История рукоделий: пасхальные яйца. Часть 1
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
| История рукоделий: пасхальные яйца. Часть 1

История рукоделий: пасхальные яйца. Часть 1

Фото. "Пасхальный стол" Маковский А.В.",1915-1916.
Фото. "Пасхальный стол" Маковский А.В.",1915-1916.

Автор: Наталия Горюшкина

Близится Светлый праздник Пасхи - и во многих домах уже появились самые известные ее атрибуты: пасхальные яйца. А ведь традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства и далеко от России - археологи обнаружили окрашенные яйца еще в захоронениях древних шумеров и египтян. И не удивительно, ведь яйцо во многих культурах является традиционным символом жизни, плодородия и возрождения.

Хотя христианская церковь официально признала этот обычай лишь в начале XVII века: по одним версиям у христиан пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень (т.к. по форме оно напоминает камни, которыми в древности заваливали гробницы) по другим - пасхальные яйца, окрашенные в красный цвет - это напоминание о крови распятого Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу.

Фото. Горюшкин-Сорокопудов "Канун Пасхи в старину".
Фото. Горюшкин-Сорокопудов "Канун Пасхи в старину".

В Страстную субботу пасхальные яйца вместе с куличом и пасхой освящали в церкви, ставили на праздничный стол (от этого он выглядел особенно ярко), использовали в играх и забавах.

Так на Пасху было принято обмениваться яичками и христосоваться (целоваться). Была даже поговорка "Поцелуй в уста в честь Воскресения Христа!", причем отказывать в поцелуе было нельзя!

Дети играли в специальную игру - "катание пасхальных яиц": их скатывали со специального желоба, соревнуясь - чье яйцо укатится дальше (или заденет яйца соперников). Иногда на "пути следования" яиц раскладывали всевозможные призы - игрушки или сладости, их тоже можно было выиграть.

Фото. Борис Кустодиев "Пасхальный обряд (Христосование)." 1916 г.
Фото. Борис Кустодиев "Пасхальный обряд (Христосование)." 1916 г.

Пасхальные яички хранили до следующей Пасхи, считалось, что оно обладает чудодейственной силой: люди верили, что пасхальное яйцо способно потушить пожар, исцелить от недуга, девушки катали пасхальное яичко по лицу, чтобы щеки были румяными и красивыми. Не удивительно, поэтому, что обычай красить яйца на Пасху стал популярным у славянских народов, а в XVIII - XIX веках достиг такого распространения что стал полноправным видом народного творчества.

Первоначально пасхальные яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали) с добавлением сока свеклы. Позже стали использовать и другие цвета – желтый (такая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая); зеленый (использовали сушеный клевер или петрушку, молодые побеги крапивы, озимой ржи); светло-коричневый - (отвар луковой шелухи различной насыщенности). Черную окраску получали, отваривая яйца в настое коры дуба или ольхи или вымачивая в настое ржавого железа, смешанного с соком квашенной капусты и небольшим количеством уксуса (насколько позволяют предположить мои познания в химии - в результате этих хитрых манипуляций получается раствор сходный по составу с тем, который используют при производстве масли ). В фиолетовый и красно-фиолетовый цвет яйца открашивали, отваривая с лепестками мальвы или комнатной герани. Такие яйца называли "крашенками". Они были очень распространены в крестьянской и купеческой среде. Чтобы придать яйцам узор или мраморный оттенок, хозяйки шли на хитрость: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и только потом варили. Получались красивые "мраморные" яйца, с полосами или контурами листьев.

Народная фантазия не стояла на месте - постепенно сложились традиции нанесения на скорлупу пасхальных яиц красочных узоров. Причем, использовались для этого самые разные технологии.

Фото. Русские пасхальные открытки начала XX века.
Фото. Русские пасхальные открытки начала XX века.
Фото. Русские пасхальные открытки начала XX века.
Фото. Русские пасхальные открытки начала XX века.

Например для "драпанки" брались яйца со скорлупой коричневого оттенка - она прочнее, чем у белых, сперва их варили, затем - красили в какой-нибудь цвет потемнее. А дальше начиналось волшебство - на скорлупе процарапывали узоры острыми предметами, получая ажурный рисунок. Во многих странах восточной Европы этот обычай трансформировался в традицию ажурной резьбы по скорлупе. Для этого яйца сперва "выдували" - удаляли содержимое через небольшое отверстие, затем острыми инструментами прорезали причудливый узор из отверстий.

Другое название "крапанки" — произошло от украинского слова "крапать", то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красили одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, наносили на него капли горячего воска, создавая с из помощью орнамент. Когда воск остывал - яйца клали в раствор другого цвета. После второго окрашивания яйца высушивали и опускали в горячую воду - воск таял, обнажая пятна первоначального цвета.

Но особую популярность при обрели "писанки" — это искусно расписанные пасхальные яйца.

Фото. Н. А. Кошелев "Дети, катающие пасхальные яйца", 1855.
Фото. Н. А. Кошелев "Дети, катающие пасхальные яйца", 1855.

Традиция изготовления писанок была особенно сильна в западных районах Украины. Тамошние мастерицы и в наши дни хранят древние традиции и узоры, их писанки напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Причем в каждом историческом регионе были свои особенности.

Писанки были предназначены исключительно для дарения - на счастье, на здоровье, на рождение детей... Смысл подарку придавала сама символика нанесенного на них рисунка.

Самыми распространенными, конечно же, были символы, изображающие солнце. Культ солнца был самым главным в жизни славян: Даждь-бог (бог солнца) - один из главных богов в языческом пантеоне. Самым древним символом солнца был трехлучевой знак. Вместе со свастикой считался символом движения солнца и вечного продолжения жизни. Солнце также изображалось и символами с четырьмя лучами, олицетворявшими жизненную силу и возрождение в природе. Поэтому такую писанку дарили на счастье.

Фото. Автор работы - Ksusha_14.
Фото. Автор работы - Ksusha_14 .
Фото. Автор работы - ИриИса.
Фото. Автор работы - ИриИса .

Как и писанку с изображением звезда, или как ее еще называли "ружи". Ружа - это тоже символ солнца как наиболее яркой звезды, они могли быть полными, простыми, половинчастыми и т. п.

Крест, символизировавший представление наших предков о пространстве, был символом огня. Считалось, что он отгонял беду и предвещал счастье. Обычный крест означал сутки, а свастика – год.

В Западном Подолье и Полесье был более распространенным символ богини-Берегини, покровительницы всего живого, хранительницы домашнего очага, защитницы от напастей и повелительницы человеческих судеб. А вот изображение дерева сулило процветание рода.

Фото. Писанка-древо.Автор работы - Elegante.
Фото. Писанка-древо.Автор работы - Elegante .
Фото. Писанка-Берегиня. Автор работы - Elegante.
Фото. Писанка-Берегиня. Автор работы - Elegante .
Фото. Писанка-меандр, символ бесконечности. Автор работы - Elegante.
Фото. Писанка-меандр, символ бесконечности. Автор работы - Elegante .

Символы были не только божественными, но и бытовыми, т.к. наши предки были преимущественно земледельцами. Главным образом это были символы плодородия и урожайности. Знаки в виде треугольников с гребешками или в виде "грабелек" обозначали тучи и дождь. Крапчатый рисунок символизировал зерно, большой урожай, волнистые линии олицетворяли воду.

Символами здоровья и долголетия считались солнце, роза, рыба, олень, символами любви - зозуля (кукушка), ель, цветок (он же считался и символом продолжения рода), символом силы был дуб, в качестве оберега изображали петуха.

С приходом христианской веры писанки обогатились новыми символами, на них появились "церковцы", "колокольни", стилизованные веточки вербы, а треугольники олицетворяли Божественную Троицу.

Фото. Писанка на вербное воскресенье. Автор работы - Elegante.
Фото. Писанка на вербное воскресенье. Автор работы - Elegante .

Помимо рисунка, в каждой области писанки имели свой характерный цвет. Так в Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.

Причем, сперва яйцо окуналось в самую светлую желтую краску - "яблоньку", и держалось в ней строго определенное время. А поскольку часы в те времена были мало у кого, для отсчета времени использовалась молитва "Отче наш". Выдержав яйцо в течение трех "отченашей" в одной краске, мастерица наносила расплавленным воском узор, который на готовой писанке должен остаться желтым. Делалось это при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке и заполненной воском. Если воск в трубочке застывал - ее подогревали в пламени свечи.

Потом писанку погружали в следующую, чуть более темную краску, например, красную или зеленую. Затем, снова наносили восковой узор... Воск, как вы наверное догадались, не давал краске проникнуть в скорлупу, и защищенное им место оставалось неокрашенным. Иногда воском расписывали белое яйцо, тогда на готовой писанке оставались белые узоры.

Фото. Писанка на мужскую силу. Автор работы - tametiger.
Фото. Писанка на мужскую силу. Автор работы - tametiger .

Последней краской всегда была черная. А потом начиналось волшебство - мастерица подносила черное-пречерное яйцо к пламени свечи (или опускала в горячую воду), воск плавился и из черного цвета в пламени, словно сказочная жар-птица, рождалось яркое чудо писанки!

Современные мастерицы не забыли древних традиций и технологий, но и и придумали свои. Для росписи писанок сейчас все чаще используются химические красители, темперные или акриловые краски, и узор на них получается более ажурным и ярким. Но он по прежнему содержит древние мистические символы, а значит писанка не теряет своей силы.

Фото. Писанки-цыганские дороги. Автор работы - Mitya Shishkin.
Фото. Писанки-цыганские дороги. Автор работы - Mitya Shishkin .
Фото. Писанка-сорококлинка, оберег для дома. Автор работы - Галка Черная.
Фото. Писанка-сорококлинка, оберег для дома. Автор работы - Галка Черная .

Продолжение следует...


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания