История рукоделий: скромное обаяние трапунто!!
Автор: Наталия Горюшкина
Многие виды рукоделий столетиями не перестают восхищать мир своим изяществом и изысканностью, хотя появились на свет они совсем в другой среде и с более практическими целями. Так и техника объемной стежки - трапунто - из увлечения мастериц беднейшего района Италии постепенно превратилась в предмет поклонения богатейших королевский семей Европы, а потом и всего мира.
Трапунто (Trapunto, от иальянского слова "trapuntare" – "прошивать, простегивать") — особая техника рельефного квилитнга, в которой некоторым участкам узора придается с помощью набивки придается дополнительный объем. Родиной этого вида квилтинга считается остров Сицилия, а временем возникновения считается III век. Уже тогда местные мастерицы создавали подушки, покрывала, скатерти, постельное белье, салфетки, выполненные в этой технике.
И многие из них даже сохранились до наших дней: так в Лондонском Музее Альберта и Виктории хранится сицилийский льняной квилт, датируемый второй половиной XIII века и изображающий историю любви Тристана и Изольды. Его так и называют - The Tristan quilt.
Сейчас в это трудно поверить, но как и большинство разновидностей квилта, трапунто был .... способом сэкономить ткань. В качестве подклада обычно использовали ветхие рыхлые полотна - такие после стежки придавали изделиями желаемую пластичность и в них легче было проделать отверстие, через которое нужные участки набивали ватой. В результате одни фрагменты получались объемными, другие - нет (их часто дополнительно простегивали мелкой стежкой), а все изделие напоминало изящный барельеф.
Однако в те времена в Сицилии трапунто считали разновидностью вышивки - поэтому качестве узоров обычно использовались растительные орнаменты, венки и букеты, геральдические мотивы. Так что знаменитый The Tristan quilt - это скорее исключение!
Первоначально изделия в этой технике делали из белого льна: они выглядели столь изящно, что в XVII-XVIII веках очень быстро стали весьма популярны по всей Европе, перекочевав из лачуг бедноты в дома знати. А позднее французские купцы стали привозить из Италии не только роскошные белые покрывала, но и мастериц, умеющих их изготавливать. Тогда же стаи появляться дорогие стеганые вещицы из шелка и хлопка.
Особую популярность трапунто приобрел в Провансе - местные мастера назвали эту технику "бути", что по-французски означает - "набивка". И это слово очень точно описывает способ работы над изделием. Ведь отличие от обычных лоскутных покрывал, простеганных в три слоя – лоскутная часть, мягкая основа и подклад - изделия в технике трапунто состоят из двух слоев.
Французские мастерицы использовали для набивки специальное деревянное шило, вату набивали по рисунку, а для создания фона выстрачивали специальные "каналы", по которым протягивали хлопчатобумажную пряжу или шнуры. В работе уже не использовали ветошь - в ход шли высококачественные полотна белого цвета - от чего изделия получались двухсторонними.
Изготовление такого набивного квилта требовало огромных затрат труда и времени, соответственно, цена на изделия была очень высокой. Только состоятельные люди и знать могли позволить себе такую роскошь, да и то не в качестве повседневной вещи.
Так белыми покрывалами и наволочками устилали брачные постели аристократов, в маленькие одеяльца заворачивали новорожденных в день крещения, а на первый день рождения или первое причастие малышам часто дарили стеганые пинетки, чепчики и жилетки.
Постепенно и во "взрослую" моду стала входить стеганная одежда - особенно этому поспособствовали английские и шотландские правители из династии Стюартов! Да и простой народ быстро оценил удобство и практичность набивных одежек - самое яркое тому доказательство знаменитый российский "ватник".
Казалось бы - деревенский прикид, а ведь по технике исполнения тоже трапунто!
Но вернемся в мир аристократии - к XVIII веку производство белых стеганых изделий стало визитной карточкой Прованса: только в 1680 г. из Марселя в Англию, Италию, Голландию, Португалию, Испанию и немецкие княжества было вывезено от 40 до 50 тысяч покрывал и предметов одежды. А в этой отрасли работало около 6 тысяч мастериц.
В конце XVI века иммигранты из европейских стран привезли трапунто в Америку, где она тоже быстро нашла своих поклонников и поклонниц, даже придумавших ей свое название - "stuffed work", "фаршированная работа". В Америке эта техника стала очень популярной среди жен ковбоев и плантаторов и выполнялась только в белом цвете.
Однако грянул промышленный XX век, и как многие трудоемкие рукодельные техники - трапунто было вытеснено покрывалами и одеялами промышленного производства. Второе рождение этот рукодельный стиль приобрел уже в наши дни - дав начало нескольким разновидностям набивного квилта - это и стежка по принту, и стежка разоцветными нитями, не только на руках, но и на швейной машине....
И в наши дни на свет появляются не менее стильные и изящные, чем во времена французских королей.