Мода и текстиль. Текстильные инновации и развитие моды.
    Все картинки темы
Список форумов -> Шитье -> Ткани и модели
Все картинки темы

| Мода и текстиль. Текстильные инновации и развитие моды.

Автор: Наталия Горюшкина для портала Осинка.ру
Примечание. При подготовке статьи использованы материалы одноименной лекции Татьяны Кулахметовой.

Мода и технология... Технология и мода. Они, на протяжении всей истории человечества, идут рука об руку. Новые технологии воплощают в жизнь самые смелые дизайнерские идеи, и наоборот, чтобы получить какой-то эффект, необходимы ткани с определенными свойствами. Сегодня мы попробуем разобраться, как же повлияли текстильные инновации на развитие моды 20 века.


Мода и текстиль.
Текстильные инновации и развитие моды.

Мода и технология... Технология и мода. Они, на протяжении всей истории человечества, идут рука об руку. Новые технологии воплощают в жизнь самые смелые дизайнерские идеи, и наоборот, чтобы получить какой-то эффект, необходимы ткани с определенными свойствами. Сегодня мы попробуем разобраться, как же повлияли текстильные инновации на развитие моды 20 века.

Почему именно 20 века? Это период стал поистине революционным в науке о материалах, химии, технологии. Людей не устраивали натуральные волокна, мечтой многих было создание идеальных тканей, лишенных каких-либо недостатков. Химики все чаще высказывали идеи о возможности не просто использовать имеющиеся материалы, но создавать материалы с заранее запрограммированными свойствами.

Модель из коллекции Paco Rabanne, 1966 г.
Модель из коллекции Paco Rabanne, 1966 г.

Веками мода развивалась, опираясь на текстильные инновации, следовала за ними и часто была ими инспирирована. Так, например, в начале XIX века, Жозеф Мари Жаккард (Joseph Marie Jacquard) изобрел станок, названный его именем и позволявший существенно удешевить производство роскошных тканей типа парчи, дамаска и пике, после чего началось повальное увлечение жаккардовыми тканями, ранее доступными лишь самым состоятельным слоям общества.

Наверное, тут нужно сделать небольшой экскурс в материаловедение. Все волокна и пр. материалы, использующиеся при производстве тканей, делятся на натуральные (полученные в природе), искусственные (полученные при переработке природного сырья), и синтетические (полученные химическими методами).

А уровень развития химической науки и технологий химического синтеза в начале 20 века был уже довольно высок.

Хотя в те времена пока еще никто не думал, что одежда может быть сделана из чего-то кроме шерсти, хлопка, льна или шелка... И уж тем более, никто не мог предположить, какие удивительные модели нарядов появятся совсем скоро...

Перейти к просмотру исторической фото-галереи

| Текстильные инновации и развитие моды. Фотогалерея

1920-е годы: революция в трикотажном производстве.

Фото. Дамские шелковые чулки, Франция, 1900-1910 гг.
Фото. Дамские шелковые чулки, Франция, 1900-1910 гг.

01. Первая текстильная революция произошла в производстве трикотажа.

Вязальная машина появилась еще в 17 веке, задолго до появления швейных машин. Причина - слабое развитие прядильного производства - нить получалась непрочная. Из нее нельзя было шить, но можно было вязать.

А что вязать? Конечно чулки! В те годы это была одна из самых важных деталей дамского ежедневного туалета, ведь чулки носили каждый день и дамы все сословий.

Дорогие чулки делали из шелка, украшали вышивкой. Они были баснословно дороги. Более простые слои населения носили чулки из шести и хлопка, они были грубые и не обтягивали ногу (совсем как х/б колготки из детства детства тех читательниц, кто постарше!). Чтобы чулки хоть как-то сидели на ноге, форму им придавали кроем, потом чулок сшивали (шов располагался по задней стороне ноги - стрелка!). На ноге чулки закрепляли подвязками и поясом.


Фото. Эдуард Мане, "Нана", 1877.
Фото. Эдуард Мане, "Нана", 1877.

02. Чулки в те годы были самой главной деталью дамского туалета

Дорогие чулки делали из шелка, украшали вышивкой. Они были баснословно дороги. Более простые слои населения носили чулки из шести и хлопка, они были грубые и не обтягивали ногу (совсем как х/б колготки из детства детства тех читательниц, кто постарше!). Чтобы чулки хоть как-то сидели на ноге, форму им придавали кроем, потом чулок сшивали (шов располагался по задней стороне ноги - стрелка!). На ноге чулки закрепляли подвязками и поясом.


Фото. Мода 1920-х гг.
Фото. Мода 1920-х гг.

03. Как только в текстильную промышленность пришли искусственные и синтетический волокна, они в первую очередь появились в чулочном производстве.

Первой стала - вискоза (от лат. viscosus — вязкий). Ее изобрели в 19 веке, но в виду горючести в текстильном производстве не использовали. Там она появилась лишь в 20-е годы 20 века и сразу стала ультрапопулярной. Во-первых, благодаря своему блеску (за это ее называли "искусственным шелком"), во вторых благодаря дешевизне. Теперь чулки из вискозы могли себе позволить все!

Но кроме того, вискоза была и очень удобным материалом, дающим широкий простор для дизайнерского креатива. Теперь производители чулок не ограничивались вышивкой - новый материал позволял выпускать чулки разных цветов: телесные, синие, серые, черные и пр. Чулки стали тонкие и прозрачные, так, что стал виден шов (именно так появилась мода на стрелки! И правда - раз у тебя стрелка, значит ты носишь тонкие и модные вискозные чулки).

А главное - на чулках теперь можно было наносить принты, и не только узоры и орнаменты, но и фото!

Не удивительно, что все это привело к тому, что юбки на дамах стали короче, а чулки - длиннее. Не до колен, как раньше, а до бедра (они крепились на талии при помощи пояса, а позднее, в 1920 году, когда изобрели бельевые резинки, и просто фиксировались на ноге.


Фото. Пижама из креп-атласа с отделкой кружевом. Для более дешевых пижам использовали вискозу. Ежегодный парад купальщиц, Бальбоа Бич, Калифорния, США, июнь 1920.
Фото. Пижама из креп-атласа с отделкой кружевом. Для более дешевых пижам использовали вискозу.  Ежегодный парад купальщиц, Бальбоа Бич, Калифорния, США, июнь 1920.

04. Не удивительно, что следующим местом применения вискозы стало производства белья.

До 1930 гг нижнее женское белье было либо хлопчатобумажное (грубое и мнущееся), либо - шелковое (очень дорогое). Появление вискозы позволило сделать стильное и элегантное белье более дешевым - его делали из вискозы и украшали машинным кружевом.

Способствовал этому еще и начавшийся в 1929 году мировой экономический кризис - население не могла себе позволить дорогие шелковые изделия, и дизайнеры, чтобы сохранить рынок переключились на вискозные. Так появилось гламурное белье!


Фото. Измерение длинны женского купальника. Если он окажется короче, женщина покинет пляж и будет оштрафована. 1920-е гг.
Фото. Измерение длинны женского купальника. Если он окажется короче, женщина покинет пляж и будет оштрафована. 1920-е гг.


05. К 1920 годам развитие трикотажные технологий заметно продвинулось вперед
: научились делать более эластичное полотно за счет вязки, появились двухфактурные вязальные машины, в 1929 году был изобретен латекс, позже появилось и первое эластичное полотно. И все это обернулось настоящей революцией в производстве купальников!

В 1920-е годы в моду входит спор, активный отдых. Теперь женщин (да и мужчин) не устраивают прежние купальники, которые шились из плотных тканей, с рюшами, сборками, юбками.

Появились купальники из трикотажа (шерстяного или х/б) - они лучше облегали фигуру и не сковывали движений, и, невзирая на тяжелый шерстяной и растягивающийся хлопковый трикотаж, дали женщинам возможность ощутить всю прелесть отдыха на воде.

Правда, многие из их по прежнему имели юбку, но уже скорее как дань приличиям.


Фото. Мадмуазель Алисия, Купальники от Пату. 1928 г.
Девушки в шерстяных купальниках, носках и туфлях за ловлей рыбы. США, 1928 г.
Фото. Мадмуазель Алисия, Купальники от Пату. 1928 г. Девушки в шерстяных купальниках, носках и туфлях за ловлей рыбы. США, 1928 г.

06. И сразу купальные костюмы приобретают новое значение - ими заинтересовались знаменитые модные дизайнеры.

Первые опыты в этом пока еще новом для себя жанре ставят Эльза Скьяпарелли (Elsa Schiapparelli) и Жан Пату (Jean Patou).

В конце 1920-хх годов модный журнал Vogue публикует авторские коллекции купальников. Они по прежнему выполнены их шерсти и хлопка, но уже представляют собой настоящие произведения дизайнерского искусства, даже украшенные логотипом дизайнера (Жан Пату - первым стал размещать свое имя на лицевой стороне изделия).

Особый шик - дополнить костюм аксессуаром, например, пока еще интригующей резиновой шапочкой. Теперь женщин на пляже волнует не длина костюма, а его фасон и расцветка. А вот мужчин - напротив - радует, что ткани на купальники стало уходить гораздо меньше.


| Текстильные инновации и развитие моды. Фотогалерея

1930-е годы: активное сотрудничество дизайнеров с текстильными производителями.

Фото. Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet, 1876-1975) за работой, вторая половина 1930-х.
Фото. Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet, 1876-1975) за работой, вторая половина 1930-х.

07. Наверное, самым известным дизайнером, даже архитектором моды начала 20 века была Вионне.

Что примечательно, она не умела рисовать, но обладала блестящими математическими способностями и особенным пространственным мышлением. На фото она изображена за работой - рядом с деревянным манекеном в половину человеческого роста. Именно так она и создавала свои шедевры, нарезая ткань на лоскуты и перекалывая их сотни и сотни раз, словно "лепила" их на манекене, добиваясь в итоге идеального облегания фигуры с помощью единственного шва. Наверное поэтому многие ее платья, как из мозаики, складываются из множества идеально подогнанных друг к другу маленьких кусочков ткани.

Однако самым известным ее изобретением был и остается крой по косой (под углом в 45 градусов относительно основы ткани), который она использовала для изделия в целом, а не для отдельных небольших деталей, как это было до нее. Такой крой словно изменяет структуру ткани, делая ее более пластичной, струящейся.


Фото. Блузка, сохраняющая форму благодаря только одному банту, завязанному узлом на груди.
Фото. Блузка, сохраняющая форму благодаря только одному банту, завязанному узлом на груди.

08. Часто ее платья и блузки представляли собой один кусок ткани, который она драпировала сложнейшим образом на фигуре, сшивала в единственном месте или закрепляла застежкой.

Особенно известные ее модели с такими драпировками относятся к 1932 году.

Естественно, это требовало полотен большой ширины. Она первая стала заказывать у текстильщиков ткани шириной 2-2,5 м. До нее таких полотен просто не производили.


Фото. Белое атласное платье, драгоценные застежки в виде бантов. 1936 г.
Плессированное платье из полупрозрачного ламе с шнуром из стразов, завязанным узлом у шеи. 1937 г .
Фото. Белое атласное платье, драгоценные застежки в виде бантов. 1936 г. Плессированное платье из полупрозрачного ламе с шнуром из стразов, завязанным узлом у шеи. 1937 г .

09. Такие драпировки требовали и особых свойств от самого материала, из которого изготовлена модель.

Вионне стала первой, кто заказывал текстильщикам смесовые ткани (шелк с добавлением вискозы, хлопок с добавлением шелка и пр.), добиваясь за счет даже незначительных изменений в составе необходимого эффекта.

На фото слева - платье из вискозного атласа цвета слоновой кости, созданное из единого куска ткани, перекинутого через плечо и закрепленного драгоценными застежками в виде бантов. Сзади длинный шлейф, также образованный сложной драпировкой.

Также она первая стала использовать в изготовлении моделей одежды ткани с добавлением металлизированных волокон (до этого они использовались лишь как технические ткани). Одним их излюбленных ее материалов была ламе - ткань с добавлением металлизированных нитей. За счет них получалось либо жесткое полотно, либо текучее и пластичное.


Фото. "Эластификация". Платья-"мумии" Жанны Пакен (Jeanne Paquin), 1939 г.
Фото. "Эластификация". Платья-"мумии" Жанны Пакен (Jeanne Paquin), 1939 г.

10. К 1939 году производители научились добавлять эластичные нити в текстильные полотна, например, такие как бархат.

Это способствовало появлению коллекции "Эластификация" Жанны Пакен. Впервые бархатные платья могли плотно облегать фигуру, но при этом позволять свободно двигаться и не стягивать движений.

Естественно, они стали очень модными!


Фото. Эльза Скиапарелли и ее сюрреалистическое ожерелье "Насекомые" (пластика), 1938 г.
Фото. Эльза Скиапарелли и ее сюрреалистическое ожерелье "Насекомые" (пластика), 1938 г.

11. В 20-30 годы 20 века Эльза Скиапарелли была одним из самых знаменитых мастеров высокой моды, каждая ее коллекция была сенсацией.

Она отличалась остроумным взглядом на вещи, имела смелость для экспериментов и дар настоящего художника. Ее наряды поражали воображение экстравагантностью и поразительным чутьем материала. Не удивительно, что она ввела в модный гардероб массу вещей, которые до этого даже не ассоциировалось у людей с одеждой.

В 1932 году на свет появилась ее коллекция бижутерии, созданная в соавторстве с Дали и Кокто, - это было настоящим буйством фантазии. Материалом могло послужить все, что угодно: таблетки аспирина, леденцы, настоящие птичьи перья, карандаши, ластики и многое другое в том же духе. После этого Скиапарелли работала уже одна, но друзья-художники иногда предлагали интересные идеи для ее творений. Так на свет появилось знаменитое ожерелье из пластика, украшенное сперва засушенными, а в более поздних версиях - пластиковыми насекомыми.


Фото. Реклама молний, используемых Скиапарелли, 1935 г.
Деталь жакета из "Цирковой коллекции" Скиапарелли, 1938 г.
Фото. Реклама молний, используемых Скиапарелли, 1935 г. Деталь жакета из "Цирковой коллекции" Скиапарелли, 1938 г.

12. Скиапарелли стала революционером в дизайне одежды.

Она первая придумала ставить в костюмы подплечники, чтобы сделать визуально уже талию. Она же стала вшивать в одежду молнии, как декоративный элемент (до этого они использовались исключительно как застежка для мужских брюк и сумок). Причем, молнии могли быть контрастного цвета, с разным цветом тесьмы и зубчиков. Сейчас нам это кажется привычным, но тогда это стало открытием в дизайне!

Еще одно ее известное открытие - оригинальные принты для ткани. Например, принт на ткани "газета". Текстильщики сперва отказывались выполнять ее заказ, но ткань разошлась моментально и стала ультрамодной.

Кстати, именно Скиапарелли мы обязаны появлением в моде тематических коллекций, объединенных какой-то одной идеей. Причем, эта идея была реализована и в покрое, и в дизайне ткани, и в фурнитуре. Например, для ее известной "цирковой" коллекции художник Жан Гюго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры акробаток Что тоже было впервые в истории.

Как говорили о ней современники: "Скиап решительно ничего не понимала в шитье — незнание полное, — именно поэтому она обладала смелостью абсолютной и слепой. Ничем не рисковала: ни капитала, ни хозяина, ни перед кем не надо отчитываться — свобода!"


Фото. Скиапарелли, платье из "музыкальной" коллекции.
Фото. Скиапарелли, платье из "музыкальной" коллекции.

13. Кстати, именно Скиапарелли мы обязаны появлением в моде тематических коллекций, объединенных какой-то одной идеей.

Причем, эта идея была реализована и в покрое, и в дизайне ткани, и в фурнитуре. Например, для ее известной "цирковой" коллекции художник Жан Гюго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры акробаток Что тоже было впервые в истории.

Она первая придумала давать названия коллекциям (самые нашумевшие ее – "Цирк", "Музыка", "Астрология", "Языческая", "Остановись, смотри и слушай").


Фото. Скиапарелли, "платье-скелет".
Фото. Скиапарелли, "платье-скелет".

14. Знаменитое "платье-скелет" из коллекции "Цирк" опять же придумано "с помощью" Дали.

Понятно, что такой скульптурности в модели можно было создать только с использованием новых, специальных материалов, и Эльза постоянно "тормошила" текстильщиков, вынуждая их создавать новые революционные технологии. С другое стороны, и производители текстиля вдохновляли дизайнеров на создание новых моделей. Такое вот взаимовыгодное сотрудничество!


Фото. Модель Марсела Флуд демонстрирует купальник с эластичными волокнами и солнцезащитные очки, 1937 г.
Фото. Модель Марсела Флуд демонстрирует купальник с эластичными волокнами и солнцезащитные очки, 1937 г.

15. В конце 1930-х годов мир завоевали купальные костюмы их эластичных волокон.

Они стали настоящим модным трендом того времени, наряду с загаром, солнцезащитными очками, маникюром и педикюром и босоножками!


Фото. Реклама нижнего белья марки KESTOS, 1930-е гг.
Фото. Реклама нижнего белья марки KESTOS, 1930-е гг.

16. Появились и новые модели нижнего белья: облегающие и утягивающие грации и полуграции, облегающие трусы (они шились из натуральных материалов, например, из сатина, а сбоку имелись вставки из эластичного полотна).

Особенно модниц радовало облегающее белье без швов!


| Текстильные инновации и развитие моды. Фотогалерея

1940 - 1950-е годы: Нейлон. Начало производства синтетических волокон.

Фото. Англичанки выступают за свободную продажу искусственных чулок: из 66 драгоценных купонов, выдаваемых на месяц, пара чулок могла стоить 2.
Фото. Англичанки выступают за свободную продажу искусственных чулок: из 66 драгоценных купонов, выдаваемых на месяц, пара чулок могла стоить 2.

17. Вторая мировая война сильно изменила ситуацию на текстильном рынке: резко сократился выпуск бытовых тканей (все шло для фронта!).

Исчез шелк - ведь основным его производителем были страны Юго-Восточной Азии, в частности, Япония, которая теперь тоже участвовала в войне. А фронту требовалось немало шелка - их него в первую очередь делали парашюты.

А в тылу из продажи исчезли чулки. Это была катастрофа - ведь в те годы дамы носили их ежедневно!

Так в Европе к 1940-м годам остро назрела проблема замены шелка на что-то еще. И выходом стал нейлон В СССР известный как капрон!), изобретенный в 1939 году компанией Дюпон. Сперва он производился исключительно для нужд армии, но с окончанием войны весь стал поступать на мирный рынок! Чулки из нового материала оказались тонкими, прочными, блестящими и ... достаточно дорогими. В послевоенной Великобритании они продавались за купоны, и, из 66 купонов, выдаваемых даме на месяц, на пару чулок надо было потратить целых 2. Но это не останавливало британок - за годы войны все так истосковались по красоте!


Фото. Если чулок нет, их можно было нарисовать! В салоне компании Max Factor.
Фото. Если чулок нет, их можно было нарисовать! В салоне компании Max Factor.

18. Ну а если чулок не хватило - их можно было нарисовать!

Ведущие косметические фирмы мира, например, Max Factor, выпускали гели для ног, имитирующие чулки, и специальные карандаши, позволяющие рисовать стрелки на ноге (ведь чулки все еще сшивали по шву!).

Потом такие гели превратились в средства для автозагара!


Фото. Свободная продажа нейлона, 1945 г.
Фото. Свободная продажа нейлона, 1945 г.

19. Нейлон поступил в свободную продажу - и сразу произвел фурор - ведь он был так похож на шелк.

Но кроме того, он не мялся, его можно было стирать и он моментально высыхал.

Для потребителей того времени было было что-то невиданное и волшебное!


Фото. Нейлоновые чулки, 1947 г.
Модель в белье из нейлона, 1950 г.
Фото. Нейлоновые чулки, 1947 г. Модель в белье из нейлона, 1950 г.

20. Из нейлона стали делать - ВСЕ!

В первую очередь, конечно же чулки и белье. За очень короткое время материал стал чрезвычайно популярным, даже не смотря на его неэкологичность (в те годы это не считалось достоинством).


Фото. Ноябрь, 1954 г. Модели для подростков, представленные на лондонской выставке.
Фото. Ноябрь, 1954 г. Модели для подростков, представленные на лондонской выставке.

21. Постепенно ассортимент вещей, производимых из синтетических волокон расширялся. Появилась одежда из полиэфирного волокна.

На фото - юноша облачен в териленовый (Terylene, коммерческое название полиэфирного волокна) костюм и нейлоновую рубашку. На девушке - платье из нейлона с нейлоновой меховой накидкой, с белыми носками и балетками.


Фото. В текстиле появляется орлон, 1950-е гг.
Фото. В текстиле появляется орлон, 1950-е гг.

22. В 1950-х годах в моду вошел орлон (торговое название полиакрилнитрильного волокна, в России известного как нитрон).

Из него стали делать полотна и вязать трикотажные изделия. И если до войны одежда дам представляла собой комплекты (платье или костюм, выполненный из одной ткани), то после войны дамы все чаще используют в гардеробе отдельные вещи (сепараты). Отчасти это происходило от бедности - в костюме разные детали снашивались неодинаково, отчасти - потому что давало огромный простор для творчества в комбинировании разных компонентов гардероба.


| Текстильные инновации и развитие моды. Фотогалерея

1960-е годы: "синтетическая" революция.

Фото. Hurlingham Club in Putney, Лондон, 1960 г.
Фото. Hurlingham Club in Putney, Лондон, 1960 г.

23. В 1960-х годах в Европе грянула "синтетическая революция"!

Теперь, чтобы быть модным и стильным, нужно быть одетым в модели из новый материалов: костюм с искрой (из полиэфира), брюки-дудочки, нейлоновую рубашку, как на мужчине, или в облегающий комбинезон из ламе, как на его партнерше.

Это было стильно и модно!


Фото. Пьер Карден, "Космическая" коллекция. 1966 г.
Фото. Пьер Карден, "Космическая" коллекция. 1966 г.

24. Синтетические материалы были ультрамодны в 1960-е годы, в первую очередь потому, что в сознании людей это были материалы будущего, космической эры.

Модно было все, что хоть как-то было связано с космосом. Как эти причудливые шлемы на моделях Пьера Кардена.


Фото. В моду входят колготки. 1966 г.
Фото. В моду входят колготки. 1966 г.

25. В преддверие космической эры чулки казались анахронизмом. да и чулочные изделия с каждым годом становились все совершеннее.

Сейчас пожалуй, трудно определить, что стало предпосылкой возникновением мини. "Изобретательница" мини - Mary Quant, уверяет, что подсмотрела, как девочки -подростки на улице поднимают подолы юбок. Так появилась на свет ее коллекция в стиле лондонской уличной моды 1960-х.

В это время становится популярной идея феминизма: женственность в классическом понимании выходит из моды (в том числе и так называемые "пышные формы"). Взамен приходит мода на длинные худые ноги и ... колготки. А дальше начался круговорот - короткие юбки требовали под себя колготки, а те, в свою очередь, позволяли еще больше оголить ноги.


Фото. Мари Куант, коллекция "Quant Afoot", 1967 г.
Фото. Мари Куант, коллекция "Quant Afoot", 1967 г.

26. Мари Куант стала революционеркой моды 1960-х.

Она одна из первых активно использует в своих моделях новые материалы. Например, прозрачный пластик. Непрактичные маленькие сумочки заменяет на рюкзаки с длинными ремнями. Именно с её подачи в моду входят топ, обтягивающие разноцветные брюки, замшевая одежда, туфли на платформах, простые короткие стрижки и яркая косметика.


Фото. Мари Куант, модели из ПВХ, 1962-63 гг.
Фото. Мари Куант, модели из ПВХ, 1962-63 гг.

27. Одно из ее революционных "открытий" - коллекция Wet: дождевики и ботинки на низком каблуке.

До нее никому не приходило в голову, что плащи и дождевики удобно делать из клеенки!


Фото. "Dollar Princess", шляпа, собранная из прозрачного пластика и крышек от молочных бутылок от Reed Crawford. 1966 г.
Фото. "Dollar Princess", шляпа, собранная из прозрачного пластика и крышек от молочных бутылок от Reed Crawford. 1966 г.

28. Если одежду можно делать из всего, почему это не может быть мусор?

В 1960-е годы на свет появлялись и такие модели.


Фото. Rudy Germreich, купальный костюм, 1965 г.
Фото. Rudy Germreich, купальный костюм, 1965 г.

29. Винил, или как его называли "искусственная кожа" завоевывает Европу.

Появляются и сразу становятся популярными "сапоги-чулки", от которых были без ума наши мамы и бабушки. А прообразами их были такие вот модели.


Фото. Paco Rabanne, платье для коктейля и вечернее платье, 1960-е гг.
Фото. Paco Rabanne, платье для коктейля и вечернее платье, 1960-е гг.

30. Сложно сказать, что натолкнуло знаменитого Paco Rabanne на создание его не менее знаменитой серии платьев из матовых и прозрачных пластин родоида, которые при искусственном освещении светились всеми цветам радуги. Но это стало поистине прорывом в моде. Ведь платья теперь не обязательно было шить...


Фото. Бумажное платье Scott Paper, 1966 г.
Фото. Бумажное платье Scott Paper, 1966 г.

31. Идея использовать для создания одежды подручные материалы, привела к возникновению в 1966 году серии бумажных платьев.

Они на самом деле бели сделаны из бумаги, стоили $1,25. В течение полугода было продано до полумиллиона таких платьев. Они выдерживали три стирки и их даже можно было гладить. Правда, мода на них продержалась недолго.


Фото. Пьер Карден, платье "яичная коробка". Кардин цвета фуксии. 1968 г..
Фото. Пьер Карден, платье "яичная коробка". Кардин цвета фуксии. 1968 г..

32. Иногда изобретателями новых материалов становились дизайнеры.

Так известный Пьер Карден в 1960-е годы специально запатентовал под себя и начал использовать новую ткань под название "кардин". Ее особенность - ей можно было придавать форму при помощи термопресса, формируя интересные объемы, структуры и рельефы. Это был настоящий прорыв в дизайне - ничего похожего раньше не было, и вряд ли кто-то смог предположить, что можно вот так вот легко создать трехмерный объем, который будет сохраняться, что бы мы не делали с платьем - носили, стирали, сушили...


| Текстильные инновации и развитие моды. Фотогалерея

Конец 1970-х - 1980-е: вторая волна интереса к синтетике.

Фото. Диско-костюм 1970-х.
Фото. Диско-костюм 1970-х.

33. Диско-стиль, та популярный в конце 1970-х потребовал и новой одежды, и новых материалов.

Теперь в моде были золото, блеск, блестки, музыка. танцы. Например, такой вот костюм из золотистого шелковистого джерси в сочетании с босоножками из золоченой лакированной кожи на высокой платформе из пластика. Причем, такую платформу носили и женщины, и мужчины.


Фото. Джимми Ли Кертис в к/ф Perfect. 1970-х.
Фото. Джимми Ли Кертис в к/ф  Perfect. 1970-х.

34. Еще одним веянием 1980-х, сильно повлиявшем на мировую моды стал спортивный стиль.

Аэробика. облегающие купальники, леггинсы, неизменные гетры и повязка на голову. Все они потом перекочевали в нашу повседневную моду.


Фото. Бюстье из неопрена. 1987 г.
Фото. Бюстье из неопрена. 1987 г.

35. В 1980-х годах был изобретен неопрен - вспененный винил, который по достоинству оценили спортсмены и модницы.

Он полностью соответствовал спортивному стилю в жизни и в одежде.


Фото. Модели Иссея Мияки, 1980-е гг.
Фото. Модели Иссея Мияки, 1980-е гг.

36. Не удивительно, что в эти годы появились и свои экспериментаторы с формой.

Своеобразным "карденом" 1980-х по праву считается Иссея Мияки, японский дизайнер. Он много экспериментировал с формой, особенно трикотажных полотен.


| Текстильные инновации и развитие моды. Фотогалерея

1990-2000-е: киберпанк и концептуальный дизайн.

Фото. Дипломная коллекция Хуссейна Чалаяна, 1993 г.
Фото. Дипломная коллекция Хуссейна Чалаяна, 1993 г.

37. Наверное основной особенностью дизайнеров 1990-х было отрицание условностей и правил, принятых в мире моды.

Одним из таких кутюрье, подходящим к созданию коллекций максимально концептуально, используя для этого нетрадиционные материалы и оригинальные техники, стал Хуссейн Чалаян.

Его первым публичным показом стала демонстрация дипломной коллекции в знаменитом колледже моды Central St Martins в 1993 году, которая поразила не только преподавателей, но и весь мир моды. Названная "Преданные земле", коллекция включала в себя несколько платьев, выполненных из натурального шелка, а после .... закопанных в саду вместе с металлическими опилками. Вот такие "эксгумированные" платья и были представлены им на дипломном показе.


Фото. Хуссейн Чалаян. Before minus now Collection, платье Remote Control Dress, весна-лето, 2000 г.
Фото. Хуссейн Чалаян. Before minus now Collection, платье Remote Control Dress, весна-лето, 2000 г.

38. Коньком Чалаяна были платья-трансформеры.

Как например, это, гназваное "Remote Control Dress", из нашумевшей коллекции 2000 года года, показ Весна/Лето, это коллекция "Before minus Now". На показе на белый подиум вышла модель в платье-панцире из жесткого белого пластика, сложенном из нескольких, идеально подогнанных друг к другу деталей. Затем появился мальчик с пультом дистанционного управления. Он нажимал на кнопку, и юбка твердого пластикового платья раздвигалась и поднималась, подобно закрылкам самолета, обнажая "шасси" из пышного воздушного тюля.

В рамках коллекции также была представлена серия платьев-самолетов, сконструированных с помощью технологий, используемых в самолетостроении, и воплотивших в своем облике аэродинамические принципы движения.


Фото. Хуссейн Чалаян. "Силиконовые платья". Коллекция "Inertia", весна-лето 2009 г.
Фото. Хуссейн Чалаян. "Силиконовые платья". Коллекция "Inertia", весна-лето 2009 г.

39. И конечно, нельзя упомянуть его нашумевшую коллекцию 2009 года, выполненную из силикона, расписанного вручную.

Такое необычное воплощение идеи скорости, движения скорее делает эти модели арт-объектами, чем предметами одежды.

И не случайно наверное сам Хуссейн Чалаян утверждает: "Я очень часто чувствую себя пришельцем на этой планете, и тем более в мире моды"...


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания