Бурятский традиционный костюм, о Бурятии и бурятах.
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Этника

Здравствуйте, дорогие осиночки!
Амар сайн, хундэтэ айлшад! Будьте здоровы, дорогие гости! Сайн байна!
Эта тема создана для того, чтобы рассказать не только о бурятском костюме, но и о традициях бурятского народа. Хочу побольше рассказать о своем народе, чтобы развеять некоторые мифы о нас, сложившиеся из-за отсутствия информации.
Я приглашаю в соавторы всех желающих. Всех, кто может дополнить мои неполные знания, прошу рассказывать здесь. Если найдутся профессионалы в вопросе бурятского костюма, буду рада.
на фотохостинг →

Искусница, спасибо! Для меня очень ценны и внимание к моей теме и похвалы. Заглядывай! 😘 💋 💟

Буквально на бегу выкладываю ролик, на который наткнулась сегодня.
Мне понравилось, как они снимают эту программу о конкурсе "Краса Бурятии". Три взгляда, три разных оценки: модельная карьера, фотомодель и "народный" стёб. Прикольно.
Вообще, мне, девочки, нравится культурный уровень масс-медиа (который, хочется верить, отражает таковой уровень у населения) Бурятии. Чувствуется интеллектуальная составляющая... 😃 Это очень ощущается , когда ты можешь сравнивать культуры того или иного региона, и, когда подолгу не живешь в Бурятии.
http://youtu.be/uzTal0WT2I4

Вот девчонки у нас такие.

Первое место в номинации "Традиционный костюм". Автор - Баира Аюрова.
http://youtu.be/7Eh7Jva54PE
Из описания к ролику:

Первое место в номинации «Традиционный костюм»
Автор: Баира Аюрова (Иркутск)
Fashion designer: Baira Ayurova (Irkutsk)
Фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО «Содружество» впервые стартовал в мае 2009 года и сразу покорил своим зрелищно-замысловатым этническим обликом не только иркутскую публику, но и зарубежных гостей, с 2011 года фестиваль-конкурс обрел статус Международного. Организаторы конкурса -- Министерство культуры и архивов Иркутской области, ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным

Динулик

Аюна, в детстве, в 70-е годы, помню, в Бурятии видела из конского волоса огромную картину на всю стену в каком-то общественном здании. Размеры и мастерство и меня, совсем ребенка, впечатлили. Интересно, есть ли сейчас такие картины? (детская память может изменить, вроде это было в аэропорту?)

Динулик, ты говоришь о работе художницы Аллы Цыбиковой

В национальном аэропорту гобелен из конского волоса «Водопад», есть комната, где стены расписаны художницей на тему детских сказок «Панорама сказок».


на фотохостинг →

Прожила Алла Цыбикова не очень долгую жизнь щедро и искренне. Материнская нежность и человеческая любовь, мудрость и беззащитность –вот содержание ее картин, будь то портрет, натюрморт или пейзаж.

Работала в станковой живописи, в области театрально-декорационного, монументального, декоративно-прикладного искусства.

В живописи Аллы Цыбиковой органично соединились традиции западноевропейской и русской живописи и самобытность восточной – бурятской и тибетской культуры.

Интуитивное – а затем и осознанное – понимание значимости и своеобразия бурятской культуры, постижение ее особенностей, мифов, преданий воплотились в ее живописных работах, гобеленах, занавесе для театра «Ульгэр», фреске «На земле Гэсэра» в Бурятском академическом театре драмы. Гобелен - триптих «Облачный край. Легенда. Первый снег» украшает читальный зал Центра чтения юношества имени Д.Батожабая Республиканской детско-юношеской библиотеки, в Национальной библиотеке гобелен «Игра на флейте». В национальном аэропорту гобелен из конского волоса «Водопад», есть комната, где стены расписаны художницей на тему детских сказок «Панорама сказок».

Художница участвовала в многочисленных всероссийских, всесоюзных и республиканских выставках. При жизни состоялось 5 персональных выставок: в Иркутском художественном музее, в Бурятском Научном центре Улан-Удэ, три выставки в США. В феврале 1999года состоялась посмертная персональная выставка в Бурятии.

Произведения Аллы Цыбиковой находятся в Бурятском художественном музее им.Сампилова, в Музее истории г.Улан-Удэ, в Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева, в Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва), в Государственном музее народов Востока (Москва), в Музее Академии художеств(Москва), в Читинском художественном музее, в многочисленных отечественных и зарубежных частных коллекциях.

на фотохостинг →
это, правда, не гобелен а панно в БурДраме "Земля Гэсэра" ("Гэсэр" - народный эпос бурят)

Вернемся к подиуму "ЭТНО" 2011

Под занавес номинации гости фестиваля стали свидетелями замечательного подарка от московского гостя – зрителям был представлен показ коллекции Александра Арзе, и на 5 минут мы перенеслись на столичные подиумы, увидели коллекцию высокого уровня, невероятно стильную и сексуальную, но при этом наполненную уважением к традиционному этническому костюму.

ролик, если не отображается, нажмите ссылку.
http://youtu.be/pYwQ_4M2I5A
Это гость фестиваля.

Вот вам еще этнические мотивы Ольги Астоевой
http://youtu.be/yfKuv2l0ZgU
Из описания:

Автор коллекции: Ольга Астоева (Осинский район, Иркутской области)
Fashion designer: Olge Astoeva
Фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО «Содружество» впервые стартовал в мае 2009 года и сразу покорил своим зрелищно-замысловатым этническим обликом не только иркутскую публику, но и зарубежных гостей, с 2011 года фестиваль-конкурс обрел статус Международного. Организаторы конкурса -- Министерство культуры и архивов Иркутской области, ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям.

Источник Irkfashion пишет:

В этой номинации больше всего мне запомнились коллекции «Вечный родник» Ольги Астоевой (Осинский р-он), в которой были все элементы традиционного костюма: мех, шелка, вышивка золотом и оригинальные кожаные мягкие сапоги

Вот как лаконично можно использовать бурятские мотивы в современной одежде
http://youtu.be/gpya8QtUcv0
Автор Анна Малакшинова

| Бурятский мужской халат - дэгэл, тэрлиг

Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва -зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг.
Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5-6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленых овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех.

Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы - хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.
на фотохостинг →
Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк азаа магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей - вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка магнал. Тогда использовали дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок.
на фотохостинг →
Мужские и женские дэгэлы имеют две полы - верхнюю (урда хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой.

Одежду из тканей шили способом хушэжэ - "иглой вперед". Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.
Нитки были нескольких видов. Войлочные ковры-шэрдэг прошивали конопляной ниткой-ултэнэг, обувь и зимние шубы шили нитками из сухожилий, которые свивали вручную; матерчатую одежду шили привозными нитками. Из шелковых ниток (hэнжэ утаhан) делали пышные кисти к головным уборам (залаа), ими окаймляли одежду. Как у мужского, так и у женского халата расположение застежки было одинаковым: у левого борта и лифа на правом плече.
К началу XIX века такие пояса уже не делали. В конце XIX - начале XX вв. использовались шелковые и полушелковые фабричные пояса, которые покупали у китайских торговцев в Маймачене, а с конца XIX в. такие пояса стали привозить и продавать их на ярмарках в Иркутске Верхнеудинске и других местах русские купцы.
Самым дорогим, редким и поэтому престижным считался кушак из китайского шелка - "янжан" с радужным орнаментом. Второе место отводилось шелковому, ручной работы поясу "дурдам", затем тканому шелковому поясу - утаhан. Бедняки носили простые тканые пояса "хазаан". Носили пояса, обертывая вокруг талии спереди назад, закладывая концы с боков.
на фотохостинг →
Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.
Пояс, который носили дети поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов. Жизнь детей у бурят с самого рождения была обставлена предохранительными мерами в виде магических церемоний, обрядов с целью сохранения их жизни, здоровья.
Наборные пояса носили в Иркутской области, баргузинские, тункинские и агинские буряты. Описанию поясов, украшенных орнаментами, посвящены работы Л.Р. Павлинской, Р.Д. Бадмаевой, А.А. Бадмаева, И.И. Соктоевой, до наших дней дошли единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях.
на фотохостинг →
У бурят, как и других монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин, как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.
У кочевников бытуют пословицы: "Муушье haa, эрэ, мохоошье haa, хутага" ("Хоть плохой, но мужчина, хоть тупой, но нож"); "Бэhэтэй хуниие ургеед ябабалшни, тулга болохо, дараад ябабалшни, дарамта болохо" ("Если будешь поднимать, поддерживать мужчину - он будет тебе опорой, если будешь его давить - станет тебе обузой").
Немаловажную роль играл пояс в бурятских обрядах. Пояс для бурята был не только знаком его чести и достоинства, но порой становился выражением отношений. Старинный обычай обмена поясами (бэhэ андалдаха) совершался как акт установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса выступают как символы закрепления дружеских, побратимских и родственных отношений. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение".
С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают его высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.

Нож и огниво (хутага, хэтэ) - чаще всего они встречаются в паре-обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.
Первичная утилитарная функция ножа - как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами -дополнилась со временем новой функцией - декоративной: нож стал предметом украшения костюма.
"По всей видимости, нож и огниво заняли место колчана и налучника, покрытых железными посеребренными пластинками, когда-то составлявшими главную принадлежность мужчины-охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей".
на фотохостинг →
У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим. Бытует поверье: если кто хотел сделать плохо владельцу ножа, навести на него порчу, то его ножом резал оскверненное мясо (бузартай мяха).
на фотохостинг →
Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, типа кошелька, размером 4-5x7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Об огне как символе жизни, тепла, очищения и возрождения написано в разделе "Орнаменты". Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

Еще цитата:

В бурятской культуре отношение к ножу было очень серьезным – запрещалось небрежно обращаться с ножом, перешагивать, без серьёзного повода направлять на людей, тыкать остриём в огонь.

Клинок бурятского ножа прямой, узкий и длинный, лезвие закругляется у самого острия. Такой нож удобен для забоя скота. Сталь не слишком твёрдая, чтобы нож легко было заточить о любой подвернувшийся камень. Заточка для лучших режущих свойств нередко выполнялась под несимметричными углами.
Ножны представляют собой футляр с широким устьем, удерживающим нож зажиманием рукояти. Рукоять и ножны изготавливались из дерева (обычно берёзы), реже рога. Материал старались подбирать тёмных тонов для контраста с металлической инкрустацией – на вершине рукояти и ножны отделывались накладками из серебра или мельхиора, украшенными чеканкой. В узорах преобладали буддийские мотивы – драконы, львы, бутоны лотоса либо национальный орнамент.
Бурятский нож носился заткнутым за кушак, при этом дополнительно крепился к поясу особой пряжкой-подвеской, соединённой с ножнами цепочкой из массивных панцирных звеньев. Такой необычный способ крепления предотвращал утерю. Также в гостях кочевник в знак мирных намерений вынимал нож из-за пояса и оставлял свисать на цепочке – висящий на уровне колен нож было трудно внезапно выхватить. Пряжка-подвеска, крепившаяся на поясе кожаной петлёй, также обильно украшалась узорами, играя декоративную роль, хотя иногда могла служить амулетом-оберегом.

В советские времена бурятские ножи были способны сойти за холодное оружие, и их изготовление пострадало. Но появились энтузиасты, которые сохранили каноны ножевого дела кочевников и возродили секреты древних кузнецов. Бурятские ножи изготавливают в студии "Бата" Бато Мэрдыгеева. Реплики бурятских ножей изготавливают Булат Жамбалов и мастерская «Байкал-Арт» Алексея Кушнарева.

Современные ножи – это, скорее всего, произведения искусства, немного отступающие от канонов. Например, современные реплики украшают костяной резьбой или позолотой, хотя в исторических оригиналах такого не было. При этом ножи не являются декоративными поделками и вполне функциональны.

| Женская традиционная бурятская одежда

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА (халат, безрукавка) строго соответствовала возрасту женщин и менялась с переходом из одного возраста в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, нарядные - из шелка в полоску.
на фотохостинг →
В 14-15 лет менялись прическа и покрой девичьего платья. Оно становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
на фотохостинг →
Женский свадебный наряд дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.
Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.
на фотохостинг →
Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка, как дополнение костюма, сохранялась.

Ой, Аюна, сколько вкусного материала, эх, горящий заказ мешает всё внимательно изучить, но я доберусь! Продолжай, пожалуйста! 😘

Из газеты Информ Полис:

Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры. Раньше изготовлением одежды занимались как женщины, так и мужчины. При этом женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности

Одежда девушек в комплексе с прической и украшениями отличалась от одежды замужних женщин и зависела от возраста и общественного положения. В свое время одежда до замужества сохраняла покрой мужской одежды. В последние десятилетия девичьи дэгэлы стали отрезными по талии, рукава при этом сохранили прежний покров. При шитье одежды для девушек используются те же ткани, что и в женском костюме.

на фотохостинг →

Дэгэл из шелка, запах направо, отрезной по талии, в сборку по линии талии, пояс «солонго» - из разноцветных полос.
Грудь дэгэла – энгэр (в разных районах имеет свой крой, свою цветовую символику), отделывается нашивкой – хушэлтэ (полосы из бархата и парчи).
Воротник заха – стойка, петли нашиваются поверх ткани, пуговицы могут быть искусно сплетены особыми узлами. Часто используются серебряные, латунные, медные. Благодаря своей особой форме, отделке пуговицы являются одной из красивых деталей костюма.
Цельнокроеные рукава (хамсы) заканчиваются манжетом в форме копыта – туруу. В зимних вариантах отделывается мехом, в летних – бархатом, окантованы парчой.
Головной убор – хасабшатай малгай, конической формы, оторочен бархатом или мехом. К верху пришиваются шелковые кисти из красных крученых нитей – залаа.
Обувь – гутал.

Расход ткани:
Шелк: 4,5 м (ширина – 0,75 м)
Бархат: 0,5 м (ширина – 1,5 м)
Парча: 0,1 - 0,2 м (ширина – 0,75 м)
Подкладочный шелк или х/б ткань: 2 - 2,5 м (ширина – 1,5 м)
4 застежки

Стоимость ткани:
Шелк: 200 - 250 руб./м.п.
Бархат: 300 - 500 руб./м.п.
Парча: 300 - 350 руб./м.п.
Подкладочный шелк: 50 руб./м.п.

Стоимость пошива:
Дэгэл - 2500 руб.
Головной убор - 600 - 800 руб.

Вот вам уже практические сведения.
Итого, пошив дэгэла и шапочки обойдется в 4280 - 4835 рублей.

Здравствуйте, поздравляю с открытием темы. Не найдется ли у вас крупных изображений этнических орнаментов и узоров, а также традиционная цветовая гамма костюма? К сожалению на видео практически невозможно рассмотреть что-то. И есть ли деление на мужские и женсткие узоры?

Спасибо, Надия!
Обязательно отвечу на ваш вопрос.
Как видите, буряты шили свою одежду из привозных тканей - китайского шелка, парчи с готовым орнаментом.
Ткани могут различаться по половому признаку. Например, мужские вещи шили, преимущественно из ткани синего цвета, иногда коричневого или черного.
Про орнаменты врать не буду.

Здравствуйте,Аюна!!!!! очень интересная темка. Я уже и без приглашения прочитала "от корки до корки" 😃 , очень познавательно было, особенно меня заинтересовали обычай, легенды- мифы - очень схожи с казахскими, точнее с тюркскими,прослеживается какая-то родственность. 😃 На этот монумент - подарок для Астаны всё поглядывала, но ни за что не догадалась бы , что это Томирис )))) Спасибо за интересности )))))

Из учебника "Костюм народов Зарубежной Азии". Автор: Данилова О.Н., редактор: Александрова Л.И.

Характеристика монгольской одежды связана с изучением одежды монгольских народов, типов и инвариантов, происхождения, межэтнических связей, отражения в одежде традиционного и современного образа жизни. Монгольская поговорка «Одежда – бог, тело – дьявол» исходит из благородного нравоучения, что одежда, ее украшения должны быть к лицу и подобраны со вкусом.

Декоративно-прикладное искусство монголов, бурят, калмыков, казахов, киргизов, башкир, каракалпаков, якутов, алтайцев, тувинцев, хакасов и других, в прошлом кочевых народов, призвано украшать жизнь и быт такими изделиями и одеждой, которые приспособлены к жизни в седле, предназначены для закрепления за поясом, на конской сбруе, на головном уборе, на шее, груди, запястье руки, на спине и т.д.
Орнаментальное искусство не является самостоятельной областью, считается неотъемлемой деталью всех основных видов народного изобразительного искусства, служит элементом отделки и украшения, содержит глубокий символический смысл. Например, монголы на дверях или других предметах домашнего обихода рисуют орнамент ульзий – чтобы благополучие сохранялось в семье.
на фотохостинг → Ульзий - орнамент, бесконечная нитка счастья
За всю историю существования орнамент сформировался в наиболее типичные виды: зооморфный – эвэр угалз – роговидный, в котором переплетались, соединялись фантазией народа рога архара, воловьи ноздри, птицы и т.п.; растительный – в основу которого народ вложил форму листьев, цветов, травы, деревьев, веток, кустарников; явления природы – форма облаков, туч, гор, дыма, пламени, волн; геометрический – ульзий, меандр, свастика, переплетение круглых, ромбовидных, прямоугольных форм между собой.

на фотохостинг →

Аппликация и художественное прошивание господствовали в кочевых районах. Традиционная художественная прошивка из могил времен древнего хуннского государства и рисунки таких строчных войлочных ковров до сих пор бытуют во всех тюрко-монгольских аймаках. Монголы любят украшать синие или голубые платки крупной белой орнаментальной аппликацией. Еще древние монголы создавали аппликации на войлочных коврах, на богатых покрытиях юрт-дворцов, о которых писали европейские путешественники того времени. Буддийская религия часто использовала аппликацию в своих целях.


на фотохостинг →

Монгольские мастерицы создавали роскошные свитки (иконы) святых буддийского пантеона, они были яркими, красочными, из дорогих материалов – натурального шелка, парчи, их украшали жемчугом, кораллами, бирюзой. Подобные свитки – аппликации порой конкурировали с живописью – танкой и постепенно аппликация выделилась в самостоятельный вид искусства.
На западе Монголии, особенно среди казахского населения, и ныне широко практикуется художественная аппликация – сюзане – из красной, коричневой и черной материй вырезают орнаменты и прошивают на войлочных коврах и такими же цветами окаймляют ковер.
В конце XIX века широкое распространение получило художественное шитье с применением серебряного и золотого позумента, который прошивали тонкой нитью. Одежды привилегированных лам, князей, ноёнов стали украшать мелким речным жемчугом, кораллами, бирюзой и т.д.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания