История рукоделий: фриволите
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
| История рукоделий: фриволите

История рукоделий: фриволите

Фото. Мотив фриволите. Автор работы - sudarikova-nika.
Фото. Мотив фриволите. Автор работы - sudarikova-nika .

Автор: Наталия Горюшкина

У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он очевиден, иногда - сложен и неоднозначен, а порой даже совершенно теряется на просторах истории человечества. Не помогают даже названия, ведь частенько один и тот же вид рукоделия в разных странах называется по-разному. И самый яркий пример - фриволите. Вот уж поистине - сколько народов, столько и названий, что уже подразумевает довольно запутанную историю.

История фриволите и правда особенно запутанная. Сейчас большинство историков склоняются к версии "восточного" происхождения данного кружева. Ведь челнок был изобретен именно народами Востока и получил название "манук".

В Европе челночное кружевоплетение впервые появилось в Испании вместе с маврами, где его называли "okko", то есть "глазок", поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. Похоже назвали это кружево и итальянцы - "occhi", по-итальянски тоже означает "глаза".

Фото. Колье - воротничок "Карамель". Автор работы - фантазерка-Ой-ля-ля.
Фото. Колье - воротничок "Карамель". Автор работы - фантазерка-Ой-ля-ля .

В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) - челночное плетение или челночное кружево.

В Англии - tatting (тетин от "tat" - плести кружево) - плетеное кружево. Считается, что англичане позаимствовали это вид рукоделий из своих колоний на Востоке.

Во Франции его именуют знакомым нам всем словом фриволите. Кстати, происхождение французского слова двояко. С одной стороны: "frivole" - "пустой" можно отнести к структуре кружева - неплотное, с большими, незаполненными дырочками. Другое значение этого слова - "легкомысленный". Это вполне могло относиться как к легкомысленности любой отделки платья, так и к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, т.к. было простым по исполнению, не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести за работой легкомысленные беседы.

Фото. "Girl Tatting", Пьер Огюст Ренуар, 1906.
Фото. "Girl Tatting", Пьер Огюст Ренуар, 1906.

Именно из Франции этот вид рукоделий пришел и в Россию, вместе с названием - "фриволите". Первые упоминания об этой технике в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. До этого в нашей стране челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. А все кружева по дошедшим до нас источникам, были выполнены или иглой по сетке, или на коклюшках.

Технологически фриволите - это разновидность узелкового кружева, выполняемого при помощи челнока, в корпусе которого размещается шпулька с нитью. Т.е. челнок - это инструмент и для удержания, и для подачи рабочей нити (подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева).

Фото. Воротничок. Фриволите. Автор работы - Angelina Jolie.
Фото. Воротничок. Фриволите. Автор работы - Angelina Jolie .

Первоначально челноки были достаточно большими и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их делали из металла, а порой даже - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром.

Высокая популярность фриволите вполне объяснима: кружева всегда были предметом роскоши и пользовались большим спросом. Каждому хотелось бы их иметь, но классическое кружево было дорогим и потому для большинства людей недоступным. Изобретательные рукодельницы нашли способы создания относительно недорогого кружева, и при этом выполняемого быстрее, чем известные на тот момент традиционные кружева. Одним из таких способов и было фриволите.

Фото. Зонтик от солнца, Англия, 1850 г. .
Фото. Зонтик от солнца, Англия, 1850 г. .
Фото. На увеличенном фрагменте видно, что он выполнен в технике фриволите из колец и пико.
Фото. На увеличенном фрагменте видно, что он выполнен в технике фриволите из колец и пико.

Первые изделия фриволите состояли только из колец, позднее появились и пико (петельки из нити между двумя узлами). Мастерицы выполняли цепочку из нескольких близко расположенных колечек, затем их располагали в нужном порядке и аккуратно сшивались вместе в мотивы. Когда дело доходило до соединения мотивов, то через 2 пико пропускалась нить и завязывалась узлом, а ее концы затем обрезались. Вот так просто!

Такое древнее фриволите, использующее только кольца и пико, сейчас нам может показаться примитивным. Тем не менее, первые мастерицы ухитрялись выполнять в этой технике большие и сложные изделия, например накидки, покрывала, зонтики, добиваясь красивого ажурного эффекта за счет искусного комбинирования колечек и петелек.

Довольно часто в элементы фриволите добавлялось и игольное кружево. Это стало возможно после во второй половине XIX века года, когда появились тонкие и прочные мерсеризованные нитки из льна. При помощи игольного кружева изделиям придавали круглую, овальную или прямоугольную форму.

Фото. Колье. Фриволите. Автор работы - Душечка 74.
Фото. Колье. Фриволите. Автор работы - Душечка 74 .

В те годы в Англии издается большое количество книг по истории фриволите со схемами изделий и подробными описаниями. По ним вполне можно проследить историю этого вида рукоделия. Так в издании 1851 года "Tatting Made Easy" подробно описывается техника соединения пико за счет протаскивая челнока сквозь вытянутую через пико петлю. После этого пико больше не связывают!

В книге Mlle Riego "The Royal Tatting Book", изданной в 1864 года приведена схема окантовки салфетки с использованием дуги, выполненной двумя челноками, совсем как делаем это мы сейчас. Так появились основные элементы фриволите, позволяющие создавать прекрасные узоры, поражающие своей четкостью линий, ажурностью и воздушностью.

Фото. Мерное кружево в технике фриволите. Автор работы - Shustrik.
Фото. Мерное кружево в технике фриволите. Автор работы - Shustrik .
Фото. Комплект: колье и серьги. Фриволите. Автор работы - avalentinav.
Фото. Комплект: колье и серьги. Фриволите. Автор работы - avalentinav .

В технике фриволите выполняли покрывала. накидки, салфетки, портьеры и занавеси, мерное кружево, использующееся для отделки одежды, воротники, манжеты, жабо, мотивами фриволите украшали салфетки, мебельные чехлы, отделывали юбки, фартуки, чепцы. В работе мастерицы часто использовали тонкую золотую и серебряную нити.

В Россию фриволите пришло в XIX веке. Поначалу наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. В 1900 году в Санкт-Петербурге была издана книга "Курс женских рукоделий", с описанием европейской техники фриволите, по которой это искусство освоили многие мастерицы.

После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано "барской затеей". Особенно не повезло фриволите - ведь оно считалось еще и западным, империалистическим рукоделием ( в отличие, к примеру, от Вологодского кружева, считавшегося народным промыслом). И о фриволите забыли почти на полвека.

В конце XX века фриволите начало возрождаться в нашей стране. И, как и в случае с макраме, возрождение началось с Прибалтики В1960-е годы эстонские мастерицы не только воссоздали кружево фриволите, но и разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Она заметно отличалась от отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши прабабушки, изучавшие фриволите до революции.

Фото. Оконная декорация "Зимние грезы". Автор работы - просто Марина.
Фото. Оконная декорация "Зимние грезы". Автор работы - просто Марина .

В 1970-е годы фриволите стало популярным в Москве, а вскоре и в Ленинграде: открываются курсы фриволите в клубах и в школах, женские журналы публикуют схемы изделий, издаются книги.

Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. А книги А.Г. Вечерской по плетению кружева фриволите позволили многим освоить и искренне полюбить это вид рукоделий.

Сегодня искусство фриволите переживает новый виток развития и вызывает особый интерес у тех, кто любит творить красоту своими руками! В чем причина такой популярности? Мне кажется в его необычайное простоте - фриволите не требует замысловатого оборудования, им достаточно легко овладеть в любом возрасте, а то, что узор складывается всего из нескольких простых элементов, оставляет огромные простор для творчества и самовыражения.

Фото. Елочная игрушка, декорированная в технике фриволите. Автор работы - monedido.
Фото. Елочная игрушка, декорированная в технике фриволите. Автор работы - monedido .
Фото. Сумочка-ридикюль. Фриволите. Автор работы - Rakovska.
Фото. Сумочка-ридикюль. Фриволите. Автор работы - Rakovska .
Фото. Колье в технике фриволите. Автор работы - Elmiria.
Фото. Колье в технике фриволите. Автор работы - Elmiria .


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания