Русские обрядовые куклы (почитать и сделать).
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Этника
Все картинки темы

| Русские обрядовые куклы (почитать и сделать).

КУКЛА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Ксения Троянова

Считается, что детство было счастливым, если у тебя не было "деревянных игрушек, прибитых к полу". Сегодня каждый детский магазин игрушек, базар или тому подобное место полно красивых, непохожих друг на друга и необычных кукол, машинок и т.п. Выбор огромен, и детство можно назвать счастливым. Но если так, то у меня рождается вопрос: а как же раньше (лет сто и более назад) дети жили? Неужели они были несчастны? Или они не знали, что такое игрушка, или им не интересно было играть? Я думаю, что и не первое, и не второе, и не третье. А что?

Я была в Училище Русской Народной Культуры в Ярославле, где я и познакомилась с древнейшей традицией того, как делали раньше куклы, и какое значение они несли. Об этом я и хочу рассказать.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Как я уже и говорила, что такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я немного расскажу о некоторых. Но вначале хочу оговорить вот что: названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей древней славянской культуры.

Итак, самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной, а если нет, то…

Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.
на фотохостинг →

Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Но, пожалуй, самые оригинальные и простые куклы – из репейников. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру.

Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

Белолица, грудаста и коса непременно...
ИСТОРИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Студия декоративно-прикладного искусства "Сувенир", которой руководит художник-прикладник Наталья Мещерякова, работает при Доме творчества детей и молодежи "Кунцево" в г. Москве. В этом году ей исполняется десять лет.
Здесь ребята изучают истоки русского народного искусства, знакомятся со многими видами декоративно-прикладного творчества, стараются воскресить давно забытые мотивы вышивок, кружевоплетения, узоры старинного, но забытого и малоизученного бисерного рукоделия...

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В студии, которой я руковожу, ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одеваем мы их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы наших прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России.
На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится нашим девочкам своей тихой красотой.
А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
Вот и вам, дорогие девочки, предлагаю самим изготовить такую же куклу, а если вы слишком малы, пусть вместе с вами потрудятся ваши мамы и бабушки.
Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.
Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.
Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой, как показано на рисунке. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!

на фотохостинг → на фотохостинг →
Эта статья досталась мне в виде ксерокса, поэтому источник и автор статьи не был указан. Качество фотографий, прошедших через ксерокс не позволяло их опубликовать, но и так практически все понятно. На мою просьбу прислать информацию об авторе статьи, откликнулась Елена Столярова:
Вы просили прислать вам автора одной из статей о традиционной русской кукле, выставленной у Вас на сайте. Это статья из журнала "Очаг", автор явным образом не указан, думаю это как раз руководитель кружка Н. Мещерякова. Библиографическое описание статьи: "Белолица, грудаста и коса непременно..." //Очаг. 1996. №1. С.4-6

Другая статья
Крупеничка (Зерновушка)
Мастерская Наивный мир воссоздала старинную куклу Зерновушку.
«После уборочной страды куклу-мешочек наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу бережного хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным».
Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Эта кукла – старинная насыпная игрушка. Внутри нее – пшено, так что она Крупеничка. Высота 15 см.

Очень интересно.Хотелось бы еще почитать о куклах.Я немного собираю кукол,
но не новых,ремонтирую,одеваю.Но мечтаю делать сама.Только ни как не
могла определиться каких.А эти очень интересно.Попробую.

Ангелок, спасибо! Интересно.

Ой как здорово у нас когда я училаст спец курс был по русским обрядовым куклам, мы там делали сами и куклу закрутку, и крупушку,
И с детишками в школе потом делала - закрутку,им всем понравилось.
открыли бы тему в рукоделии это сейчас очень нужно, какое нибудь название политкорректное - "народная игрушка " например было бы здорово

Ангелок, отличная идея создать отдельную тему!
Для тех, кто как и я больше любят читать книги в виде книг 😃
вот здесь можно прикупить хорошую книгу по народным куклам
http://labirint-shop.ru/?ID_Book=58399
схемы подробные. Я уже наслаждаюсь 😊
Отсканить смогу только через месяца 2-3.

В городе Череповце, Вологодской области, несколько лет назад мне довелось познекомиться с очень интересной женщиной, занимающейся народными куклами. Я всегда видел ее за работой, исключительно, с материалами в руках. Особую прелесть ее тряпичным куклам придает использование только старых и старинных материалов-тряпочек. Ее работы с успехом экспонировались в музеях области. И у меня дома есть одна ее работа, куколка-оберег. Абсолютно простая и сильная в своей простоте, работа.

Можно нам тоже полюбоваться?

Ой, Ангелочек, спасибо большое-прибольшое!
Была в отпуске отлучена от И-нета и такую тему чуть-чуть не проглядела.
Магия кукол действительно очень сильная и действенная. И как у любой магии, у нее две стороны.
Раньше, в дом никогда бы не взяли даренную куклу. А Мы сейчас легкомысленно позволяем дарить их нашим дочкам, не зная через чьи руки они прежде прошли.

У меня еще вот такие картинки с куколками есть. Сильная вещь, не правда ли?

Ангелок

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

А ведь завтра уже 21 сентября. А с 21 по 23 о-очень важные дни в году. Празднуются Осенины и Богач.
Завтра нужно богато накрыть стол, собрать семью к ужину, поставить на стол пустую тарелочку, в середину тарелки свечу. Каждому члену семьи в эту тарелочку насыпать жменьку зерна со словами «На богатство, на добро, на здоровье». (Раньше зерно бралось из первого снопа, который зажинался на поле, сейчас можно просто купить в магазине.) Зажгите свечку (глава семьи), ужинайте вместе, благодарите Высшие силы за достаток, который они дают Вашей семье.
А вот из зерна оставшегося в тарелочке и нужно потом сделать куколку «зерновушку».

Вот еще кое-что для праздника
В центре ковра-дывана символ славянского бога Богача, праздник которого отмечается.

Житная Баба

Житняя Баба была у древних славян ( по мнению академика Никольского) богиней плодородия . По словам Грамавик (1885 г.р. Житковичи) , Житняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах, и кто ей поклоняется всегда имеет хороший урожай на поле. Изготавливали Житнею Бабу во время Дожинок или славянского праздника Багача, посвященного окончанию уборки урожая, из последнего снопа, перевязывая его ручником, обливали "грамничной" водой и ставили (в христианское время) под иконы.

Можно хотя бы просто распечатать эти символы и украсить ими дом на эти дни.
Но, конечно лучше бы, изготовить их вручную, тогда эти обереги, несущие богатство в Ваш дом, получили бы большую силу.

Maverick, с нетерпением жду отсканированную книжку.
Ну, не люблю Я выписывать книги почтой, вот если бы вживую ее в магазине увидела, сразу б купила.

Тошунька, а фотку куклы можно посмотреть? Любопытно ведь, и даже больше…

Holiday, картинки потрясли.
Может в полном размере выложешь? Разглядеть как там уровни сделаны.
Спасибо за рассказ про завтра-послезавтра.
Умница.
Книжку я купила в через интернет магазин по ссылке. Довольна донельзя. полиграфия хорошая.

Ангелок

Holiday, картинки потрясли.
Может в полном размере выложешь? Разглядеть как там уровни сделаны.

Ангелок, картинки с куклами были стянуты с И-нета из статьи о выставке. Лучшего качества, к сожалению, просто нет.
При ближайшем рассмотрении видно, что куколки расположены в 7 рядов всего их 60 (по рядам 5-7-7-9-9-11-12). Между рядами куколок и по бокам сплетены косы. А вот что за круг сверху рассмотреть не удалось. Кажется, то ли это лицо большой куклы собранной из маленьких, то ли солнце, которое они держат.

Maverick, будем ждать скан книжки, очень интересно 😃

Куклы «День и Ночь»
Взято из журнала "Народное творчество" http://nt.gohome.ru/content/view/92/39/

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Этих кукол очень легко сделать своими руками. Для этого понадобятся только два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, ветошь, синие и белые нитки.
Описание работы
1. В центр квадрата ткани выкладывается ветошь для набивки головы.
2. Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова.
3. Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон.
4. По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, завязывается пояс — также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка — повязка (тоже в тон).
5. Вторая кукла делается точно так же, но из ткани и ниток другого цвета.
6. Из синей и белой ниток скручивается шнурок.
7. Сине-белый шнурок привязывается сзади к повязкам на голове кукол.
Куклы «День и Ночь» готовы. Теперь можно выбрать в доме место для этого оберега. Обязательное замечание: этим куклам, как и всем традиционным, не рисуют лица.

Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и ремесел
Взято из журнала "Народное творчество" http://nt.gohome.ru/content/view/87/39/

В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.
Святые Косма и Дамиан — асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками.
Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.
Для изготовления кукол понадобится: 2 куска белой, 5—6 кусков темной (коричневой или серой) ткани, 2 кусочка ткани для фартуков, 2 кусочка плотной ткани для шапок, нитки и ветошь. Используется техника продевания.
Сначала берут квадрат белой ткани, в середину которого укладывают ветошь (рис. 1); из этой заготовки получается голова (рис. 2). Из темной ткани скатывают длинный жгут (рис. 3), который потом складывают пополам, и линия сгиба остается внизу (рис. 4) — это туловище. Голову плотно привязывают к туловищу, концы белой ткани аккуратно прячут внутрь туловища (рис. 5). Еще один кусок темного материала сворачивают жгутом (внутрь можно подложить для придания жесткости палочку) — это руки (жгут перевязывают ниткой по краям и посередине; рис. 6, 7). Руки вкладывают в туловище и фиксируют нитками (одновременно обозначается талия; рис. 😎.
Очередной жгут из темной ткани — ноги. Сначала его перевязывают по краям, потом посередине (рис. 9, 10) и продевают в нижнюю часть туловища (рис. 11). Готовую куклу наряжают в фартук и шапку, к рукам можно привязать нитку, чтобы куклу подвешивать (рис. 12). Лицо ей не рисовали. Вторую куклу делают по такому же принципу; их можно объединить общей рукой (в этом случае требуется 5 кусков темной ткани; рис. 13). За пояс Кузьме и Демьяну приспосабливали миниатюрные орудия труда, инструменты.
Эти куклы были обрядовыми, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.

Прим. от Holiday: Обычно Кузьма и Демьян делаются на одной "общей" соединяющей их руке. Как это видно вот здесь В руку вставляется палочка для твердости, чтобы куклу можно было подвесить.

Кукла - «Купавка»
Взято из журнала "Народное творчество" http://nt.gohome.ru/content/view/97/39/
Читателям полюбились тряпичные куклы Ирины Владимировны Агаевой, народного мастера России из Тулы. 12 лет занимается она изготовлением традиционных народных кукол, встречается с деревенскими мастерицами, пополняя свой технический арсенал. Сегодня мастер и ее коллеги по Тульскому областному историко-литературному и архитектурному музею рассказывают о кукле, которую некогда делали летом в российских деревнях. Кое-где можно встретить ее и сейчас.
Это была кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).
Порядок изготовления
1. Подготовьте две палочки разной длины.
2. Свяжите их крест-накрест.
3. На верхней части креста укрепите голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтяните руки куклы. Зафиксируйте ткань на шее, руках и поясе куклы.
4. Привяжите лямки сарафана из яркой ткани.
5. Наденьте на куклу юбку, платок, повяжите пояс, на руки привяжите тесемки из ткани.
Так как кукла летняя, ее принято украшать травой, живыми цветами, зелеными веточками

Набрела в просторах И-нета на выставку кукол Мишиной Марины Александровны
Пано из куколок - ее работа, называется "Будем как солнце". ( 😊 похоже, что это другой вариант пано с 56 куклами)

Любуйтесь, сама выставка здесь http://www.orgdosug.ru/vistcatalog.php?cid=89&page=1

И еще, поздравляю всех с наступающей Калядой.

Каляда - богиня зимнего солнцестояния, зимнее воплощение жены Перуна и мать Дажьбога.

Холидей, какая же ты умница, какая же разумница!!!
Спасибо тебе. Поклоны шлем..., наше тебе уважение. Очень радуешь.
Ты уже признайся откуда ты все эти картинки берешь, то Солнышко,теперь Каляду...


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания