим на рыбью чешую, большие участки ткани, складывать в узоры, сочетать с другими техниками окрашивания. Именно тогда и родился термин "сибори-зомэ" (絞り染め) - "узелковое окрашивание", заменив устаревший "кокэчи". И как раз тогда в этой технике стала украшать свои одежды и знать. Традиционным японским нарядом того времени стало косодэ, раскрашенное в технике сибори.

Фото. Фрагменты полотна XVI века.
Фото. Фрагменты полотна XVI века.
Фото. ...открашенного в техниках "тсуджигахана" и "каноко".
Фото. ...открашенного в техниках "тсуджигахана" и "каноко".

А потом сибори было запрещено... Дело в том, что в древней Японии многие вещи могли использоваться лишь представителями самурайского сословия, для остальных они были под строжайшим запретом. И в 1683 году под такой вот запрет попали наряды, окрашенные в технике "каноко-сибори". Правда предприимчивых японских торговцев и производителей косодэ это не остановило - они быстро придумали новую технологию окраски тканей, вариант древней "кёкэчи" - окрашивание по трафарету. Но теперь при помощи трафарета на ткань наносили ... узор, имитирующий каноко!

Фото. Утагава Тоёкуни (1786 - 1865). Девушка в юкате.
Фото. Утагава Тоёкуни (1786 - 1865). Девушка в юкате.

Постепенно мастера оценили удобство, а главное, производительность нового метода - и к XVIII веку он значительно потеснил сибори в парадной японской одежде (многие техники, например "тсуджигахана" при этом были утрачены навсегда) . На дошедших до нас образцах тканей того периода каноко встречается крайне редко, но даже там оно выполнено при помощи трафарета.

При этом другие техники сибори продолжали появляться и развиваться. Но поскольку они были не такими "изящными" как каноко, их использовали чаще всего для окраски декоративных тканей или тканей для нижнего белья типа нагаджюбанов (нижнее кимоно) и юкат (легкий халатик для купания, позже стал летней одеждой). При этом в каждом регионе Японии популярным становился свой метод сибори.

Неожиданный всплеск популярности сибори наступил после Второй Мировой войны: послевоенное восстановление экономики возродило в обществе интерес и к традиционным искусствам, в том числе и к традиционным способам окраски тканей. Были не только восстановлены казалось бы полностью забытые техники, вроде "тсуджигахана", но и придуманы новые - все они стали широко использоваться при создании национального костюма.

Фото. Хитта сибори (каноко) - узор получается из комбинаций мелких узелков.
Фото. Хитта сибори  (каноко) - узор получается из комбинаций мелких узелков.
Фото. А ткань, подготовленная к окрашиванию выглядит вот так.
Фото. А ткань, подготовленная к окрашиванию выглядит вот так.

В настоящее время насчитывается около сотни разных способов сибори-зомэ - разных по технике исполнения, используемым материалам, способам нанесения краски... Так в технике араси сибори (Arashi Shibori) ткань обворачивается вокруг палки, ствола бамбука или другого цилиндрического предмета, и, одновременно, скручивается, узоры на ней располагаются по диагонали.

Кумо сибари (Kumo Shibori) предполагает скручивание и обвязывание нитями или веревками неокрашенной части ткани вокруг круглого предмета – камня или гальки. После окраски получается округлая конструкция, напоминающая паука.

В технике хирануиcимэ сибори (Hira Nuishime Shibori) также используют прочные шелковые нити. Ими прошивают ткань стежками разной формы и длины. Потом нити стягивают (для этого даже используются специальные станки), в результате получаются "гармошки" разной формы. После окрашивания собранные на нитку участки остаются непрокрашенными, создавая причудливые узоры.

Фото. Араси сибори. Видны спиральные узоры от намотки ткани на бамбуковый стебель..
Фото. Араси сибори. Видны спиральные узоры от намотки ткани на бамбуковый стебель..
Фото. Хирануиcимэ сибори. Каждая линия на узоре когда-то была прямой строчкой.
Фото. Хирануиcимэ сибори. Каждая линия на узоре когда-то была прямой строчкой.

Для получения итаджими сибори создаются специальные формы. чаще из дерева. Ткань складывают гармошкой и помещают между двумя деревянными брусками такой формы (или другими плоскими предметами), и связывают в нескольких местах веревкой. В зависимости от способа складывания ткани и расположения стяжек узор бесконечно варьируется. Например для кикка сибори (Kikka Shibori) ткань складывают в остроугольные треугольники, которые затем зажимают между досками. Получаются симпатичные цветочки!

Фото. Итаджими сибори. Чем аккуратнее гармошка, тем симметричнее будет узор. А цветные полосы получаются, если ткань не погружают в емкость с краской, а окрашивают кистью.
Фото. Итаджими сибори. Чем аккуратнее гармошка, тем симметричнее будет узор. А цветные полосы получаются, если ткань не погружают в емкость с краской, а окрашивают кистью.
Фото. Кикка сибори. Симпатичные "ромашки" на полотне нравятся многим! Сочетая этот метод с другими, можно получить многоцветные рисунки.
Фото. Кикка сибори. Симпатичные "ромашки" на полотне нравятся многим! Сочетая этот метод с другими, можно получить многоцветные рисунки.

Все, кто заинтересовался cибори, могут изучить его подробно, посетив Музей Cибори в г. Киото - Kyoto Shibori Museum. Там не только представлены образцы изделий, окрашенных в этой технике, но и собраны наиболее популярные методики окрашивания и даже проводятся мастер-классы для всех желающих.

Ну а те, кто пока находится далеко от Японии, могут попробовать освоить это древнее искусство самостоятельно. Ведь для этого необходимы лишь краски для ткани, прочные нити и, конечно же, фантазия.

Фото. Платок в технике хонэусомб сибори ("медовые соты"), батист . Автор работы - Tiamat.
Фото. Платок  в технике хонэусомб сибори ("медовые соты"), батист . Автор работы - Tiamat .
Фото. Ариси сибори в современном исполнении, крепдешин. Автор работы - si_irina.
Фото. Ариси сибори в современном исполнении, крепдешин. Автор работы - si_irina .


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания