Как говорить с детьми об искусстве?
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Стиль, мода, образ
Все картинки темы

| Как говорить с детьми об искусстве?

автор текста: Надежда Азарова для портала Осинка.ру

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Как сделать первые шаги в этом направлении? Как заинтересовать ребенка миром искусства? Советы на этот счет дает Франсуаза Барб-Галль, известный французский искусствовед.


Как говорить с детьми об искусстве?

Каждая мама хочет, чтобы ее дети выросли культурными и образованными людьми. Каждая по мере возможности старается привить ребенку интерес к музеям, театру, картинным галереям. Но не всегда это получается, к сожалению. Увлечь, заинтересовать ребенка непонятным ему миром очень непросто, а отбить охоту к изучению искусства запросто!

Франсуаза Барб-Галль написала замечательную книгу "Как говорить с детьми об искусстве", которая должна помочь всем родителям, думающим о кругозоре и творческом развитии своих детей. Мы обратились к издательству "Арка", благодаря которому эта книга вышла в России на русском языке, и с их дружелюбного согласия с большим удовольствием публикуем отрывки из этой книги на Осинке.

Франсуаза является известным французским искусствоведом, преподает историю искусств в Школе Лувра, проводит регулярные конференции и семинары. Этот человек действительно любит искусство и одновременно понимает точку зрения маленького неопытного человечка. Понятными словами она отвечает на те вопросы, которые возникают и у детей, и у их родителей. Мы надеемся, наши публикации фрагментов книги помогут вам приобщить своих детей к миру искусства и по-новому взглянуть на известные картины мастеров мировой живописи.

Из предисловия к русскому изданию

Книга Франсуазы Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве", неоднократно переиздавалась во Франции, переведена на английский язык и пользуется большим успехом в Англии и Америке. Оценить все ее достоинства благодаря стараниям издательства "Арка" теперь сможет и русский читатель. Как издательский партнер Государственного Эрмитажа издательство делает все возможное, чтобы мир искусства и музейное пространство стали привлекательными и близкими для каждого.

Фото. Обложка книги "Как говорить с детьми об искусстве", автор Франсуаза Барб-Галль.
Фото. Обложка книги "Как говорить с детьми об искусстве", автор Франсуаза Барб-Галль.

Главное отличие этой книги - в ее универсальности и демократичности. Кому-то она помогает сделать первый шаг, кому-то - преодолеть свою неуверенность и понять, что мир искусства открыт для всех. Разумеется, настоящий искусствовед сумеет рассказать и больше, и тоньше, и глубже о каждой из тридцати картин, отобранных автором. Но задача книги - сделать читателя, будь то ребенок или взрослый, не просто слушателем, а заинтересованным собеседником, расшевелить его, побудить задавать вопросы и самому искать ответы. Собственно, книга и построена в форме вопросов и ответов. Только нужно все время иметь в виду, что это не экзамен: вам предлагается всего лишь ключ, даются варианты, которые вы сами можете менять, дополнять или отбрасывать, руководствуясь собственным опытом.

С чего начать пробуждение интереса к живописи

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Откажитесь от стереотипов

При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: "В этом городе надо обязательно сходить в музей", "Это непременно надо увидеть", "Это так интересно" (или "Там так красиво!"). Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.

(фото: B.K. Dewey)
(фото: B.K. Dewey )

Обратитесь к собственному опыту

Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда - ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.

Постарайтесь просто выразить свои чувства

Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства - без ученых рассуждений, своими словами.

(фото: presta)
(фото: presta )

Радость общения

В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

Не увлекайтесь

Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек - будь он большой или маленький - еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок - теперь доверьтесь его собственному выбору; ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем- то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы сможете вернуться с ним к этому шедевру позднее. Ваша задача - подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет. Его выбор может вас удивить, огорчить, пойти наперекор вашим собственным вкусам, и тем не менее лучше всего начать именно с того, что выберет он сам, будь то пейзаж XIX века или монохромное полотно, написанное в 60-х годах ХХ века.

(фото: Sarah Ross photography)
(фото: Sarah Ross photography )

Начните с того, что выберет ваш ребенок

Оставим пока в стороне вопрос "с чего начать". На первом этапе не стоит пытаться дать детям стройную систему знаний с учетом хронологии, истории развития цивилизации и художественных стилей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к определенным требованиям. А пока что ваша цель - доставить ему радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной - в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями.

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил - настолько простых, что мы о них обычно забываем.

Не ходите в музей в дождливые дни

По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами - довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

(фото: hint of plum)
(фото: hint of plum )

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко

Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет - и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь - и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все

Любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками - все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

(фото: Ilya Boyandin)
(фото: Ilya Boyandin )

Объясните ребенку, как вести себя в музее

Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить - они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня

Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу - вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом - тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

(фото: artolog)
(фото: artolog )

Пользуйтесь планами, читайте таблички

В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах - по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам

Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся
картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями

Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки - прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет
снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

(фото: SeeMidTN.com (aka Brent))
(фото: SeeMidTN.com (aka Brent))

Не забудьте зайти в кафе

Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

Что показывать детям разного возраста

Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Часто думают, что дети лучше воспринимают абстрактное искусство ("похоже на детский рисунок") или что не стоит показывать им картину с незнакомым сюжетом. Ничего подобного. Попробуйте сами - и вас удивит, насколько дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не навязывайте им те, которые нравятся вам.

(фото: dnudson)
(фото: dnudson )

Советы, предлагаемые ниже, помогут вам выбрать, куда пойти и что смотреть. Мы напомним, чем чаще всего интересуются дети, и проясним некоторые спорные моменты. Наши рекомендации ни в коем случае не следует воспринимать как предписания. Когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы рассматривать картинки в книжке, он способен на своем уровне воспринимать живопись и получать от этого удовольствие. Но чтобы слушать пояснения взрослого, он должен обладать определенным словарным запасом, который обычно формируется к пяти годам. Этот возраст и выбран в качестве исходного.

Материал книги распределен по трем возрастным группам: от пяти до семи лет, от восьми до десяти, от одиннадцати до тринадцати и выше. Это не строгие рамки, а только ориентир, которого рекомендуется придерживаться, делая поправки на степень индивидуального развития ребенка.

Детям от 5 до 7 лет.

Фото. Фрагмент картины Камиля Писсарро "Эрмитаж в Понтуазе", 1868.
Фото. Фрагмент картины Камиля Писсарро "Эрмитаж в Понтуазе", 1868.

Что привлекает детей в этом возрасте.

- Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего").
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее".
- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.
- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Важные моменты.

Связь с повседневной жизнью.

Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как его мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец. А внимание другого малыша привлечет красное одеяло на полотне Ван Гога, потому что оно похоже на то, которое есть у него дома.

(фото: brookewill)
(фото: brookewill )

Двигательная реакция.

Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально "сыграть" картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются поэтому у малышей особым успехом.

Свобода воображения.

Увиденную картину дети любят "подкрепить" какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: "Она, наверно, плачет, потому что…", "Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому…". Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами: желтое пятно - с солнцем или луной, а что-то кривое и длинное - со змеей или бананом. Мазки зеленого, которые для вас ничего не значат, для детей превращаются в травинки или в лягушат. Так малыши "присваивают" себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляции), давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы (веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор), которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.

Не только смотреть - говорить!

Неважно, на что именно смотрит ребенок - его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: "О чем ты сейчас думаешь?", "Что ты чувствуешь?", "Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?", "А тебе не кажется?". Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое - темное, тяжелое - легкое, прозрачное - непрозрачное, толстое - тонкое, четкое - расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала - приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению.

Фото. Фрагмент картины Поля Сезанна "Дворец Марии на пути к Черному замку".
Фото. Фрагмент картины Поля Сезанна "Дворец Марии на пути к Черному замку".

Книги или музей?

Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Предположим, в монографии о Мондриане нашлась репродукция, на которой присутствуют красный, желтый и синий цвета. Листайте книгу дальше: красный исчезнет, потом появится снова, зато исчезнет желтый - и так далее. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять - увлекательная игра, которая возможна не только с цветом, но и с формой, позами и фигурами; можно так поиграть и с фотографиями скульптур. Для начала очень важно просто вмеcте полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-то конкретные предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь "по-правдашнему". Он будет рад!

Детям от 8 до 10 лет.

Фото. Фрагмент картины Караваджо "Давид и Голиаф", 1601.
Фото. Фрагмент картины Караваджо "Давид и Голиаф", 1601.

Что нравится детям в этом возрасте.

- Яркая и контрастная живопись привлекает их так же, как и малышей.
- Картины, о которых можно что-то рассказать - либо в связи с сюжетом, либо с жизнью художника.
- Узнаваемые типажи: хорошие - плохие, сильные - слабые. Такие персонажи широко распространены в фильмах, мультфильмах, комиксах, видеоиграх и хорошо знакомы детям.
- Сражения и прочие виды противостояния, когда добро одерживает победу над злом, более слабый над более сильным (обязательное условие).
- Герои.
- Картины, которые смешат и веселят (или что-то высмеивают).
- Картины, от которых становится страшно.
- Фигуры странного вида, похожие на чудовищ.
- Картины, показывающие повседневную жизнь в разные исторические эпохи.

В этом возрасте дети подолгу простаивают перед картиной, как бы "входят" в нее. Пейзаж часто воспринимается как приглашение к путешествию. Дети мысленно включаются в действие - идут по горам и долинам, попадают в бурю, плывут на кораблях, сражаются с чудовищами… Пейзаж стимулирует любовь к приключениям.

Важные моменты.

Зрительные ассоциации.

Мир детских зрительных образов не всегда отличается высоким эстетическим уровнем, но любимые персонажи обычно храбрецы и силачи - герои фильмов, видеоигр, мультиков, комиксов. Вспомните знакомых героев, рассказывая детям о борьбе добра и зла: тут вам помогут и "Звездные войны", и "Человек-паук". С идеей противостояния добра и зла дети многократно столкнутся в произведениях живописи и скульптуры на мифологические или библейские сюжеты.

Фото. Фрагмент картины Гюстава Моро "Эдип и Сфинкс", 1864.
Фото. Фрагмент картины Гюстава Моро "Эдип и Сфинкс", 1864.

Другие цивилизации.

Приключения в экзотической обстановке всегда кажутся особенно привлекательными, поэтому в фильмах и видеоиграх для детей действие часто происходит в таких странах, как Древний Китай, Египет, страна инков и т. д. Ранние зрительские впечатления - хорошая основа для того, чтобы дети заинтересовались искусством соответствующих стран и эпох.

Подробное знакомство с музеем.

Его стоит начинать именно в этом возрасте. Ребенок с удовольствием пойдет в уже знакомый - или новый - музей с заранее определенной целью: увидеть там что-то особенно интересное.

Важно получать информацию самостоятельно.

Очень важно, чтобы дети сами читали таблички ("этикетки") при каждой картине, узнавали имя автора, название работы, год ее создания и т. п. Поначалу они будут читать все подряд и могут принять инвентарный номер за дату рождения художника, но с вашей помощью быстро во всем разберутся. Детям гораздо интереснее узнавать о картине самим, чем выслушивать то же самое от взрослых. Вдобавок это дает им столь желанное ощущение независимости.

(фото: krowla)
(фото: krowla )

Как это сделано?

Дети этой возрастной группы живо интересуются материалами и техникой искусства. Им особенно нравятся картины, скульптуры или инсталляции, в которых можно различить мазки кисти, следы от работы ножниц, отпечатки пальцев, потеки, пятна и т. д. Тут им помогает собственный опыт - уроки рисования в начальных классах или в детском саду. В этом возрасте пора приучать детей рассматривать картину, отвлекаясь от сюжета, и поощрять их интерес к самому процессу работы, к технике живописи, как старинной, так и современной. В зале может оказаться профессиональный художник, который пишет копию какой-нибудь музейной картины: понаблюдайте за ним (только не мешайте работать). Если есть возможность, сходите с ребенком в мастерскую к литографу, керамисту, гобеленщику. Понаблюдайте также, как реставрируют фасады зданий или витражи.

Детям от 11 до 13 лет.

Фото. Фрагмент картины Валентина Серова "Портрет Николая II", 1900.
Фото. Фрагмент картины Валентина Серова "Портрет Николая II", 1900.

Что интересует детей в этом возрасте.

- Личность автора и главные этапы его биографии.
- История картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника.
- Как строится картина - например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины.
- Каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли. Например, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремясь к наибольшей выразительности.
- Сколько времени ушло на создание картины.
- Символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения. (Почему на картине изображен голубь? Что символизирует зажженная свеча?)
- Сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого дают автопортреты, например Рембрандта, Ван Гога, - Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве автора.
- Сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты. (В чем сходство? В чем различие?)
- Связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь контекст - материал из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить параллели.
- Сколько стоит картина.

Важные моменты.

У детей становится меньше свободного времени.

Отчасти это связано с возрастающей школьной нагрузкой. Тем важнее четко определить, с чем вы хотите познакомить ребенка, чтобы ему не казалось, будто он теряет время или, напротив, вынужден выполнять лишние, дополнительные задания.

Фото. Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь", 1510-1515.
Фото. Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь", 1510-1515.

Дети утрачивают непосредственность.

Они уже многое знают и без колебаний дают оценку тому, что видят ("Это глупо!", "Это некрасиво!", "В чем тут смысл?"). Сказать ребенку: "Ты неправ" нельзя - это тупик. Лучше занять открытую позицию - поинтересоваться его мнением, поделиться собственными знаниями, задать вопросы самому себе и сравнить ваши взгляды. Тогда ребенок поймет, что он не разглядел чего-то важного, и в другой раз будет смотреть внимательнее.

Темы, которые их смущают.

В этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура - неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве в передаче обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телоcложения. Можно вспомнить о роли досконального знания анатомии, остановиться на том, как художник передает фактуру кожи, и т. д.

Ассоциации с рекламой.

Дети этого возраста отлично знают распространенные рекламные образы и охотно к ним обращаются. Реклама часто бывает связана с историей искусства - объясните ребенку, что это не случайно, и помогите ему "опознать" обыгранные в рекламе произведения. Если в рекламе использована картина или деталь картины, сходите с ребенком в музей и покажите ему оригинал - или, по крайней мере, хорошую репродукцию.

В логотипе международного кадрового агентства Manpower (вписанный в круг буквы "о" человек с идеальными пропорциями тела) использован знаменитый рисунок Леонардо да Винчи. Логотип косметической фирмы L'Oreal Studio Line явно подсказан композицией в духе Мондриана. Обратите внимание на то, как цвет и выбор позы соотносятся в телевизионной рекламе товаров, моды и т. д. с символикой, издавна присущей живописи.

Фото. Фрагмент картины Лукаса Кранаха "Адам и Ева", 1526.
Фото. Фрагмент картины Лукаса Кранаха "Адам и Ева", 1526.

Зачем нужна такая картина.

Ключевой вопрос. Помогите ребенку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания: тем самым в его глазах существование этой картины будет оправдано. Более того, возникнет интерес к тому, как личность автора отражается в произведении. К примеру, романтические этюды плывущих по небу облаков скорее всего оставят детей равнодушными. Но если вы объясните им, что в XIX веке облака символизировали неустойчивость человеческих чувств (они скрывают солнце, собираются перед бурей, предвещают грозу), это даст пищу детскому воображению.

Фото. Фрагмент картины Альбрехта Дюрера "Автопортрет Дюрера в зрелые годы", 1500.
Фото. Фрагмент картины Альбрехта Дюрера "Автопортрет Дюрера в зрелые годы", 1500.

Интерес к определенному художнику.

История искусств для детей в этом возрасте область слишком общая, слишком отвлеченная, а вот история конкретного художника обычно вызывает живейший интерес. Поэтому стоит пойти на чью-нибудь персональную выставку или выбрать музей, наиболее полно представляющий творчество определенного мастера, даже если он не посвящен ему целиком. Детям понравится мысль о том, что художник - это тоже своего рода "звезда".

Рано или поздно ребенок спросит вас о чем-нибудь, что никогда не приходило вам в голову. Как ни досадно, вы вдруг поймете, что на простой детский вопрос ответить не можете. Большинство людей, наталкиваясь на подобные проблемы, тоже становятся в тупик. Кто сказал, что именно вы должны знать все? Попробуйте начать с нуля, взглянуть на вещи непредвзято и отбросить общепринятые суждения. Это в равной мере касается самих художников, их произведений, сюжетов и задач - будь то Средние века или наши дни.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания