Ирландия & Кельтика. Изящество сурового севера.
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Этника
Все картинки темы

В первом веке до н.э. кельты населяли значительную часть западной и центральной Европы. Постепенно их язык, традиции и верования передались и другим народам, жившим в этом регионе. Слово "кельт" происходит от греческого "Keltoi", имя, данное этому народу Геродотом и прочими греческими историками. Римляне называли кельтов, населявших материк, галлами или галлийцами, тех же, что занимали Британские острова они именовали бритами.
В четвёртом веке до н.э. кельты вторглись в греко-римский мир, покорив северную Италию и Македонию. В 390 г. они совершали набеги на Рим, а в 279 г. дошли до Малой Азии. Цизальпийские галлы, населявшие север Италии, были завоёваны римлянами во втором веке до н.э. Трансальрийские галлы, занимавшие территорию современной Франции и Италии, были покорены Юлием Цезарем в первом веке до н.э.В первом веке н.э. большая часть Британских островов перешла под владычество Римской империи, а кельты центральной Европы попали под власть германских племён. В дальнейшем вся история кельтского народа полна взлётов- расцвета государственности, искусства и падений- бесконечных завоеваний более могущественными соседями.
В наши дни кельтские традиции и язык сохранились в провинции Бретань (западная часть Франции), Уэльсе, Шотландских островах и Ирландии. Кельтское искусство было первым не средиземноморского происхождения великим искусством, внесшим свой влакд в становление общеевропейской цивилизации. Хотя искусство кельтов и было подвержено влиянию древней персидской, греческой, этрусской и римской культуры, а также культуры кочевников евразийских степей, оно сумело развить и сохранить самобытные черты. Это прослеживается в большинстве артефактов- оружии, украшениях из бронзы, золота, и, иногда, серебра. Сегодня эти предметы находят в могилах кельтских военачальников и вождей. Заслуживает также внимания и изобразительное искусство.В причудливых кельтских орнаментах явно прослеживаются скифские и греческие мотивы, но очевидно также, что прямого заимствования здесь нет, а воспринятое из других культур было переработано и по-своему осмыслено кельтскими мастерами.
Впитав лучшее из культуры и традиций соседних народов, оно является совершенно уникальным и неповторимым.
на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Зинаида Гиппиус.
ПОЧЕМУ
на фотохостинг →
О Ирландия, океанная,
Мной не виденная страна!
Почему ее зыбь туманная
В ясность здешнего вплетена?

Я не думал о ней, не думаю,
Я не знаю ее, не знал...
Почему так режут тоску мою
Лезвия ее острых скал?

Как я помню зори надпенные?
В черной алости чаек стон?
Или памятью мира пленною
Прохожу я сквозь ткань времен?

О Ирландия неизвестная!
О Россия, моя страна!
Не единая ль мука крестная
Всей Господней земле дана?
на фотохостинг →
Серебряный век. Петербургская поэзия
конца XIX-начала XX в.
Ленинград: Лениздат, 1991.

Сегодня же имя кельтов в большей степени связывают с Ирландией, которая из всех древних очагов кельтского мира больше других сохранила в первозданоом виде старые
традиции и многовековой уклад жизни.
Когда кельты прибыли в Ирландию – неизвестно. Эти племена не зря прозвали загадочным народом (“secret people”). Друиды – кельтские жрецы, главенствующие в обществе, не только запрещали записывать какие-либо знания своего племени, но и жестоко карали за ослушание. Кто знает, может быть они были правы – ведь в те славные времена друид мог заставить голосом пролить дождь на бесплодную землю, помирить несколькими словами противоборствуюшие армии или навеки усыпить их. Справился ли современный человек с грузом такого знания?
на фотохостинг →
Помимо своего былого могущества, кельты прославились многими вещами, которые принято связывать с мировой культурой.
Это и известный цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, и заметный след в политической жизни всего мира. Достаточно вспомнить “диких гусей” МакМагана и О’Нейла – героев наполеоновских войн, генерала Брюса – известного московского ученого и “чернокнижника”, жившего в Сухаревской башне и многих-многих других. Это и замечательная традиционная народная музыкальная трациция, самая древняя из сохранившихся в Европе.

А кто из нас не знает (или хотя бы не слышал) имен всемирно известных актеров, в которых течет кельтская кровь: Шон Коннери, братья Алек, Уильям и Дэниел Болдуины, Том Круз, Лайэм Нисон, Пирс Броснан, Дэниэл Дэй-Льюис – кто скажет, что они не талантливы и не привлекательны! В модельном бизнесе кельтский тип красоты представляют красавица-блондинка Кирсти Хьюм и красавица-шатенка Мишель Бехенна. А уж о кельтах-представителях музыкального бизнеса и говорить не стоит: U2 и Cranberries, Шинейд О’Коннор и Бой Джордж, Лайэм и Ноэл Гэллахеры из Oasis и Boyzone… Дальше перечислять?
Точно известно, что ирландские монахи, потомки диких кельтов-галлов, строили монастыри на Киевской Руси и плавали в Америку за сотни лет до викингов и Христофора Колумба.

Вопрос ирландского национального костюма можно обсуждать очень долго. Тем более, что в реальности особого национального костюма уже более 300 лет нет.
Начиная с 6 примерно по 16-17 век, до нас дошел приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами для одежды всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шелка. У наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine) Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных цветов. Во времена Бриана Бору существовал специальный декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в зависимости от своего положения в обществе и рода занятий мог использовать в одежде только определенное количество цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные красители были разной редкости и стоимости, поэтому многое действительно зависело от достатка. Климат в Ирландии ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди населения Ольстера, постоянно занимавшегося мореплаванием. У них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От викингов же, видимо, пришел и обычай украшать плащ узорчатой шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было затруднительно. Широкие просторные плащи остались особенностью костюма ирландцев, до окончательной колонизации.

В начале 17 века клановая система была окончательно упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в основном английскую одежду.

В 18 веке средний ирландец в городе выглядит примерно так, так в книжках для детей рисуют Леприкона, или изображают Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол, шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая рубашка, как правило уже не крашеная. Отличительной особенностью того времени были большие грубые деревянные башмаки (brog), схожие с французскими сабо.

В Ирландии 19 века стиль одежды повсеместно определяла уже только одна мода – отвратительная погода и ветер. Поэтому типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый пиджак, под который надевается жилет или свитер, и неизменную кепку клинышком. Встречаются ирландцы, у которых козырек кепки ПРИШИТ к верху. Вернее, целиком убран под верх. Если кепка матерчатая и не очень хорошего качества, то её не очень жалко. А так с пришитым козырьком она “аэродинамически” составляет одно целое. Двадцатый век добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные пальто, похожие на шинель. Один из героев Брендана Биэна мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно настроенного интеллигента.

Особо нужно сказать о рыбацких свитерах. В западных графствах и особенно на Аранских островах развилась особая традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или какой-то личный знак хозяина, что всегда помогало в трагических случаях распознать утопленника. Кстати, обычные косички на свитерах машинной вязки в Англии были заимствованы именно из Аранских свитеров.
на фотохостинг → Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы традиционного “кельтского” костюма в своей повседневной одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается, прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих фигуру целиком. Еще в начале 20 века такие плащи встречались в повседневной жизни чаще всего.

Сейчас с “национальным костюмом” прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.
У женщин – это яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого “плаща” выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится, или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развиваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.
У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте – это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака ЮБКИ. Причем, по моему предположению, юбка имитирует край длинной рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.
Автор: Юрий Андрейчук

В сагах так называемого мифологического цикла рассказывается о легендарных народах, которые заселяли Ирландию перед тем, как туда приплыли гойделы, или сыновья Миля, — предки современных обитателей страны.
на фотохостинг →

Итак, в некую начальную эпоху Ирландия была пуста и не имела формы, а затем последовательно заселялась племенами, которые придавали ей облик, постепенно создавая тот космос, в котором со временем будут жить гойделы и их потомки. Этот миф можно сравнить с космогоническими мифами других народов: миф о племенах рассказывает о возникновении мира, о первохолме, поднявшемся из вод хаоса, об этапах сотворения космоса, о принципах, которые работают в целостном, великом мире. В этом мире есть видимая и невидимая части, и реалии земного мира лишь малая толика той целостности, которая называется «космос».
Путь к Центру
Есть один важный принцип в кельтской культуре, без понимания которого постичь ее невозможно. Речь идет о глубинной внутренней, сокровенной тяге к Центру. Через все мифы и через многие учения друидов проходит идея о том, что у каждого человека должен быть центр, вокруг которого он строит жизнь, к которому он все время стремится, который является критерием и точкой отсчета. Его надо искать, искать постоянно, стремиться к нему. Центр, как незримый узел, связывает все проявления этого мира в единое целое. Развяжи его — и все рассыплется на бессмысленные частички.
Центр этот может представать в разных формах. Это и сердце человека, и священные рощи, и сакральные области Уснех и Тара, это и друиды, и великие короли... И по мере того как человек продвигается по пути, он все глубже открывает для себя понятие центра, все больше проявлений его видит, видит всю глубину мира.

Но все же самое сокровенное, самое великое проявление центра — это великий остров Ультима Тула. Величественный образ, который остался в наследство Европе как архетип, как последний подарок друидов нашей цивилизации.
на фотохостинг →

Воспоминание об Острове

Как говорят легенды, на севере, за гранью всего видимого, находится священный Остров, остров света, остров чистоты. На этом Острове живут все хранители мудрости, познания и тайн на Земле, божественные барды, божественные художники. Предания гласят, что все друиды и короли обучались на Туле и именно оттуда принесли свое таинственное искусство. Там находится котел Возрождения, который утоляет любую жажду и дает бессмертие. Легенды кельтов о Туле и ее поиске стали источником легенд о поиске Грааля — чаше света, благодаря которой землю не может поглотить тьма. Найти Тулу означает не только найти мудрость, познание, возродиться — это и есть Грааль, — но прикоснуться к тайне тайн, которая является основой всего человеческого существования.
Попасть на священный Остров непросто, его надо заслужить, совершая Великое плавание. Для того чтобы понять суть этого плавания, священного пути к Острову, надо знать, что в кельтском Ином мире нет времени, или, говоря иначе, течет оно совершенно по-другому. Множество мифов и легенд рассказывает, что люди, попав в мир Иной, думают, что провели там несколько дней или месяцев, а вернувшись, обнаруживают, что прошли века. День там равен столетию, а вечность — это миг. Но миг этот наполнен величайшими подвигами, испытаниями, чудесами и осознаниями. Просто надо найти корабль и совершить плавание, которое будет длиться миг — или всего лишь вечность.
У Острова есть Хранители, ибо силы хаоса, тьмы, разрушения не дремлют и всегда готовы поглотить мир. Некоторые из тех, кто добрался до Острова, остаются хранить его там, а некоторые возвращаются обратно, в наш мир, чтобы защищать его здесь. Друиды и короли — это те, кто вернулся, чтобы принести с собой Тулу на землю. Островом света, справедливости, чести, мудрости были для кельтов друиды, барды и короли, фении и великие герои, благодаря которым люди могли жить в истинном мире, освещенном светом Тулы.
Легенды говорят, что попасть на Остров может только тот, кто услышал его Зов. Зов этот звучит всегда, и в особые моменты человек способен услышать его. Вопрос лишь в том, сможет ли он на него откликнуться.
На протяжении долгих веков цепочка хранителей не прерывалась, а потом память об Острове стерлась из головы человека. Но не из сердца. И эта память заставляет нас снова и снова всматриваться в эту культуру в попытке найти что-то важное, что сделает нашу жизнь наполненной смыслом, как у того народа, у которого были друиды и короли, была Великая Тула и который помнил, откуда он пришел и куда идет.
на фотохостинг →
http://www.newacropolis.ru/magazines/4_2004/Svyas_centry_Yrl andi/

Olgemini

А уж о кельтах-представителях музыкального бизнеса и говорить не стоит: U2 и Cranberries, Шинейд О’Коннор и Бой Джордж, Лайэм и Ноэл Гэллахеры из Oasis и Boyzone… Дальше перечислять?

Добавлю мою любимую Энию (Eithne Patricia Ní Bhraonáin)
http://enya.com/news.php
Безупречный вокал, красивая музыка, талантливая женщина.

У меня билеты на Riverdance!!!

надо срочно забацать обновку Smile

тишкин кот

У меня билеты на Riverdance!!!

надо срочно забацать обновку Smile

Вау.. Как я тебе завидую..

Нюшель, Olgemini: спасибо! Очень познавательные материалы.

О костюмах для ирландских танцев уже упоминалось. Попалась ещё подборка фотографий с платьями для танцев. Рассматривая их поймала себя на мысли, что узоры, расцветка, силуэт отдалённо напоминают старорусские костюмы. Особенно изображённые на иллюстрациях Билибина. Может реально у нас есть общие корни?
http://www.youtube.com/watch?v=XS7aYnGVt1I
http://www.youtube.com/watch?v=0RX40fSoPOc&feature=fvw
Попробуйте сравнить
на фотохостинг → на фотохостинг →
на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →
...и...
на фотохостинг → на фотохостинг →
." Костюмы танцовщиц, как правило, выдержаны в зеленых, золотистых и шафрановых тонах. Костюмы танцоров менее яркие. Интересно, что сейчас красного цвета стараются избегать, потому что принято почему-то считать, что он как-то связан с Англией. Хотя у народных музыкантов и танцоров в XVIII - XIX вв. красный цвет был одним из самых любимых и широко распространенных. Многие народные музыканты до сих пор по традиции выходят на сцену в красных жилетах."
(Материал сайта "Национальные костюмы"- http://nacional-kostyum.com/irlandija/stat/stat1.html )
на фотохостинг → на фотохостинг →

Оль, я когда первую работу с кельтикой делала, то тоже словила себя на мысли, что мне с детства знакомы эти вязи.
У меня был набор открыток со старорусскими буквами, так вот они один в один с кельтийскими.
Понятно, что византийские узоры и вязи тут близки, но там больше всяких листиков. А вот змеи, драконьи и собачьи головы - это чисто старославянское и кельтийское.

| красный цвет

Красный цвет может вызывать неприятные ассоциации в связи с английской военной формой (в Шотландии такие же ассоциации). В литературе часто попадается прозвище англичан (как оккупантов на своей территории, то есть военных) - красные мундиры.

С удовольствием изучила тему, на мой взгляд маловато картинок национальных костюмов ( кто знает, может они вдохновят на что-нить интересное Oppa! ) Немного погуглила , вот результат. В основном конечно платья для риверденса на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг → пышные узорчатые юбочки , воротнички стоечки Oppa! тётя в зелёном с хрюшкой Mr. Green на фотохостинг → это к вопросу о красном в цвете в национальной одежде на фотохостинг → туда же колоритный мужчина Very Happy на фотохостинг → и леперекон с горшком золота как символ Ирландии на фотохостинг →


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания