Тюбетейка
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Этника
Все картинки темы

| Тюбетейка

на фотохостинг →

sajka

Любопытная версия об орнаменте Ферганской тюбетейки

Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже.

По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части – ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки также не случайна – автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур».

Цвет тюбетейки – насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырок. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра - это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки - это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации.

Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначаьницу – Чустские тюбетейки, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом (любопытно, что в современной медицине аборты у женщин также допускаются только до трехмесячного развития плода. В дальнейшем операция по удалению плода считается опасной для жизни матери).

Вечное повторение всего в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки - малые, а две - большие. Малая арка отображает бешик - колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки - это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка - тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке - бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.

Маргиланские тюбетейки.

на фотохостинг →
Тюбетейки различаются по половозрастным признакам: мужские, женские, детские; формам, материалу, орнаментальному убранству (узорные вышивки), знакам художественной символики. Тюбетейки, созданные в районах с различными природно-географическими признаками, различаются настолько, что часто именно по этому головному убору определяли район, жителем которого являлся её владелец.

Чустские тюбетейки (Наманганский вилайят) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и высотой околыша. Они приобрели значение общенационального головного убора. Их носят в Узбекистане повсеместно.
Маргиланские дуппи характерны для всей Западной и центральной части Ферганы. Их форма четырехгранная, слегка конусообразная. Маргиланские мужские тюбетейки самые неглубокие. В Восточной части Ферганской долины их вышивают более глубокими, а самыми глубокими являются чустские тюбетейки.

Для вышивания тюбетеек использовался крученый местный шелк, окрашиваемый натуральными красителями. Для такой вышивки были характерны глубокие мягкие переливчатые тона. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго. Зеленый цвет — из соединения синего и желтого. Цвета всегда символичны, в них заложено восприятие окружающего мира. Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, белый — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу. В колористическом решении вышивки тюбетейки участвует не только цвет ниток, которым она исполнена, но и цвет фона ткани.

Над узорами вышивки работали особенно одаренные художницы каламкаш или чизмакаш. Узоры наносились на подготовленную ткань обычно при помощи тонко отточенной камышинки калам. Если ткань была темной, узор наносился раствором желтой краски, слегка загущенной сахаром или патокой. Каждой мастерице была присуща своя собственная творческая манера. Опытные мастерицы вышивают без рисунка, воспроизводя узор непосредственно в процессе вышивания. Они не только могли повторить готовые мотивы, но зачастую неожиданно по-новому решали либо саму композицию узора, либо меняли его цветовую гамму, что придавало тюбетейке своеобразие и уникальность.

Узоры вышивок — разнообразные растительные, геометрические, зооморфные, эпиграфические. Композиции, создаваемые из растительных форм и мотивов, изображений цветов, трав, многообразны в своем движении, ритме, различны по величине и загруженности поля вышивки. Они выглядят фейерверком цвета, фантастической, волшебной выдумкой. Среди цветочных мотивов встречаются ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони, а среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.

С 1980-х годов получило распространение геометризованное изображение растительных форм. Так, например, на смену цветка пришел треугольник, плавным линиям — острые и прямые углы. Предельно обобщенные они обладают собственной пластической самоценностью, а угадываемые прототипы реальных форм дают возможность разнообразных интерпретаций.

К области плодородия и жизни относится миндалевидный мотив — бодом и калампир (стручковый перец). В Узбекистане детей (в первую очередь новорожденных и младенцев), а также рожениц оберегают от злых сил амулетами, в которые помещают миндаль или стручковый перец.

Мужские тюбетейки Маргилана украшают вышивкой белого узора калампир на черном фоне. Узор калампир располагается по одному в каждом из четырех секторов донца тюбетейки. Лучшие из образцов отличает тончайшая отделка деталей, орнамент более ажурный, легкий, его окружают мелкие изящные подвесочки в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором тонкое кружевное обрамление. Иногда вместо темного сатинового фона используется также зеленый, особенно темно-зеленый «носвой ранг».

Женские тюбетейки Маргилана отличаются особой яркостью и многоцветностыо. Они имеют четырехчастную композицию узора, который носит поэтическое название «чаманда гул» — цветы на лужайке. Повторяющийся узор размещается в каждом из четырех секторов донца, образованных путем перекрещивающихся в центре донца двух черных зубчатых полос, которые на разных тюбетейках могут иметь разную ширину. Ярко-розовые цветы располагаются на зеленых кустиках, фон зашивается белыми нитками, черный цвет используется как контур.

Иногда на ветках, как символ счастья, помещаются синие или зеленые птички. В Маргилане их называют «булбул нусха» и изображают в виде соловья. Фигурки птиц решаются ярко, декоративно, они органичны и едины по стилю с орнаментом. С изображением птиц связывается представление о счастье. Согласно древнетюркским верованиям, птица воплощает человеческую душу. Как символу души ей придают значение существа — посредника между реальным и потусторонним мирами.
источник

Из музея прикладного искусства Узбекистана.


В музее собраны тюбетейки - ташкентские, "ироки", "чоргул", "чаманда гул", "такдузи", "окпар", "шахрисабзские", "чустские", "калампир", денауские, ургутские, самаркандские, формы которых отличаются своеобразием орнамента.

крупные изображения можно посмотреть в коллекции музея

Узбекская тюбетейка.

на фотохостинг →
При нажатии на картинку можно попасть на сайт - источник.

Татарские тюбетейки.
здесь

Сценическая татарская тюбетейка:

Как сшить:
на фотохостинг →
При нажатии на картинку откроется сайт - источник.

Туркменская тюбетейка:


здесь

Рената! Мне за тобой не угнаться! Только заикнулась о том, что ищу материал по тюбетейкам, ты тут как тут!:-))
Материал роскошный, его надо читать медленно и вдумчиво...
Меня этот головной убор давно интересовал сам по себе (всё-таки сказались детские воспоминания о Средней Азии Wink ), а тут ещё увлечение пейсликом, который в классических тюбетейках тоже присутствует!
Почитаю внимательно, может, ещё вопросы появятся...
Но теперь уже, думаю, будет куда привлекать девочек, живущих в местностях, где это чудесный живописный убор ещё благополучно здравствует:-))

Ясная, есть ещё много материала, но не хватает времени выложить.... Sad
Думаю, буду постепенно...

Рената, очень интересная подборка!

Снова Рената, спасибо большое. Меня попросили связать похожий головной убор. Ваша информация очень помогла

ну надо же я как раз из такой вот местности))
в ташкенте еще продают и носят такое чудо хотя я тоже и не предпологала,что это все имеет такой глубокий смысл!!
мне расшитые золотом свадебные нравятся лепота)))

у меня дома лежит туркменская тюбетейка. мужская. Smile


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания